UA / RU
Поддержать ZN.ua

«Свій до свого по своє»

Дмитрий Фирташ «исключил» из схемы поставок природного газа в Украину «Нафтогаз» и… «Газпром».

Авторы: Алла Еременко, Дмитрий Марунич

Группа компаний Ostchem Group, принадлежащая Дмитрию Фирташу, с 1 апреля начала импорт среднеазиатского газа для своих химических предприятий в Украине. «Мы сделали очень просто, ничего нового не придумали: мы поставили холдинговую компанию Ostchem, она сама покупает и привозит газ на границы Украины нашим предприятиям. Мы убрали НАК «Нафтогаз Украины», нам это не нужно, и мы убрали «Газпром», - заявил Д.Фирташ, в частности, «Українським новинам».

Допуск этой частной компании на газовый рынок Украины свидетельствует о том, что государство утратило контроль над импортом газа и отныне не будет гарантировать потребителям поставки этого важнейшего энергоносителя, доля которого в энергобалансе страны превышает 45%.

Первую информацию о поставках газа для химпредприятий Фирташа, как ни странно, обнародовал премьер-министр Николай Азаров. В его интерпретации, договоренности о поставках газа подписывались не на уровне хозяйствующих субъектов, а на межгосударственном украинско-российском уровне. Озвученная Н.Азаровым цена в 170 долл. за тысячу кубометров была впоследствии опровергнута Д.Фирташем, который посетовал, что «она (цена), к сожалению, значительно больше».

Поспешность премьера, который опередил бизнесмена Фирташа, огласив подробности сделки, может объясняться стремлением пропиарить правительственные успехи. Н.Азаров почему-то связал
достигнутые договоренности с харьковскими соглашениями Мы сами открыли ворота, мы сами…», «ЗН» №16 от 24 апреля 2010 года), подчеркнув их полезность для Украины. Однако когда общественности открылись подробности указанной сделки, то стали очевидны и ее бенефициары, и «лузеры».

Получение Ostchem Group права на поставку газа показало, что НАК «Нафтогаз Украины» (на 100% принадлежащая государству в лице правительства) отныне лишилась статуса монополиста по импорту природного газа. Реализация схемы по поставкам газа в обход «Нафтогаза» стала возможна после февральского решения Окружного административного суда Киева.

В интересах ЗАО «Укргаз-Энерго», принадлежащего в равных долях «РосУкрЭнерго» (которая, в свою очередь, почти наполовину принадлежит Д.Фирташу) и «Нафтогазу», суд отменил правительственное постановление №163 от 5 марта 2008 года, которым импорт природного газа разрешался исключительно НАК «Нафтогаз Украины».

Основным инициатором устранения ЗАО «Укргаз-Энерго» была тогдашний премьер Юлия Тимошенко, которая таким образом лишила ресурсов газа этого основного импортера, контролируемого Дмитрием Фирташем.

Правительство Николая Азарова не опротестовало решение суда. 4 апреля 2011 года Кабмин отменил монопольное право НАК «Нафтогаз Украины» на растаможивание природного газа, поступающего в украинскую газотранспортную систему для удовлетворения нужд внутренних потребителей.

Отказ правительства бороться в судебных инстанциях за монопольное право «Нафтогаза» на поставки импортного ресурса, отсутствие до настоящего момента прогнозного баланса природного газа на 2011 год объясняются тем, что на протяжении последних месяцев шла жесткая лоббистская игра, победа в которой обеспечила Дмитрию Фирташу неплохие дивиденды. За счет государства, а точнее - налогоплательщиков.

Согласно финансовому плану «Нафтогаза Украины» («Показная прибыль», uaenergy от 31 марта 2011 года), в 2011 году было запланировано реализовать промышленности 20,2 млрд. кубометров газа. Таким образом «Нафтогаз», ранее являвшийся монопольным импортером газа, лишился не менее 20% платежеспособного спроса со стороны химических промпредприятий, перешедших в последние полтора года под контроль Д.Фирташа. А значит, лишится сопоставимой доли выручки и прибыли (хотя такая дефиниция для «Нафтогаза» как госкомпании давно уже перешла в разряд абстракций) по итогам 2011 года. Дефицит финансового плана компании, оцененный премьером в 10 млрд. грн., уже превышает параметры, утвержденные правительством в марте (8,5 млрд. грн.).

Подтверждение сказанному находим и в согласованном Министерством экономики «Обосновании на приобретение природного газа у НАК «Нафтогаз Украины». Газ приобретает дочерняя компания НАКа «Газ Украины» для последующей реализации потребителям. Версия от января 2011 года существенно отличается от декабрьской редакции документа. Из нее попросту «исчезли» около 3 млрд. кубометров природного газа, предназначенного для продажи промышленным потребителям. Таким образом в «Нафтогазе Украины» заблаговременно подготовились к предстоящему выходу на внутренний рынок газотрейдерской компании Д.Фирташа? Помнится, и «РосУкрЭнерго», и ее предшественницы также начинали «работать» с туркменским газом… В итоге никто (кроме особо посвященных) до сих пор так и не знает, почем реально покупали и почему по «такой» цене продавали в Украине якобы туркменский газ.

Ситуация усугубляется также обязательствами «Нафтогаза Украины» по приобретению 41 млрд. кубометров природного газа у «Газпрома» в текущем году, поскольку газ, импортируемый Ostchem Group, не входит в данную квоту. Таким образом, «Нафтогазу» еще придется решить вопрос о том, «куда пристроить» лишние 4-5 млрд. кубометров, поступающих на внутренний рынок.

На данный момент реалистичным сценарием использования «излишков» газа является уплата «Нафтогазом» «Газпрому» 1,2-1,5 млрд. долл. (при среднегодовой цене около 300 долл. за тысячу кубометров) с последующей закачкой в ПХГ и хранением за счет украинской госкомпании (ДК «Укргазтранзит»). Руководству «Нафтогаза» придется инициировать очередной раунд переговоров с российскими коллегами по урегулированию контрактных обязательств по отбору газа, поскольку маловероятно, чтобы Д.Фирташ отказался от выгодной ему схемы поставок в последующие годы. А принцип «бери или плати» продолжает превалировать в действующих газовых контрактах между «Нафтогазом» и «Газпромом». Следовательно, «Газпром» получает очередные козыри в процессе «принуждения Украины к созданию СП» на основе газотранспортной системы Украины.

Теперь о выигравшей стороне. Как следует из слов Д.Фирташа, поставки минеральных удобрений по льготным ценам будут компенсированы данными правительством гарантиями закупить у подконтрольных ему предприятий продукцию в период низкого спроса - в июне-августе 2011 года. Взамен Ostchem Group предоставит 20-процентную скидку на поставляемые минеральные удобрения, о чем упоминали и премьер Н.Азаров, и Д.Фирташ («Реанимация «Укргаз-Энерго» = агония «Нафтогаза»?», ZN.UA №12 от 2 апреля 2011 года).

Поставки дешевого газа позволят группе Д.Фирташа не только обеспечить выпуск удобрений по приемлемой цене для проведения посевной кампании в Украине, но и успешно конкурировать на мировых рынках химических удобрений, поскольку предприятия, входящие в Ostchem Group, в значительной степени ориентированы на внешние рынки.

В целом реализация схемы импорта газа в обход «Нафтогаза Украины» позволяет Д.Фирташу «надеяться на 100-процентную загрузку» предприятий Ostchem Group, а значит, и на получение стабильной прибыли в 2011 году.

Средняя цена газа «на задвижке» для химпредприятий Д.Фирташа в январе-марте 2011 года составляла 360-380 долл. за тысячу кубометров (с НДС, стоимостью транспортировки и с целевой надбавкой «Нафтогаза»). Если поставки по новой схеме позволят обеспечить цену газа в 230-250 долл., о которой говорят российские источники, якобы посвященные в подробности сделки, то «газо-химический» украинский бизнесмен сможет неплохо заработать на лояльности украинского правительства.

Вышеуказанных 4 млрд. кубометров газа более чем достаточно для удовлетворения потребностей четырех основных химпредприятий, принадлежащих Д.Фирташу. Так, за весь 2010 год эти предприятия произвели около двух третьих отечественного аммиака. При коэффициенте преобразования, близком к единице, объем произведенного аммиака легко пересчитывается в природный газ. АО «Концерн «Стирол», черкасское ОАО «Азот», ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» и ОАО «Ривнеазот» (входящие в группу компаний Фирташа) в 2010 году произвели около 2,8 млн. тонн аммиака и потребили около 2,8 млрд. кубометров газа. Отметим, что в январе-феврале 2011-го был зафиксирован 30-40-процентный рост объемов производства аммиака, а значит, и увеличение объемов потребления природного газа.

Однако непонятной остается роль ОАО «Газпром», без которого реализация данной сделки была бы попросту невозможна. В российской газовой монополии отказываются официально комментировать подробности «газо-химических договоренностей», что позволяет усомниться в том, что предназначенный для химпредприятий Д.Фирташа газ физически пересечет украинскую границу в 2011 году. Не исключено, что данные объемы - часть отсуженного у «Нафтогаза» природного газа, которым ныне распоряжается швейцарская компания «РосУкрЭнерго» («Украина: «Именем «РосУкрЭнерго…», ZN.UA №4 от 5 февраля 2011 года). И этот владелец мог действительно поставить газ для Ostchem Group, не имеющей украинской юрисдикции. А впоследствии по документам этот природный газ мог бы значиться импортированным в Украину.

Для реализации такой схемы необходимо согласие российской части акционеров «РосУкрЭнерго» (т.е. де-факто - «Газпрома»), которые готовы понести убытки от реализации газа по цене, ниже среднеевропейской (в первом квартале 2011-го - 354 долл. за тысячу кубометров).

Впрочем, и для такой «благотворительности» у «Газпрома» может быть найдено объяснение. Суть его в возможной будущей продаже активов Ostchem Group «Газпрому» либо же его аффилированной компании. «Моя задача - сконцентрировать всю химическую промышленность», - заявил Дмитрий Фирташ «Українським новинам». При этом допуская продажу активов принадлежащей ему Group DF, в состав которой входит и Ostchem Group, уже в ближайшем будущем (ZN.UA №12 от 2 апреля 2011 года).

Сделка, которую реализует Ostchem Group, красноречиво свидетельствует о том, что правительство постепенно лишается статуса главного переговорщика по импорту газа в Украину. Можно возразить, что, мол, демонополизация украинского рынка природного газа идет в русле политики интеграции Украины в энергетическое пространство Евросоюза, где все игроки имеют равные возможности. Однако дивиденды от такой псевдоинтеграции пока получают в Украине только избранные.