UA / RU
Поддержать ZN.ua

Спирт ищет путь к бензину

Ни одна автозаправочная сеть в Украине не начала реализацию спиртосодержащего бензина.

Автор: Сергей Куюн

Программа по обязательному добавлению биоэтанола в бензин с 1 января 2014 г. не заработала. Ни одна автозаправочная сеть в Украине не начала реализацию спиртосодержащего бензина. Все осталось на своих местах. Собственно, иного варианта и быть не могло, поскольку выполнение нормы о добавлении не менее 5% биокомпонента противоречит целому ряду действующих законов и правил. Но ставить точку в этой истории рано. Скорее, наоборот, очевидная нереальность реализации данной инициативы заставила ее лоббистов зашевелиться.

Закон "Об альтернативных топливах" предписывает с 2014 г. добавлять в бензины не менее 5% биоэтанола, с 2016-го - не менее 7%. Соответствующая норма была внесена в закон в середине 2012 г. Источники говорят, что данный проект был задуман и реализован тремя действующими лицами - тогдашним министром энергетики и угольной промышленности Юрием Бойко, министром агрополитики и продовольствия Николаем Присяжнюком и негласным куратором госконцерна "Укрспирт" из числа уважаемых депутатов Партии регионов. Цель понятна - создание индустрии по производству биоэтанола. Бизнес шаткий, сам по себе развился разве что в Латинской Америке из-за дешевизны сырья, и чтобы минимизировать риск прогореть, приняли закон об обязательном добавлении биоэтанола в бензин.

Отметим, что описанный характер продвижения "инновационного" проекта является весьма "европейским". Обязательное добавление биокомпонентов в моторные топлива в Европе практикуется уже более десяти лет, и, как утверждают европейские эксперты, это стало результатом работы немецких производителей оборудования для спиртовой промышленности, взявших на вооружение риторику о необходимости снизить зависимость от импорта нефти и улучшить экологическую ситуацию.

Правда, сегодня на Старом континенте происходит переосмысление биопрограмм. Ведь вместо зависимости от импортной нефти появилась зависимости от импортных биокомпонентов, под давлением спроса со стороны топливной промышленности в последние годы начали дорожать продукты питания, не дешевеют от использования биокомпонентов и нефтепродукты. Кроме того, автомобилисты опасаются проблем с качеством. Экологический эффект отнюдь не очевиден. Но это уже другая история…

Что же получилось в Украине? К намеченной дате оказался не готов никто из лоббистов "биоэтанольного" закона. Минагрополитики, а с ним и "Укрспирт" рассчитывали на 300 млн бюджетных гривен для модернизации своих полуразрушенных спиртзаводов с устаревшими технологиями. Но денег Министерство финансов не дало. Говорят, в том числе и в силу понимания их дальнейшей судьбы.

Согласно официальным данным, в 2014 г. "Укрспирт" будет располагать мощностями по выпуску 133 тыс. т биоэтанола в год. Это при том, что с учетом всех потребностей рынку нефтепродуктов Украины необходимо минимум 300 тыс. т. Однако в данном случае вопрос даже не в мощностях (металлолома хватает в разных отраслях), а в сырье, которого нет. Из имеющейся в стране свободной мелассы (основного сырья наших спиртзаводов) в 2013 г. было произведено около 70 тыс. т биоэтанола.

Спиртовики утверждают, что главная проблема - отсутствие спроса на их продукцию, а с
сырьем проблем нет, мол, его можно импортировать из России. Но, минуточку, весь сыр-бор опять ведет к импорту, от которого вроде бы как хотели избавиться?

Есть сомнения и по поводу отсутствия спроса. На рынок время от времени просачивается импорт, а цена биоэтанола в 2013 г. фактически сравнялась со стоимостью бензина. Смысл его добавления остался лишь у производителей так называемых альтернативных топлив, которых государство снабдило весомыми льготами по акцизу, налогу на прибыль и т.д.

Не получилось пока и у Ю.Бойко. 3 января 2014 г. вице-премьер на территории не постороннего ему концерна "Заря" в Рубежном (Луганская обл.) принял участие в торжественном открытии строительства биоэтанольного производства компании "Заря-Био". Согласно официальному сообщению, строительство завода мощностью 30 тыс. т биоэтанола в год (достаточно много по меркам данной отрасли) планируют закончить в первом полугодии 2015-го. Размер инвестиций, вероятно, превысит 30 млн евро.

Безальтернативная альтернатива

Итак, план не сработал, но закон остался. Проблема в том, что выписан он был то ли неграмотно, то ли с каким-то дальним прицелом, но в любом случае выполнить его оказалось нереально. Прежде всего потому, что действующие госстандарты во многом гармонизированы с европейскими и не предусматривают содержание биоэтанола в объеме более 5% (закон предписывает добавлять не менее 5%). Таким образом, продавать такой бензин нельзя.

Но основной блок вопросов связан с налоговым законодательством. Как подсчитали в Объединении операторов рынка нефтепродуктов Украины, выполнение "спиртзакона" в рамках существующего налогового законодательства приведет к росту цены бензина более чем на 5 грн/л.

Собственно, по пути решения двух описанных проблем движется процесс сегодня. По указанию вице-премьера Ю.Бойко уже разработан законопроект, в котором доля биоэтанола снижается до обязательных 3–5%. Это уже открывает путь на рынок импортным бензинам, в частности европейским, где до 5% добавок на основе спирта вовлекается уже давно. А вот белорусам, крупнейшим поставщикам бензина в Украину, придется адаптировать свой продукт.

Производителей в Украине больше волнуют вопросы налогообложения. На совещании в Минэнергоугольпроме 26 декабря 2013 г. Министерство доходов и сборов презентовало свои изыскания, предложив алгоритм аккредитации производителей смесевых бензинов и налогообложения "биочасти".

Но как бы ни решились первоочередные вопросы, все равно остается главный: ради чего вся эта кутерьма? Нефтепереработчики говорят, что работать со спиртосодержащими топливами нужно очень осторожно, любой сбой в технологии хранения и транспортировке - и в бак автомобиля идет некондиционный продукт.

Биоэтанольная программа также будет давить на цену, о чем говорят и дотации, которые поначалу получали производители нефтепродуктов в Европе. Сегодня европейская политика в сфере альтернативных энергоносителей сводится к прагматичному тезису: если проект не может работать в рынке, никто его поддерживать дотациями и прочим не будет. Дотаций биоэтанол и биодизель уже лишились, Европа в поиске новой надежды. В США толчок биоэтанолу дал, среди прочего, запрет на использование в бензине МТБЭ - самого распространенного, но считающегося вредным октаноповышающего компонента. Переработчикам все равно нужны оксигенаты, и биоэтанол может стать хорошей альтернативой. Только в Европе он стоит 800 долл./т, а у нас - 1500. Стоит ли удивляться, что компонент не очень популярен?

"Раздать всем сестрам по серьгам" решили попробовать нардепы во главе с Игорем Еремеевым, чутким к проблемам нечужой ему нефтяной отрасли. В Конституционный суд Украины за подписью 48 нардепов отправилось представление с просьбой разъяснить положения Закона "Об альтернативной энергетике" в части обязательного добавления биоэтанола.

Суть объемного документа сводится к тому, что раз "обязан" вводится законом об альтернативной энергетике, то и должен распространяться только на данные энергоносители. Тогда как норма о об обязательном добавлении биоэтанола по сути вычеркивает из жизни традиционные бензины, тем самым лишая потребителей права выбора (спиртосодержащие бензины, особенно с биоэтанолом свыше 5%, действительно могут использоваться не всеми двигателями и не во всех условиях).

Фактически это работает и сегодня, когда на бензоколонке автовладелец выбирает между "обычным" А-95 и "альтернативным" топливом с содержанием тех же спиртов более 30%, которое стоит на 1 грн/л дешевле.

Уже проводятся эксперименты с топливом Е-85, не исключено, что вскоре и оно появится в ассортименте украинских АЗС. В той же Европе топливо Е-10 (более 5% биокомпонентов) предлагается отдельной позицией, тогда как попытки сделать его обязательным натолкнулись на протесты автомобилистов.

В нашей же ситуации навязывание биоэтанола рынку и потребителю выглядит вызывающе, учитывая историю возникновения этого мероприятия и его бенефициаров.