UA / RU
Поддержать ZN.ua

РАЗ ТАРИФ, ДВА ТАРИФ

За обещание иногда приходится платить, даже если очень не хочется... На прошлой неделе правительству предстояло определиться с выполнением своего апрельского обещания повысить тарифы для облэнерго...

Автор: Игорь Маскалевич

За обещание иногда приходится платить, даже если очень не хочется...

На прошлой неделе правительству предстояло определиться с выполнением своего апрельского обещания повысить тарифы для облэнерго. Делать подобное накануне выборов до ужаса не хотелось, и премьер этого не скрывал. Тем более что повышать тарифы обещалось предыдущее правительство, а шишки собирать приходится нынешнему. Лично Анатолий Кириллович выразил свое мнение о решении предшественника повысить тарифы более чем определенно: «Предыдущее правительство сделало шаг, не отвечающий объективным экономическим и социальным законам, интересам нашей экономики и общества». Но… «нынешнее правительство должно выполнять эти условия, чтобы поддержать авторитет Украины и доверие инвесторов». Так что было принято решение о постепенном повышении тарифов в течение полугода.

По расчетам Кабмина, изменение тарифов на электроэнергию не должно привести к повышению себестоимости продукции более чем на 0,5%. Для населения до парламентских выборов тарифы останутся на прежнем уровне. Так что проголосуют еще при старых тарифах, а дальше (с 1 апреля) — посмотрим.

Подобные занимательные факты привели в конце концов к мысли, что особо шутить с тарифами лучше не стоит, сначала лучше просчитать последствия. Тут, правда, оказалось, что считать толком никто не умеет. И многие считают, что лучше уж ничего не менять.

Все это так, но повысить тарифы на электроэнергию все равно обещали. И еще один «любимый» принцип украинской политики «как пообещали, так и извинимся» уже не сработает: больно уж много желающих напомнить правительству об обязательствах. Кстати говоря, из правительства В.Ющенко обещание повысить энерготарифы тоже выколачивали достаточно упорно. Хотя тогда обстановка была иной.

Но уважаемые зарубежные спонсоры, требуя повышения цен на энергию, тогда слегка перегнули палку. Наглость, говорят, второе счастье, но иногда стоит знать меру. Когда в одном из писем ЕБРР было выражено пожелание довести в течение 6—12 месяцев долю облэнерго в тарифе на электроэнергию с 0,4 до 2 центов за кВт · ч, то фактически предлагалось за полгода-год удвоить ее стоимость. И все это «удовольствие» ради 1,5 млн. долларов приватизационных поступлений…

В конце концов договорились о том, что тарифы повысят, но все-таки не настолько, а так, чтобы гарантировать инвесторам минимум 17% рентабельности, причем после налогообложения. Условия, откровенно говоря, «жирные» — такая рентабельность раза в три превышает среднюю в экономике. Ну да ладно. Конкурсы провели, и два покупателя (в том числе один чисто американский) купили шесть украинских энергокомпаний. Правда, четыре из них куплены неизвестно на чьи деньги — вроде бы российские.

Теперь самое «веселое» — повышение тарифов на электроэнергию. По подсчетам экономистов, это означает увеличение тарифов для промышленности на 10—15%, а для населения и мелких потребителей — на 20—25%. Цифры достаточно внушительные сами по себе, а в украинских условиях и подавно.

Замечу, что одним из основных противников повышения тарифов был и Украинский союз промышленников и предпринимателей. По иронии судьбы, именно его почетному председателю — Анатолию Кинаху — придется повышать энерготарифы. Тем более что сейчас западные друзья Украины стали связывать с этим предоставление очередных траншей кредитов.

Минувшим летом приватизированные облэнерго уже пробовали было добиться повышения тарифа, но тогда Национальная комиссия по регулированию энергетики вполне ясно дала понять, что без нового (не считая апрельского) решения Кабмина повышать тарифы не станет. Вдобавок местные обладминистрации, как и ожидалось, высказались категорически против. Решение проблемы поначалу перенесли на сентябрь, затем на октябрь. И вот теперь ее предстоит в конце концов решать. Осталось только определить: за чей счет, т. е. «кого грабить будем»? Учитывая предвыборный фактор и наступающую зиму, «радовать» население подобными подарками под Новый год не рекомендуется.

Так, повышение энерготарифов касается только тех облэнерго, которые полностью расплачиваются за купленную электроэнергию (т.е.пока — четырех). Денег для них нужно относительно немного, миллионов двести гривен в год. В принципе, их можно «наскрести» и внутри самой отечественной энергосистемы. В частности, по словам главы НКРЭ Юрия Продана, комиссия планирует в декабре 2001-го — январе 2002 года немного снизить цену, по которой облэнерго покупают электроэнергию на Оптовом энергорынке. Это позволит сократить рост цены на электроэнергию после повышения тарифов.

Однако это уже вряд ли порадует генерирующие энергокомпании. Причем, независимо от формулировки решения, основным претендентом на изъятие средств выглядит атомная генерирующая компания «Энергоатом». С тепловой энергетики много «не скачаешь», они и так на грани банкротства, и далеко не факт, что все доживут в нынешнем виде до конца будущего года. Пример «Донбассэнерго», потерявшего лучшую часть своих активов, наглядно показывает, как это может произойти. Так что снижение закупочной цены на электроэнергию вряд ли кого из них порадует.

Впрочем, цены на электроэнергию несколько снизят (или даже сохранят) скорее всего тоже только до выборов. Потом средства компенсации придется искать в других местах.

Надежда на бюджет очень слабая. Теоретически они там есть и сейчас — это отчисления от транзита за российский природный газ через территорию Украины (3,23 долл. за 1000 кубометров) плюс туда же хотят добавить и дивиденды из госсобственности (275 млн. грн.). Около трети этих средств предназначается на оплату дотаций по электроэнергии. Однако оба источника мало надежны, и деньгами наполняются весьма скверно, дай Бог, наполовину.

Кроме того, все, что предлагается сейчас, — полумеры, не решающие проблемы по существу. Для нескольких небольших облэнерго средств, может быть, и хватит, а дальше… Ведь требования того же Всемирного банка, да и МВФ — полная приватизация облэнерго. Недавно директор Всемирного банка в Украине и Беларуси попытался интенсифицировать этот процесс, заявив о необходимости не только выполнения правительством обязательств по повышению тарифов на электроэнергию, но и о приватизации их очередной группы. Правда, правительство прореагировало на эти требования без всякого энтузиазма, и на этой неделе г-н Барбоне уже заметно сбавил тон. На этой неделе он о приватизации в энергетике говорил уже на период до 2003 года.

Однако, хотим мы или нет, а проблемы с тарифами придется решать. Дело в конце концов не в западных претензиях — к ним следует относиться спокойно. Иногда они справедливы, иногда — не совсем, иногда просто вредны. Нужно научиться чувствовать разницу.

Однако ситуация, когда тарифы на электроэнергию для большинства облэнерго нерентабельны, тоже не может длиться бесконечно. Рано или поздно эту задачу придется решать.

И, кстати говоря, главное требование для повышения энерготарифов тоже выбрано правильно — полная оплата электроэнергии. Нужно четко поставить знак равенства: неоплаченная электроэнергия равна украденной электроэнергии. Тем более что в большинстве случаев так оно и есть. Иначе любое повышение тарифов быстренько «откатают» в оффшор и все останется как было. А при полной оплате энергии потребителями уже облэнерго будут сами разбираться, кто и что у них украл и принимать меры.

Не помешало бы контролировать и обоснованность затрат тех же инвестиционных обязательств облэнерго. Пример того же «Севастопольэнерго», которое в ближайшие пять лет из 85 млн. грн. инвестиций собирается потратить на сети и подстанции аж 5%, дает определенный повод к размышлению. После пяти лет существования (хотя бы формально) украинского энергорынка, где создались такие традиции, что верить кому-то на слово по меньшей мере наивно.

Но при этом и нужно четко понимать, что облэнерго не просто имеет право, а даже обязано отключать неплательщиков. А государство должно обеспечивать своевременную выплату всех положенных льгот и субсидий.

А значит, кого-то «зацепить» все равно придется. Простенький пример: в прошлом году граждане использовали около 22,3 млрд. кВт ·ч., стоимостью около 3 млрд. грн. Повысив тариф на четверть, получаем дополнительно 0,75 млрд. Промышленность потребляет в три с половиной раза больше, так что повышение цены даже на 10% тоже даст порядка миллиарда. В сумме имеем около двух миллиардов (около 1% ВНП). И это только на первой фазе, а ведь неизбежно (пусть и позже) будет еще и вторая, и третья. Украинские энерготарифы — одни из самых низких в мире. А состояние оборудования — не блестящее. Как и приватизация генерации. Независимо от того, кто пройдет, оно по линии продаж на конкурсе или банкротства предприятий однозначно приведет к повышению тарифов — частник работать себе в убыток не будет.

Так что раньше или позже тарифы на электроэнергию будут увеличены. Получить удовольствие от этого процесса трудно, скорее, придется усвоить, что это неизбежно...