Недавно одна из профильных ассоциаций заявила, что налоговое бремя и отсутствие мер по дерегуляции уменьшают инвестиционную привлекательность нефте- и газодобывающей отраслей. В этих условиях, по мнению бизнеса, потребность в иностранном капитале критически важна для реализации программы Кабмина по увеличению добычи газа и обеспечению внутренних потребностей за счет собственной добычи. По оценкам, например, ПАО "Укргаздобыча", годовые капитальные затраты должны вырасти вдвое - до 1,37 млрд долл. в год.
В Украине усилия по привлечению инвестиций сосредоточены в Минэкономики. Создан и Национальный инвестиционный совет, который по идее должен стать мощным инструментом формирования инвестполитики государства. Одним из главных направлений его деятельности будет привлечение прямых иностранных инвестиций (ПИИ). До сих пор львиная доля прямых инвестиций была по факту возвратом ранее репатриированной прибыли украинских бизнес-групп.
Необходимо отметить, что объем ПИИ в 2015 г. сократился почти в три раза по сравнению с 2012-м. А в 2014-м объем инвестиций упал до критической отметки в 410 млн долл., то есть до минимума за все годы наблюдений.
За первые девять месяцев 2016 г. дефицит текущего счета платежного баланса Украины составил 2,3 млрд долл. (или 3,5% от ВВП). А это и давление на многострадальную гривню и ее курс.
Большая прозрачность в добыче - способ упростить доступ к иностранному капиталу и выйти на более качественный уровень диалога с иностранными инвесторами, увеличить доверие к отрасли в целом и уменьшить инвестиционные риски.
Стандарт Инициативы прозрачности добывающих отраслей (ИПДО, EITI) поддерживают более 90 крупных компаний, участвующих в нефтяной, газовой, горнодобывающей промышленностях и в торговле сырьевыми товарами, а также институциональные инвесторы. В мире под их управлением находятся активы общим объемом более
19 трлн долл. Это превышает ВВП Евросоюза или США.
Прозрачность добывающих отраслей стала по факту мировым трендом. Отчеты, подготовленные в рамках ИПДО, помогают также оценить уровень институциональных реформ в добывающей отрасли и налоговой системе.
Согласно исследованию, проведенному на основании данных 81 страны мира, обретение государством статуса кандидата ИПДО увеличивает объемы притока прямых иностранных инвестиций в ВВП на 2%, тогда как страна-исполнитель ИПДО увеличивает этот показатель на 5,3%.
У Украины в этом аспекте тоже есть реальные подвижки. Так, в 2015 г. был подготовлен и обнародован (хотя и с большими усилиями) первый отчет Украины по стандарту Инициативы прозрачности добывающих отраслей. Неплохо, что основные представители ответственного бизнеса поддержали процесс и готовы в дальнейшем участвовать в подготовке отчетов ИПДО для открытия информации о совершенных платежах.
Однако документ также подтвердил необходимость зафиксировать раскрытие информации на законодательном уровне. Тем более что, по условиям Соглашения об ассоциации, Украина должна внедрить законодательство ЕС о финансовой отчетности крупных, общественно значимых и добывающих предприятий. Поэтому актуальность проблемы только возрастает.
К примеру, при подготовке первого отчета информацию предоставили только 38 из 120 добывающих компаний в области нефти и газа. А три десятка компаний вообще невозможно найти.
Сведение баланса платежей привело к обнаружению дыры между отчетами компаний и данными налоговой почти в 3 млрд грн. Поэтому, как говорится, есть некоторые вопросы к достоверности данных.
Но первый блин не стал комом. Сейчас готовится второй отчет ИПДО Украины, более расширенный. Он охватит добычу не только нефти и газа, но и угля, железной руды, титана и марганца. Сбор этих данных - увлекательное (и нескучное) занятие.
Принятие законопроекта "О раскрытии информации в добывающих отраслях" сделает обязательным предоставление отчетности для всех крупных компаний, занимающихся добычей полезных ископаемых общегосударственного значения. Открытость финансовой информации позволит власти, обществу и потенциальным инвесторам четко понимать ситуацию в каждом секторе и, как результат, более объективно формировать систему выдачи лицензий и разрешений, а также устанавливать адекватные ставки налогов и рентных платежей.
Новые условия также сделают более понятными правила игры для компаний, уже привыкших работать по аналогичным правилам в США, Канаде, Австралии, странах ЕС. Создавая рамочные условия для инвесторов, они снижают риски для операционной деятельности. Другими словами, Украину будут охотнее рассматривать как место для расширения бизнеса.
В свою очередь, и украинские компании получат возможность привлекать капитал на более выгодных условиях - введение стандарта ИПДО помогает смягчить инвестиционные и снизить операционные риски, уменьшить стоимость капитала и упростить доступ к нему. Те же рейтинговые агентства Standard&Poor's, Moody's и Fitch используют соответствие стандарту ИПДО при оценке рисков.
Фактически сейчас Украина демонстрирует желание к реформам, стремление к прозрачности. А это, помимо всего прочего, существенный фактор для инвестора. В итоге страна (и ее бизнес) получает не только репутационные выгоды от большей прозрачности и лучшего управления, но и увеличение объемов инвестиций. Страдают только те, кто привык работать "в темную", - стандарты ИПДО реально уменьшают возможности мошенничества с платежами.
Для нормальной добывающей компании привлечение инвестиций - это шанс, открывающий возможности для расширения ее деятельности. Заодно это открывает возможности и для подрядчиков в смежных отраслях по предоставлению услуг. Что, в свою очередь, стимулирует их к развитию и совершенствованию технологий.
Кумулятивный эффект для экономики, по оценкам экспертов, минимум втрое превышает объем привлеченных инвестиций.
Результатом привлечения прямых иностранных инвестиций является улучшение платежного баланса из-за сокращения импорта энергоресурсов и его замещение собственной добычей, а со временем - и выход на экспорт.
Иностранные инвестиции также усилят рыночную конкуренцию. В Украине пока существует высокий уровень концентрации производства в энергетике. Так, в
2015 г. на государственную компанию "Укргаздобыча" приходилось 73% общего объема добычи газа, доля полугосударственной "Укрнафты" на рынке добычи нефти составляла 68%, а доля ДТЭК в добыче угля в Украине по итогам прошлого года превысила 72%.
В этих условиях предприятия с иностранными инвестициями будут побуждать конкуренцию на рынке, а другие игроки - выигрывать благодаря таким преимуществам, как высокая производительность труда, лучший маркетинг, новые технологии и пр. Повышение конкуренции является одним из факторов, способствующих уменьшению общего уровня производственных затрат.
Конечно, Инициатива прозрачности добывающих отраслей не является волшебной палочкой. Но это жизненно необходимый инструмент, запускающий цепную реакцию в экономике. Которая, в свою очередь, окажет положительное влияние как на капитализацию, так и на дальнейшее развитие и модернизацию энергетического сектора. От этого в итоге выиграют конечные потребители. Так было во многих странах, очередь за нами.