Глава "Газпрома" Алексей Миллер заявил, что уже с 2020 г. транзит российского газа через Украину не будет превышать 15 млрд кубометров газа. Якобы слишком дороги услуги по транспортировке природного газа через Украину. В 2015 г. транзит российского газа составил около 60 млрд кубометров, что принесло газотранспортной компании, "Нафтогазу" и бюджету Украины около млрд. "Газпром" заявляет, что положит этому конец. Но почему украинская сторона с этим фактически "соглашается" или так слабо защищается?!
"Нафтогаз Украины" отреагировал на заявление главы "Газпрома" Алексея Миллера на экономическом форуме в Петербурге, в ходе которого он расписал выгоды для России и государств ЕС от строительства нового газопровода в Евросоюз. Правда, "Нафтогаз" не счел нужным заметить, что в создавшейся ситуации есть и его немалая "заслуга".
Оглашение намерений российского "Газпрома" потратить "свои ограниченные ресурсы на экономически неоправданный "Северный поток-2", по мнению "Нафтогаза", сделаны с целью привлечь внимание европейцев как покупателей российского транзитного газа лишь для того, "чтобы отказаться от уже существующего транзитного маршрута через газотранспортную систему Украины (ГТС)". Это тревожит украинский "Нафтогаз", но не изменит сути проблемы в случае, если европейцев такой вариант устроит.
Заявления и аргументация "Нафтогаза Украины" при этом слабоваты - мол, нас такой вариант развития событий не устраивает и, разумеется, не нравится. А кому понравится, если буквально изо рта у тебя вынимают кусок хлеба (с маслом, семгой или черной икрой - дело десятое)?
С одной стороны, такие намерения российского "Газпрома" - не новость. Они вполне могут стать аргументом давления на Стокгольмский арбитраж, который рассматривает, в том числе, иск "Нафтогаза Украины" к "Газпрому" по "транзитному контракту" от 2009 г.
С другой стороны, "Газпром" давно и всерьез намерен физически (и географически) обойти Украину и ее газотранспортную систему (ГТС). Россияне не раз предпринимали подобные попытки. С так называемым Турецким потоком не сложилось, с поставками на восток из РФ тоже не все гладко. Из самых последних и настойчивых - "Северный поток-2".
Европейцы формально "настаивают на учете интересов Украины и использовании ее газотранспортной системы". Формально. Ведь в то же время с их согласия россияне провели по дну Балтийского моря "Северный поток-1". Вопреки всем протестам экологов, политических и экономических противников этого маршрута.
Судя по всему, такая "формальность" многих европейцев (каждый за себя!) "усиливает" позицию "Газпрома". Иначе зачем бы глава этой российской компании в очередной раз заявлял, что после окончания контракта на транзит газа в Европу по территории Украины его заменит якобы более дешевый транзит по "Северному потоку-2"?
"Учитывая ход арбитражных процессов в Стокгольме, мы обеспокоены намерениями "Газпрома" тратить свои ограниченные ресурсы на экономически неоправданные проекты. "Нафтогаз Украины" заинтересован в установлении справедливых, прозрачных и рыночных условий работы на европейском рынке газа для всех его участников", - отметил главный коммерческий директор НАК Юрий Витренко.
Оставим за скобками этого скромного материала повышение в должности Юрия Витренко в "Нафтогазе". Намного более существенно сейчас заявление ЕС о том, что "Северный поток-2" может сделать невыгодным содержание украинского транзитного пути.
Иными словами, европейские покупатели российского газа в принципе не против "Северного потока-2" (если, как они думают и как обещает "Газпром", это им ничего не будет стоить). Хотя и прямой поток транзита российского газа через Украину партнеров "Газпрома" из ЕС вообще-то устраивал. Их больше настораживали заявления "Газпрома" о "необязательности" украинского НАКа и газотранспортников "Укртрансгаза". Но "Укртрансгаз" даже в самых критичных ситуациях поставлял газ в Европу без сбоев. Это значит, что прямых претензий к Украине как к государству, ГТС которой транспортирует российский газ, нет.
Выходит, заявление Миллера в Санкт-Петербурге - это PR-акция? Безусловно! В большой степени. Но рассчитана она в основном на европейцев, покупающих российский газ, который доставляется трубопроводным транспортом, в том числе и через Украину.
"Нафтогаз Украины" даже не говорит о предполагаемой закупке газа у "Газпрома" с октября 2015 г. Мол, пока не будет цена ниже, чем "Нафтогаз" покупает в Европе (цена хаба минус транзит), говорить не о чем.
Украинские граждане (на фоне баснословных счетов за энергоносители и жилищно-коммунальные услуги) вряд ли на это обратят пристальное внимание. Мол, не до транзитных проблем Европы и РФ, пусть в этих транзитных тарифах сами разбираются. А "Газпрому" и РФ только того и надо…
Украинский нефтегазовый холдинг уверяет, что "стоимость транзита российского газа по традиционному маршруту через ГТС по территории Украины с 2020 г. будет в несколько раз дешевле, чем по "Северному потоку-2".
"В случае бронирования транзитных мощностей на нынешнем уровне 110 млрд кубометров газа в год (мощность украинской ГТС и объем ежегодной транспортировки, упомянутой в "транзитном контракте" между "Нафтогазом Украины" и "Газпромом" в 2009 г. - А. Е.), доставка по украинскому маршруту будет вчетверо дешевле, чем по запланированному "Северному потоку-2". При бронировании мощности на уровне 70 млрд кубометров транзита в год, "Прямой поток" окажется в три раза выгоднее, чем "Северный поток-2", - говорится в заявлении пресс-службы "Нафтогаза".
Как уже говорили в интервью ZN.UA глава "Нафтогаза" Андрей Коболев и тогда еще директор по развитию бизнеса Юрий Витренко, следует помнить, что "Газпром" фактически сделал европейцам очень привлекательное предложение - построить газопровод "Северный поток-2" за свой счет.
Тем не менее в настоящее время в "Нафтогазе" уверены:
"Существенное удешевление транзита через Украину после 2020 г., как и относительное увеличение его стоимости в 2016-2019 гг., связано с намерениями "Газпрома" прекратить поставки газа в ЕС по традиционному маршруту (через Украину. - А. Е.).
Учитывая официально объявленные намерения "Газпрома" и активные действия российской стороны по продвижению альтернативного проекта, направленного на создание избыточных мощностей для доставки российского газа в ЕС, украинский регулятор учел в текущем тарифе ускоренную амортизацию украинской ГТС до 2019 г. включительно.
Таким образом после 2020 г. соответствующая инфраструктура будет полностью амортизирована, что позволит Украине предложить поставщикам газа наиболее конкурентные условия транспортировки".
В "Нафтогазе" также напоминают о том, что российский газ, который в настоящее время транспортируется в ЕС по украинской ГТС, предназначен в основном для потребителей государств Центральной, Восточной, Южной Европы и Турции. Учитывая это, считают в НАКе, транзит российского газа через Украину является кратчайшим путем доставки российского газа этим потребителям.
Важно, что украинский маршрут обеспечивает поставку газа в эти страны уже несколько десятков лет. За это время в ЕС была создана вся необходимая инфраструктура для доставки газа конечным потребителям. Более того, несколько стран региона вообще физически не соединены с газотранспортной системой Германии (куда выводится "Северный поток-2"). Они могут получать газ только по украинскому маршруту. "Внутри ЕС нет достаточных мощностей для поставки газа этим потребителям через север Германии, где заканчивается "Северный поток". Попытка перенаправить поставки газа таким образом неизбежно приведет к перебоям с газоснабжением в регионе и к увеличению стоимости газа для потребителей", - отмечают в НАК.
Как ранее сообщало ZN.UA, Украина в Стокгольмском арбитраже требует от "Газпрома" почти млрд. По итогам текущего 2016 г. эта сумма увеличится еще на несколько миллиардов. Впрочем, встречные требования российской стороны не уступают украинским, - они уже достигают ,7 млрд.
Влиятельная Financial Times посвятила финансовому положению российского газового монополиста аналитический материал. По мнению опрошенных изданием аналитиков, на фоне низких цен на сырье в мире "Газпрому" придется либо значительно увеличить долю заемных средств в течение ближайших нескольких лет, либо сократить инвестиции, "в том числе в такие грандиозные политические проекты, как газопроводы в Китай и Европу".
Примечательно, что и в самом "Газпроме" признали, что "испытывают сложности" с реализацией инвестиционных программ "в текущих экономических условиях". А с такими-то проектами… Но это не значит, что Украина может не беспокоится. Тем более что и без "Северного потока-2" есть масса поводов. Те же европейские соседи строят интерконнекторы, делая более мобильной свою газотранспортную систему. И выстраивают логистику транспортировки газа так, чтобы не зависеть от крупных поставщиков и газотранспортных компаний. В том числе и от Украины.