Так в лесном хозяйстве еще не уничтожали ни лес, ни кадры - под корень, беспредельно и безнаказанно.
На зачищенные в регионах лакомые места Государственное агентство лесных ресурсов Украины (ГАЛРУ) ставило своих людей, которые обеспечивали "малую приватизацию" лесосек, средств лесхозов и их лесопильной продукции, - от Карпат до Слобожанщины.
Государство получило многомиллионные убытки, зато участники противоправных схем - соответствующее обогащение.
События в Харькове на этой неделе встряхнули всю систему лесного хозяйства. Президент Украины лично с воздуха осмотрел сотни гектаров лесного фонда, голого от нелегальных рубок, и провел совещание по вопросам борьбы с уничтожением природного лесного ресурса.
Бумеранг в игре "Чапаев"
"Мы начинаем комплексное обновление лесной отрасли", - заявила в 2016 г. тогдашняя глава Гослесагентства Кристина Юшкевич.
Обновление начали с кадров. Они, как известно, решают все. Критериями назначения директоров гослесхозов и руководителей областных лесных управлений в вертикали госвласти стали вовсе не уровень профессиональной компетенции и знание лесного хозяйства с его региональными особенностями. Главное - преданность столичному патрону и отсутствие каких-либо тормозов в исполнении его указаний.
Под кадровую дробилку ГАЛРУ в первую очередь попали, разумеется, ресурсные области. На Прикарпатье место начальника Ивано-Франковского областного управления лесного и охотничьего хозяйства освободилось мгновенно.
Тогдашний многолетний первый заместитель начальника управления Роман Олейник получил от центра интересные предложения - поехать руководить куда-то подальше с родной Франковщины и не мешать Агентству хозяйничать в богатых прикарпатских лесах. Но Олейник предложил Киеву свою честную игру под наивным сейчас лозунгом "пусть победит более умный". И подал заявление на конкурс руководителя областного управления.
С этого началась история, еще раз доказавшая старую истину: правда все равно восторжествует, каким бы сапогом ее ни душили.
Роман Олейник первым осмелился ослушаться киевских начальников и вступил в открытую борьбу с произволом и непрофессионализмом в родной ему отрасли. Именно его принципиальность позволила коллегам-лесоводам защищать свою профессиональную и человеческую честь в кадровой мясорубке, работающей в лесном хозяйстве страны на полные обороты, чтобы обеспечить безнаказанное разворовывание лесного ресурса.
Конкурс на начальника, состоявшийся в марте 2017 г., Олейник проиграл. Все знали, что победа Руслана Осташука, директора местного Надворнянского лесхоза и ставленника руководителя ГАЛРУ Владимира Бондаря, была нечестной. Но ни кадровая служба, ни юристы ГАЛРУ не сказали ни единого слова в защиту справедливости и не восстали против циничного нарушения конкурсных условий.
Как ГАЛРУ дискредитирует государственную власть
Восстановил справедливость суд. Победно пройдя все инстанции судопроизводства, Олейник добился отмены результата конкурса. Ивано-Франковский окружной админсуд признал, что отбор кандидатуры на начальника управления был предвзятым и необъективным, что Гослесагентство нарушило требования Закона Украины "О государственной службе" и дискредитировало себя как орган государственной власти.
Бороться за правду в конкурсе Роману Романовичу пришлось уже в статусе безработного, - непослушания система не простила. Олейника увольняют. И опять незаконно. Ивано-Франковский окружной админсуд с 27 декабря 2017 г. восстанавливает его в должности. Но исполнять судебное решение никто в нынешней лесной системе государственного управления не собирается, как, в конце концов, и проводить честные конкурсы на руководящие должности. Кадровая и юридическая службы управления и самого ГАЛРУ остаются непоколебимыми в своей глухоте к законам Украины.
"Сто раз хотел на все махнуть рукой, забыть и спокойно жить дальше. Тем более что Агентство начало мстить и увольнять сотрудников управления, работников лесхозов области, поддерживающих меня. Но элементарное чувство собственного достоинства не позволяло допустить, что тебя могут так размазать незаконно и ни за что, да еще и безнаказанно нарушать Конституцию и законы государства. Я в отрасли более 20 лет, работал в научных проектах, имею ученую степень. А тут приходят руководить неучи без образования и какого-либо опыта работы. Если придут лучшие и более мудрые, то я с радостью уступлю", - говорит Роман Олейник.
Кстати, три последних руководителя ГАЛРУ - Александр Ковальчук, Кристина Юшкевич и нынешний Владимир Бондарь - приступали к управлению важной для Украины отраслью экономики без лесоводческого образования и какого-либо представления о лесном хозяйстве. Их интересовали не леса, а схемы с лесом.
Наконец, 14 июня 2019 г. Минюст оштрафовал ГАЛРУ на 10 тыс. грн и даже направил в Печерское УП ГУ Нацполиции г. Киева сообщение о совершении Госагентством уголовного правонарушения, которым является умышленное неисполнение решения суда, вступившего в законную силу.
Борьба Олейника давала силы другим лесоводам отстаивать свои права. Сегодня ГАЛРУ не успевает отвечать в судах по искам работников отрасли из-за незаконных увольнений.
Против кадрового произвола Владимира Бондаря открыто и масштабно выступили лесхозы Черниговщины, Буковины. Так, с приходом на должность начальника Черновицкого областного управления лесного и охотничьего хозяйства Виктора Сахнюка, преданного Бондарю, начали под любым предлогом увольнять "неугодных" директоров буковинских лесхозов, которые отказывались исполнять противоправные приказы начальства по откровенным махинациям с лесоматериалами и средствами госпредприятий. Те же директора, которые безотказно слушались новоиспеченных руководителей управления, завели свои предприятия в большие убытки. По официальным результатам первого квартала 2019 г., когда-то лучшие в отрасли буковинские лесхозы оказались среди худших по основным экономическим показателям.
"Мы упали в налогах, в зарплатах, у нас перебои с реализацией продукции", - сознается директор еще недавно мощного Путильского лесхоза Петр Фрей.
Кадровый произвол под разгул бензопилы
В свое время для увольнения с должности Р.Олейника Агентство пыталось привлечь его к дисциплинарной ответственности по результатам своей аудиторской проверки, которая в одном из прикарпатских лесхозов нашла в документах за 2016–2017 гг. расхождения в 1,5 кубометра древесины на сумму убытков в несколько сотен гривен.
Сегодня такие расхождения приобрели в стране ужасающие масштабы в тысячи кубометров. Обеспечили их "свои" для Гослесагентства люди.
На Житомирщине только в одном Словечанском лесхозе Госаудитслужба находит нарушений на сумму более 4,6 млн грн. Прокуратура Черниговской области сообщает о непрекращающейся деятельности "черных" лесорубов, которые в прошлом году на территории пяти районов украли древесины на более чем миллион гривен. Ясно, что это не были крестьяне с подводами, по нужде заехавшие в лес за дровами.
На фоне таких сообщений совсем не странной выглядит информация НАБУ, объявившего о подозрении в сговоре должностным лицам системы ГАЛРУ. В 2016–2018 гг. чиновники Гослесагентства, отдельных областных управлений и одиозного еще со времен Януковича "Лесного инновационно-аналитического центра" злоупотребляли служебным положением в интересах иностранных фирм, через которые осуществлялся противоправный экспорт лесоматериалов.
"Нерезиденты покупали их как дрова, а продавали за границей, преимущественно в Румынии, как деловую древесину по значительно более высокой цене. Из полученных сверхприбылей свою долю имели украинские участники международной преступной схемы", - говорится в сообщении НАБУ. Нанесенные государственному бюджету Украины убытки следователи оценивают в 100 млн грн.
"Разгул в последнее время нелегальных рубок, сопровождающийся громкими скандалами по всей стране, как раз и стал возможен из-за кадровой политики ГАЛРУ, которое вообще перестало выполнять возложенные не него функции центрального органа исполнительной власти, а превратилось в коммерческий трест. Это и приводит к преступлениям, - убежден участник рабочей группы МинАПК по вопросам реформирования подходов к управлению лесными ресурсами Даниил Маландий. - Лесной ресурс, а это прежде всего древесина, с небывалым размахом стал предметом наживы и политических игр. Ведь не следует забывать, что лесная отрасль с ее полувоенной дисциплиной - это еще и электоральное поле всеукраинского масштаба, сосредоточенное практически в одних руках. Поэтому украинские политики, по крайней мере до последних президентских выборов, так стремились иметь рычаги влияния в учреждениях, где лесной ресурс превращается в деньги, а лесоводы - в электорат".
Воровать - так миллионами!
Закон запрещает лесному Агентству, его территориальным управлениям в областях вмешиваться в хозяйственную деятельность лесхозов. Но на это все закрывают глаза. Роль начальников облуправлений сводится к проводнику воли главы Агентства. По крайней мере сегодня нет ни одного начальника облуправления, мнение которого противоречило бы мнению Владимира Бондаря.
Для директоров лесхозов тоже есть своя уздечка - это контракт, подписываемый в Киеве главным лесоводом страны. Есть еще и кнут, который можно применить в любой момент, - это нелегальный рынок древесины. Само Агентство лесных ресурсов заинтересовано в "черных" и "серых" лесорубах.
Схема следующая. "Директора лесхозов получают по телефону разнарядку: такому-то лицу или определенному предприятию отгрузить сырье по самой низкой цене, - рассказывает Даниил Маландий. - Для этого лесовод вынужден официально учитывать деловую древесину самым низким сортом. Кеш идет в карманы чиновникам пропорционально их должностям. Иногда через начальника управления директор просто получает цифры конкретной суммы, которую должен собрать и передать наверх. Поэтому действительно "черные" лесорубы - это игра самих же лесоводов по правилам Гослесагентства. В этой игре вопрос расстановки "своих" кадров - ключевой на всех звеньях иерархической цепи. Хочется верить, что события в Харькове эту цепь разорвут".
Харьковский разбор полетов для лесной отрасли страны под президентским вертолетом был предопределен не вчера. Заместитель председателя Гослесагентства Владимир Бондарь еще месяц назад вынужден был вслух подтвердить факт разворовывания леса в промышленных масштабах после того, как против расхитителей национального ресурса выступили харьковские активисты.
Так, недавно проведенная в Харьковской области официальная проверка ГАЛРУ деятельности Купянского и Волчанского гослесхозов выявила незаконные рубки ценных пород деревьев на 2841 кубометр, что нанесло государству ущерб на 20,6 млн грн.
"Нарушения допущены из-за отсутствия надлежащего контроля со стороны начальника Харьковского облуправления лесного хозяйства А.И.Зинченко, первого заместителя начальника управления А.Ф.Попова", - говорится в материалах проверки. Правда, там не сказано, что указанные чиновники как раз и являются для ГАЛРУ "своими людьми".
Общественные активисты заявляют, показывая свежие срубы, что в соседнем Октябрьском лесхозе на Слобожанщине дубов вообще незаконно напилили на 80 млн грн, если не больше.
И тут, как и в случае с Романом Олейником, система дала сбой. Просто директор ГП "Октябрьское ЛХ" Руслан Чагаровский не захотел больше, чтобы его держали, как говорил Штирлиц, за болвана в старом польском преферансе.
Выбрал свою колею - получай сожженное авто
На этой неделе в Харькове все составляющие скрытой до сих пор системы крышевания и доения "черных" лесорубов отраслевым органом исполнительной власти одновременно вышли на поверхность. Их интересно и полезно проанализировать подробно.
"Произошло то, что рано или поздно должно было произойти. Бондарь играл в свою обычную игру "наклони директора через своего руководителя управления" и нарвался на Чагаровского, - рассказывает дальше эксперт Даниил Маландий. - У нас нет безгрешных директоров лесхозов. Но сопротивление харьковского директора системе - это прогресс, не имеет значения, что является его причиной. Важно сломать противоправную систему. Поэтому визит Зеленского очень показателен. Президент публично поддержал лесника, который пошел против системы".
К слову, на "лесное совещание", где президент задавал лесоводам неудобные вопросы, главный лесовод страны Владимир Бондарь просто не пришел. Свою позицию о харьковских событиях он еще не высказал.
Зато за свое непослушание Чагаровский уже предупрежден: перед приездом в Харьков президента ему сожгли машину…
То, что масштабные нелегальные рубки среди белого дня прошли одновременно на территории нескольких лесхозов Слобожанщины с применением мощной лесозаготовительной техники, свидетельствует не только об их причастности к отраслевой системе управления и пользования лесным ресурсом. Правоохранительные органы тоже не могли их не заметить. Но промолчали…
О действии "черных" лесорубов заявили общественные активисты.
Кто кешеварит на "черном" рынке древесины?
"Обратите внимание, это был исключительно дуб, причем отличного качества. Я вообще не помню, чтобы харьковские лесхозы на легальных торгах когда-либо выставляли такую крутую древесину в настолько больших объемах. А она предназначена для производства шпона и ламели. Думаю, на предприятия такого профиля нелегальные дубовые колоды и направляли. Причем предприниматели могли и не знать, что покупают краденую древесину. Вы будете смеяться, но украденные в лесу колоды всегда с бирками", - отмечает Даниил Маландий.
Мораторий на продажу древесины усилил роль кешевых операций, убежден эксперт. В секторе переработки твердых пород на ламель и шпон стремительно развились несколько мощных производств.
"Их технологическая особенность в том, что невозможно проконтролировать реальный объем древесины, которую они берут на переработку, поскольку сырье заходит в кубических метрах колоды, а выходит в квадратных метрах выстроганного из него шпона.
Сертификат происхождения древесины в данном случае не работает, контроль ее легальности провести невозможно. Идеальные условия для легального экспорта готовой продукции из нелегально добытого сырья, с которого не уплачена ни копейка налогов", - объясняет Маландий.
По крайней мере, теперь понятно, почему Бондарь через привезенного им в Черновицкую область начальника управления Сахнюка яростно выживал именно тех директоров буковинских лесхозов, у которых были в лесфонде спелые дубы.
По предварительной оценке Руслана Чагаровского, убытки от противоправных рубок в Харьковской области могут составлять миллиард гривен. Сколько в масштабах страны, никто не считал...
Хочется верить, что у Владимира Зеленского хватит силы и воли не только просить лесоводов прекратить незаконную вырубку дубов в харьковских лесах, но и решительно смести весь "черный" рынок древесины, который приобрел в последнее время в стране просто дикий размах.