31 мая дочерняя компания «Нафтогаза Украины» - «Укргаздобыча» - разослала гневный пресс-релиз, в котором обвинила во всех тяжких известного эксперта, директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна.
Много грустных фраз было сказано в адрес давнего автора ZN.UA - и о «заказной кампании, направленной на дискредитацию имиджа», и о «неприемлемых стандартах деловой этики», и даже о том, что «Укргаздобыча» в ближайшее время подаст в суд. Чтобы, так сказать, пресечь.
За кадром, правда, осталось, что именно собралась пресекать главная газодобывающая компания страны. Сергей Куюн, размышляя о будущей покупке «Укргаздобычей» 72 АЗС, сообщил в своем комментарии, что цена этих заправок вдвое выше рыночной и что «если эта сделка состоится, это будет одним из ярчайших примеров неприкрытого хищения государственных средств».
Так вот, «Укргаздобыча» не опровергла данные ни о количестве АЗС, ни о их цене. Главный посыл пресс-релиза состоял во фразе: «ДК «Укргаздобыча» отмечает, что на данный момент лишь рассматривает возможность и проводит предварительные мероприятия по приобретению сети автозаправочных станций, однако не осуществляла никакой сделки купли-продажи».
Столь нестандартное опровержение не могло не привлечь нашего внимания. Тем более что хотя ZN.UA в пресс-релизе не упоминается, но Сергей Куюн давал комментарий именно нашему изданию. А кроме того, хотелось до конца разобраться, как именно выглядят «предварительные мероприятия» по покупке товаров на 1,3 млрд. грн.
Кстати, история с АЗС привлекла внимание министра энергетики и угольной промышленности Юрия Бойко. И самым неожиданным образом. Когда журналистка ТВі в кулуарах Кабмина начала расспрашивать главу «Нафтогаза» Евгения Бакулина о вышке «Черноморнефтегаза», интервью подчиненного решил прекратить Юрий Бойко, посоветовав: «Дашь интервью только тогда, когда они опровергнут то, что «Нафтогаз» купил 72 заправки по завышенным ценам». Журналистка, ни сном ни духом не ведая, о чем собственно речь, была несколько шокирована. Сам же Евгений Бакулин совету коллеги не внял и в последующие несколько дней дал столь самостоятельную трактовку событий, что тема о «вышке Бойко» заиграла совсем другими красками. Но об этом ниже.
Тем более что, по данным ZN.UA, ведомство Анатолия Могилева уже положило на стол президенту итоги предварительного расследования, в котором наша информация о вышке подтверждается.
Что же касается АЗС, то для полноты картины стоит совершить некоторый откат назад. Во временном значении этой фразы.
Итак. 23 мая «Укргаздобыча» обратилась в Минэкономразвития за разрешением приобрести 72 АЗС. Разрешение понадобилось по той причине, что заправки было решено покупать не на открытом тендере, а по столь популярной ныне схеме - «у одного участника».
В обосновании закупки утверждалось, что «особенности современного этапа развития розничных рынков нефтепродуктов свидетельствуют об устойчивой тенденции перехода от конкурентной среды, образованной дисперсной структурой из мелких участников рынка, к рынку с олигопольными структурами». Человеческим языком: мелких собственников уже подавили, остались исключительно большие сети. А потому если покупать - то только их. Кроме того, оказалось, что на рынке существует только одна сеть, готовая продаться. Сама же логика покупки заключена в такой фразе: «влияние на процесс ценообразования и увеличение доходности».
Таким образом, «Укргаздобыча» оформила свое желание письменно, отправив его в Минэкономразвития. На всякий случай напомним, что подобное письмо уже носит статус документа и раскрывается на сайте «Вісника державних закупівель». С ценами, точным описанием, обоснованием и т.д.
Именно цена - 1,3 млрд. грн. за 72 АЗС (то есть 18 млн. за одну заправку) и привлекла внимание. Особенно на фоне постоянного подпитывания государством уставного фонда НАК «Нафтогаз Украины».
Цене был посвящен и комментарий Сергея Куюна. Не откажем себе в удовольствии привести мнение эксперта:
«Насколько я понимаю, речь идет о приобретении сети «Калина». Данная сеть давно находится в стадии продажи и не находит покупателей, поскольку имеет не вполне удачное расположение, объемы реализации невелики, станции требуют вложений в свою модернизацию и развитие. При этом ее стоимость на рынке составляла в разное время от 700 тыс. до 1 млн. долл. за станцию. Таким образом, цена в 18 млн. грн. за объект более чем вдвое выше их рыночной стоимости. Если принять за среднюю реализацию такой станции три тонны нефтепродуктов в сутки и прибыль на каждой тонне 50 долл., то срок ее окупаемости составит 40 лет! Даже если норму доходности увеличить вдвое, то получится 20 лет. Думаю, если эта сделка состоится, это будет одним из ярчайших примеров неприкрытого хищения государственных средств».
Именно этот комментарий вызвал бурную реакцию «Укргаздобычи». Поэтому через несколько дней «А-95» подкрепила свою позицию, опросив по теме достаточно большую группу экспертов. Ответы получились следующими.
Директор киевской сети АЗС «КЛО» Игорь Чернявский: «Если суточные прокачки не превышают трех «кубов», то такая станция является убыточной, а значит, ее стоимость равняется нулю. При таких вводных данных, которые показывает «Укргаздобыча», задача окупаемости не будет решена никогда».
Директор ООО «Восточные ресурсы» Владимир Шостак: «При среднем уровне прокачек АЗС может стоить от 350 тыс. до 1 млн. долл. Вместе с тем многое зависит от расположения станции, внешнего вида, то есть тех факторов, за счет которых новый владелец может повысить объемы реализации. Если такие возможности присутствуют, то цена на АЗС может быть выше. Кроме того, сетевой бизнес будет стоить дороже».
Директор сети АЗС GFC (г. Львов) Юрий Назаркевич: «Если заправка в идеальном состоянии и имеет прокачки около 3 тонн в сутки, то ее стоимость может находиться в пределах 1-1,5 млн. долл. Это АЗС в областном центре с узнаваемым брендом, на периферии такие объекты не могут стоить более 500 тыс. долл.».
Коммерческий директор сети АЗС Wells Максим Петько: «Цена может варьироваться в больших диапазонах. На сегодняшний день средняя стоимость одной АЗС колеблется в районе 200-250 тыс. долл. А по цене, по которой покупает заправки «Укргаздобыча», думаю, мы бы и свою сеть продали». (Остальные комментарии можно найти на сайте OilNews.)
Столь разительное несовпадение оценок экспертов и государственных мужей породило в нас желание узнать, а кто вообще придумал эту цену? Ответ нашелся в обосновании: оценщиком всех заправок выступило ООО «Монс фаро». Это автоматически повлекло за собой следующий вопрос: а на каких условиях его привлекли? Тем более что тендера на выбор оценщика мы не нашли.
ZN.UA обратилось в «Укргаздобычу», ожидая получить стандартный ответ о том, что, мол, услуги оценщика стоили менее 300 тыс. грн., а потому тендер не проводили. Ан нет! Письмо из «Укргаздобычи» повергло нас в когнитивный диссонанс. Это надо цитировать:
«ДК «Укргаздобыча» не выбирала оценщика АЗС, поскольку согласно действующему законодательству (Закон Украины «Об оценке имущества, имущественных прав…») выбор оценщика осуществлялся продавцом, соответственно, все расходы на проведение оценки тоже осуществлялись за счет продавца».
То есть госпредприятие решило согласиться с ценой продавца. Не торгуясь. Все-таки доброта государственных менеджеров иногда приобретает парадоксальные формы: чем больше сумма, которую им надо потратить, тем больше инфантилизма проявляется в их глазах. То буровую установку разыграют между двумя фирмами с одним основателем, то беззаветно доверятся продавцу АЗС…
Хотя, возможно, существует и более прозаичное объяснение позиции «Укргаздобычи». Но для этого стоит вернуться к списку продавцов (см. табл.).
Среди восьми избранных компаний особняком стоит ООО «Атиква» (45 АЗС). Появилось оно на свет еще в
2003-м под названием «Калина-Тернополь», но уже через год взяло себе гордое имя «Атиква» (так на иврите звучит слово «надежда», и именно так называется израильский гимн).
В состав первых учредителей вошли житель Нью-Йорка Анатолий Ейленкриг и киевляне Алла Дубинская и Алексей Тамразов. Позже эти граждане вместе с «Атиквой» или порознь становились собственниками сумского «Агрохимсервиса», черкасского «Регент-ойла», черниговского «Бина ЛТД», одесского «ВЕКа», харьковского «Меркатор АЗС» и «Калины-Закарпатье» (в этом случае в число соучредителей вошел Владимир Чубирко, поговаривают, кум Ивана Балоги). Напомним, что все эти фирмы можно найти в таблице счастливых продавцов АЗС «Укргаздобыче». Несколько выпадает из этого списка одесский «Борол», но он попал в него лишь с одной заправкой, да и то ниже средней цены.
Со временем состав учредителей «Атиквы» менялся. Не осталось там и Алексея Тамразова. Но все же именно он мог помочь госпредприятию осознать справедливость предложенной «Атиквой» цены. Ведь сегодня Алексей Гарриевич трудится первым заместителем директора «Укргаздобычи». Трудно представить, что он не следит за развитием своего детища хотя бы издалека. И, по всей видимости, цена, которую запросила «Атиква» за свой бизнес, показалась Алексею Тамразову абсолютно вменяемой.
Чтобы быть до конца объективными, не можем упустить важную деталь из ответа «Укргаздобычи». Компания сообщила, что по условиям покупки лишь 30% оплаты будет произведено сразу, остальные 70% - с рассрочкой на пять лет. Возможно, и так. Только одолевают некоторые сомнения. Как-то в последнее время на словах госчиновники начали часто сообщать, что где-то в тендерной документации зашиты факты о «вертолетах-запчастях-рассрочках» и т.д. Только невооруженным глазом этого не видно. Поэтому мы как-то больше верим документам. А если исходить из них, то история с ценой - чиста и прозрачна, как скупая мужская слеза на товарищеском суде.
Для нас, в сущности, остается непознанным лишь один стратегический вопрос: а зачем государству вообще покупать заправки, тем более если они окупятся через 20-40 лет?
У Сергея Куюна своя версия: «НАК «Нафтогаз Украины» является абсолютно неэффективным предприятием, что уже было неоднократно доказано на примере многих проектов. Несмотря на тяжелое финансовое положение, компания тратит деньги налогоплательщиков (именно за счет государства живет компания в последнее время) на абсолютно ненужные и бесперспективные проекты. В этой связи, насколько мне известно, МВФ на переговорах с правительством акцентировал внимание на недопустимости непрофильных трат «Нафтогаза», после чего сделка ранее была отменена.
Во всем мире добывающие компании понемногу выходят из бизнеса розничной торговли нефтепродуктами, так как уже доказано, что наиболее эффективно им управляют мелкие владельцы, специализирующиеся на этом хлопотном деле. Сегодня более оправдано вкладывать деньги в добычу и разведку нефти и газа, так как цены на энергоресурсы высоки, и это гарантирует быстрый возврат инвестиций. Если речь идет о желании влиять на рынок, то у «Нафтогаза» уже есть сеть «Укрнафты», насчитывающая около 700 АЗС, или 15% рынка».
Мы же объясняем все происходящее тем, что, видимо, существует некий восьмилетний цикл, при котором госменеджерам страстно хочется потратить деньги на приобретение АЗС. Последний раз это случилось в 2003-м. Тогда полуприватовская-полугосударственная «Укрнафта» купила больше сотни заправок у приватовских же структур. Рынок тогда вовсю обвинял госменеджеров в завышении цены, но история так и осталась в анналах украинского ТЭК.
Судя по сообщениям деловой прессы, сегодня у Игоря Коломойского и Юрия Бойко - опять неплохие отношения. И, возможно, где-то за чашечкой кофе вспомнилась операция восьмилетней давности… А, может, просто очередной восьмилетний цикл подошел.
В любом случае точку в этой истории будем ставить не мы и даже не представители «Нафтогаза». Дать «добро» сделке или нет - зависит от Министерства экономразвития. Мы оптимистично предполагаем, что оно отмашки не даст. Слишком уж свежи воспоминания о громкой закупке аэропортом «Борисполь». Ведь визу тогда просило ведомство Бориса Шахсуварова, а в Прагу уехал отзывчивый Богдан Данилишин. Хотя кто их разберет, наших чиновников, может, они видят и в этом позитив: ну, там бесплатный шенген получить, Европу посмотреть…