UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нефтяной бонус — в бюджет

Головокружительное падение нефтяных котировок до 30 долл. за баррель - хороший сценарий для Украины как импортозависимой страны в энергосфере. Сопутствующий эффект и в том, что к нефтяным котировкам привязана цена газа. Однако сможет ли почувствовать зимнее охлаждение цен потребитель? Уверенности нет.

Автор: Сергей Куюн

Головокружительное падение нефтяных котировок до 30 долл. за баррель - хороший сценарий для Украины как импортозависимой страны в энергосфере. Сопутствующий эффект и в том, что к нефтяным котировкам привязана цена газа. Однако сможет ли почувствовать зимнее охлаждение цен потребитель? Уверенности нет.

"Уже сегодня мы видим, что есть некоторая возможность снижения цен на АЗС… Здесь нет никакого административного давления - чем меньшая цена нефти, тем меньше цена "на пистолете", - сказал на заседании правительства премьер Яценюк. Премьер поручил главе Минэнергоугольпрома Демчишину провести совместно с Антимонопольным комитетом встречу с операторами рынка нефтепродуктов по вопросу ценообразования.

Спорить с премьером сложно - хроника крушения цен нефти в январе во всех новостях. Меньше говорят о других аспектах, о которых в своем спиче "забыл" сказать Арсений Петрович. Дело в том, что с нового года правительство ощутимо нарастило свои заработки на топливе. На 13% был повышен акциз, несколько повышен и зафиксирован в евро "второй" акциз - налог с розничного оборота подакцизных товаров. В прошлом году он составлял 5% от цены на АЗС, а теперь - 0,042 евро/л.

Повышение налогов и падение нефтяных котировок в январе 2016 г. предопределило интересную особенность - впервые в истории рынка нефтепродуктов налоги на бензин превысили его закупочную стоимость. Иными словами, среди факторов ценообразования налоговая составляющая вышла на первое место, отодвинув "нефтяную". Отныне доля налогов в цене бензина на АЗС составляет более 45%, цена бензина на границе - около 41%.

К слову, в Европе такое превышение "налогов над нефтью" является обычным, и порой фискальная составляющая достигает 70%. Огромные налоги на топливо, как правило, целевым образом идут на ремонт дорог, развитие муниципального транспорта и т.д. Куда они идут у нас - большой вопрос, но это уже другая история.

Несмотря на возросшее давление бюджетных платежей, январское падение котировок создает новые предпосылки для снижения цен на АЗС. На созванном по поручению премьера совещании с нефтетрейдерами в Минэнергоугольпроме 13 января специалисты ведомства показали расчеты, согласно которым объективная стоимость бензина А-95 составляет 19,7 грн/л. Министерский мониторинг также показывает, что средняя по рынку цена на эту дату равнялась 19,37 грн/л, то есть более половины АЗС в стране торговали значительно дешевле рассчитанного уровня.

Также необходимо отметить, что по темпам снижения цен в Европе Украина находится на уровне других стран. По данным Еврокомиссии, снижение цен на бензин в розничных сетях за второе полугодие 2015-го составило от 24 до 31%. В Украине данные темпы равнялись 25%, что, например, совпадает с динамикой во Франции, Германии, Италии, Балканских странах.

Обман зрения по-украински, когда на фоне падающих цен на нефть не видно аналогичного движения цен на табло автозаправочных станций, заключается главным образом в девальвации в комплексе с ростом налогов, которые правительство упорно устанавливает в валюте. Девальвация и потребность бюджета в деньгах фактически съедают весь потенциал снижения, обусловленный крахом нефтяных цен. Достаточно сказать, что при курсе 10 грн/долл. стоимость бензина сейчас бы не превышала 8 грн/л.

Под занавес - совсем комическая ситуация: бензин из нефти по 30–35 долл./барр. в Украину физически не поступает, так как Нацбанк прекратил продажу валюты трейдерам для осуществления предоплат по импортным контрактам.

Обмен мнениями показал, что потенциал для снижения цен в январе есть, но реализован он будет лишь при условии наличия валюты для закупок подешевевшего топлива и прекращения ползучей девальвации, которая ускорила свой ход после новогодних праздников.