UA / RU
Поддержать ZN.ua

Москва-Киев-Брюссель-Стокгольм-транзит

Попробуем разобраться, как все эти события взаимосвязаны и что сулят не только Украине и ее гражданам, но и всему энергорынку Европы и РФ.

Автор: Алла Еременко

На полях саммита ASEM в Милане 17 октября наряду с миротворческими многосторонними переговорами состоялись и трехсторонние переговоры по газу между Украиной, Россией и Евросоюзом на министерском уровне. По крайней мере, в свите Путина в Италию отправились министр энергетики РФ Александр Новак и глава "Газпрома" Алексей Миллер. Присутствовал на переговорах и пока еще действующий глава Еврокомиссии Жозе-Мануэль Баррозу. Который, кроме прочего, занимается и газовым вопросом. Несколько ранее президент Украины Петр Порошенко заявил, что надеется на "значительный прогресс" в рамках встречи с президентом РФ Владимиром Путиным. Учитывая то, что энергоносители стали оружием в политической битве на Европейском континенте и во всем мире, о газовых проблемах на саммите в Милане явно не могли "умолчать".

Еврокомиссия, между тем, отложила принятие решения о предоставлении газопроводу OPAL исключений из норм Третьего энергопакета - до завершения трехсторонних переговоров по газу между РФ, Украиной и ЕК.

На 21 октября назначен очередной раунд газовых переговоров в формате Украина-ЕС-РФ. Если в Милане будет достигнут прогресс в газовом вопросе, то в Берлине в ходе трехсторонних переговоров стороны могут уточнить и закрепить договоренности, если таковые будут достигнуты в результате переговоров между президентами Украины и РФ.

Тем временем 13 октября "Нафтогаз Украины" подал иск в Стокгольмский арбитраж с требованием к "Газпрому" упразднить или заменить недействующие положения контракта на транзит газа от 19 января 2009 г., а также компенсировать НАКу недополученную прибыль из-за недопоставок газотранзитных объемов в Европу. Сумма иска исчисляется несколькими миллиардами долларов. Это уже второй иск "Нафтогаза" к "Газпрому". Первый подан после того, как "Газпром" 16 июня остановил поставки газа в адрес "Нафтогаза", и содержит требование о пересмотре системы ценообразования на газ и объемов, поставляемых НАКу.

Кроме того, с 1 ноября в Украине вводится новая система установления тарифов на транспортировку газа отечественной ГТС, которая предусматривает приведение договорных отношений в сфере транспортировки, а с 1 января 2015 г. и распределения газа в соответствии с требованиями Третьего энергопакета. Практически это может означать повышение стоимости транзита как для "Газпрома", так и для всех остальных отечественных и иностранных поставщиков и продавцов газа.

Попробуем разобраться, как все эти события взаимосвязаны и что сулят не только Украине и ее гражданам, но и всему энергорынку Европы и РФ.

Накануне саммита в Милане президент РФ Владимир Путин, будучи в Белграде, где уговаривал руководство Сербии присоединиться к "Южному потоку", суля 2 млрд долл. инвестиций, послал лидерам ЕС и президенту Украины очередное жесткое предупреждение: готовьтесь, мол, Украина точно начнет несанкционированный отбор газа из экспортного потока, и тогда "Газпрому" ничего не останется, как на такой же объем ограничить газопоставки европейским покупателям. Он не скрывает, что РФ поступит так же, как зимой 2006-го и 2009 года. И тут же министр энергетики РФ Новак сулит Европе кремлевский пряник. Мол, Европа может избежать, похоже, запланированного Москвой очередного замерзания. И нужно для этого всего лишь отказаться от газотранспортных услуг "Укртрансгаза" - оператора украинской ГТС в пользу российского газопровода OPAL и соответственно "Северного потока". Только для этого требует вывести его из под действия Третьего энергетического пакета, как и "Южный поток".

Прежде ЕК планировала до 15 сентября дать ответ РФ о возможности полного заполнения газопровода OPAL, который является окончательным распределительным отрезком газопровода "Северный поток". Согласно требованиям Третьего энергопакета часть мощностей газопровода OPAL должна резервироваться под транспортировку газа независимых поставщиков. Практически такое резервирование наполовину ограничивает объем экспорта "газпромовского" газа в Европу по "Северному потоку". Впрочем, А.Новак 29 октября после встречи с еврокомиссаром по вопросам энергетики Гюнтером Эттингером заявил, что ЕК перенесла дату принятия решения по OPAL на 31 октября.

Еврокомиссия пока не поддается на откровенный шантаж "Газпрома". И "оптимистично" надеется на успех переговоров в Берлине 21 октября. Еврокомиссар Г.Эттингер уверен, что договоренность по компромиссному "зимнему пакету" будет достигнута. Выступая 16 октября в столице ЕС, еврокомиссар заявил: "Я уверен, что мы сможем договориться по пакету, который обеспечит безопасность поставок в начале следующего года. Это может быть возможным. В Украине есть финансовые ресурсы, для этого предусмотрен финансовый пакет - средства от МВФ и ЕС". Средства для закупки недостающего газа "Нафтогазу Украины" готовы предоставить также ЕБРР и МФК.

Европа не позволит сделать себя "газовым" заложником

Но, наученная горьким опытом 2009-го, Европа не уповает на "авось пронесет". Не желая быть застигнутой врасплох, Еврокомиссия провела стресс-тесты с участием 28 стран-членов ЕС и 10 приграничных государств, включая Молдову и Украину. По результатам этих тестов ЕК составила доклад, который и обнародовал 16 октября в Брюсселе вице-президент ЕК по энергетическим вопросам Гюнтер Эттингер. Получился достаточно подробный анализ рисков и возможных действий ЕС на случай прекращения поставок "газпромовского" энергоносителя. Оглашение решений, которым ЕС будет следовать в случае прекращения "Газпромом" поставок газа через Украину в предстоящий осенне-зимний период, – это предупреждение России. ЕС пока не готов полностью отказаться от российского газа, но позаботился о том, чтобы его участники минимально ощутили недостачу российского газа.

Срочные меры спасения разработаны по трем направлениям. Первое – стимулирование работы рынка газа путем максимального увеличения возможностей соединительных газопроводов и отмены ограничений на трансграничную торговлю.

Второй набор мер касается четкого определения времени, когда страны-члены будут вынуждены вводить чрезвычайные меры на рынках, среди которых - реализация положений регулирования ЕС о безопасности поставок газа за счет использования альтернативных российскому источников, в том числе покупки сжиженного газа.

Третий направлен на улучшение координации и сотрудничества стран-членов на случай необходимости вмешательства государств в работу рынка. Среди этих мер - разработка программ регионального сотрудничества и безопасности поставок газа, усиление прозрачности работы регуляторов, более тесное сотрудничество в рамках газовой координационной группы при Еврокомиссии, а также усиление сотрудничества со странами за пределами ЕС.

В ЕК считают, что пережить зиму без российского газа поможет хорошее сотрудничество между странами-членами в плане направления между ними потоков газа. В случае полного прекращения поставок газа только через Украину, этого даже не почувствуют страны Балтии (кроме Эстонии) и Финляндия - у них есть прямой трубопровод, который не проходит через Украину. Для стран юго-востока эффект будет такой же, как в случае полного прекращения поставок газа.

Но это все – на крайний случай. А пока Еврокомиссия надеется, что "Газпром" и "Нафтогаз" подпишут временный компромиссный пакет, который будет гарантировать бесперебойные поставки российского газа через ГТС Украины.

Очень "зимний пакет"

Киев и Москва ведут затяжные переговоры с мая. После "Майдана гідності" и бегства Януковича под крыло Путина "Газпром" потребовал срочно выплатить накопившиеся долги и в одностороннем порядке повысил цену на газ, закупаемый НАКом, с 268,5 до 486,5 долл. за тыс. кубометров. Это лишний раз подтвердило, что цена на газ для Украины при Януковиче была чисто политической. Новой же власти Украины Путин вернул контрактную цену, привязанную к цене нефти и нефтепродуктов, которая на тот момент намного превышала 100 долл. за баррель. Это в середине октября в результате предпринятых санкций ЕС и главным образом США, уговоривших Саудовскую Аравию увеличить добычу и поставки нефти на рынок и таким способом обвалить цены на нее, что ощутимо ударило по бюджету и экономике РФ.

"Нафтогаз" отказался платить, по его мнению, необоснованно завышенную цену и возвращать насчитанные "Газпромом" сначала 11, затем 7 (а теперь уже 5,3) млрд долл. долга. Так как очередной платеж от НАКа за апрель не поступил, "Газпром" объявил о том, что впредь, как предусмотрено контрактом купли-продажи газа от 19 января 2009 г., будет поставлять газ в адрес "Нафтогаза" только по предоплате. Украинская сторона с требованиями россиян не согласилась и перестала брать российский газ вообще.

16 июня "газпромовские" поставки в адрес НАКа были прекращены. "Газпром" сообщил, что будет исправно поставлять газ европейским покупателям, заранее предупредив их, что "Нафтогаз" не сможет накопить достаточного объема газа на зиму, а потому будет "снова воровать" экспортный газ.

"Нафтогаз Украины" подал иск в Стокгольмский арбитраж с требованием установить экономически обоснованную рыночную цену на российский газ путем изменения формулы образования цены, закрепленной в контракте 2009 г., и обязанности выкупать весь законтрактованный газ на условиях "бери или плати".

"Газпром" подал встречный иск с требованием к НАКу уплатить долги и заплатить за контрактный, но не взятый объем газа по прежней цене и оплатить 5,3 млрд долл. долга из расчета цены 485 долл. за тыс. кубометров.

Одновременно "Газпром" пригрозил своим контрагентам в ЕС, что в случае перепродажи ими российского газа Украине, он ограничит газопоставки и им, что вскоре и сделал. Усилиями "Газпрома" реверсные поставки в адрес НАКа через Польшу, Словакию и Венгрию неоднократно прерывались. А в сентябре Венгрия под давлением "Газпрома" вообще отказалась поставлять газ в Украину, мотивируя это тем, что самим нужно заполнить хранилища. Как выяснилось, в ПХГ Венгрии 700 млн кубометров закачивает "Газпром", как и в одно из крупнейших хранилищ Германии, которое он успел приобрести (объем около 2,5 млрд кубометров).

"Нафтогаз" тем временем добился открытия так называемого малого реверса из Словакии (около 8 млрд кубометров в год). А 1 октября НАК стал получать через Словакию еще и норвежский газ от Statoil (24-27 млн кубометров в сутки).

На сегодня в ПХГ Украины закачано 16,5 млрд кубометров газа. С учетом газа, добываемого в Украине, запаса в ПХГ и реверсных поставок, а также жесткого режима экономии Украина надеется "пройти зиму" хоть и не вполне комфортно, но не замерзнув. Но чтобы поддерживать давление в транзитных газопроводах и бесперебойно поставлять в ЕС российский газ, необходимо еще 4-5 млрд кубометров газа.

Еврокомиссия вызвалась быть посредником и предложила "Газпрому" и "Нафтогазу" подписать - до окончательного решения Стокгольмского арбитража - временное компромиссное соглашение на период с 1 ноября до 31 марта 2015 г.

После продолжительных переговоров при посредничестве ЕК стороны выдвинули свои условия заключения "зимнего пакета".

"Газпром" сначала поставил ультиматум: компромиссная цена – 385 долл. за тыс. кубометров, причем 100 долл. от заявленной контрактной цены россияне предлагают снова считать скидкой (т.е. второе "харьковское соглашение", как с Януковичем?); поставки газа на условиях предоплаты; объем – 5 млрд кубометров; выплата первой части долга в 2 млрд долл. до возобновления газопоставок и погашение долга в 3,1 млрд долл. до конца 2014 г.

"Нафтогаз Украины" потребовал: установить временную цену газа в 268 долл. и все платежи производить исходя из этой цены газа; никакой предоплаты; погашение 5,3 млрд долл. долга несколькими траншами до 31 марта 2015 г.

Такие основные условия стороны направили в Еврокомиссию после трехсторонней встречи 26 сентября. Но к 3 октября стороны пошли на некоторые уступки.

Россия сократила требования по первому траншу киевского долга за газ с 2 до 1,454 млрд долл. – до начала поставок и оплатить 3,1 млрд долл. долга до конца 2014 г.

Украина сократила заявку на зимние поставки газа с 5 до 4 млрд кубометров. По цене газа и условиям выплаты долга договоренности пока не достигнуто. Хотя известно, что "Нафтогаз" от заявленной временной цены в 268 долл. не намерен пока отступать, так как считает ее рыночной и экономически обоснованной. Долги платить не отказывается, но требует пересчитать сумму с привязкой к цене 268 долл. за тыс. кубометров.

Но уже 16 октября еврокомиссар Г.Эттингер предложил НАКу… практически согласиться на условия "Газпрома": "В последние месяцы, мы считаем, справедливая переговорная цена была достигнута - 385 долл. за тыс. кубометров".

Насколько возможен и какой компромисс при таких исходных условиях сторон, станет известно уже в следующий вторник, 21 октября.

Между тем 13 октября "Нафтогаз Украины" подал второй иск к "Газпрому" в Арбитражный институт при Торговой палате г.Стокгольм. В нем НАК требует внесения изменений в контракт между "Нафтогазом" и "Газпромом" от 19 января 2009 г. на транзит природного газа по территории Украины.

Кто на выход, кто на вход?

Как отметил директор по развитию бизнеса НАК "Нафтогаз Украины" Юрий Витренко, этот "иск обусловлен необходимостью выполнения обязательств Украины, взятых ею при присоединении к Энергетическому сообществу. Мы не требуем ничего сверхъестественного, а только выполняем обязательство имплементировать до 1 января 2015 г. европейское энергетическое законодательство, в частности положения Третьего энергетического пакета".

Тем более, что и правительство Украины постановлением "Об усовершенствовании государственной политики в сфере регулирования деятельности по транспортировке природного газа магистральными трубопроводами по территории Украины" № 510 от 3 сентября утвердило Временный порядок формирования тарифов на транспортировку газа магистральными трубопроводами для точек входа и выхода в ГТС Украины. И обязало Минэнергоугольпром, "Нафтогаз" и оператора ГТС – ПАО "Укртрансгаз" "незамедлительно принять меры для приведения договорных отношений по вопросам транзита природного газа по территории Украины в соответствие" с Договором об основании Энергетического сообщества и требованиями Третьего энергопакета.

По сути, постановление № 510 кардинально меняет методику формирования тарифов на транспортировку газа по территории страны. Это европейская методика, и это также является одним из оснований для заключения нового контракта на транзит с "Газпромом".

Временный порядок формирования тарифов на транспортировку газа будет действовать с 1 ноября до 31 декабря 2014 г. За это время Минэнергоугольпром, Фонд госимущества, НАК и "Укртрансгаз", а также Нацкомиссия, осуществляющая госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг должны обкатать новую систему и с 1 января 2015 г. принять уже постоянную методику установления тарифа на транспортировку газа по системе вход-выход. Типовой договор для оказания газотранспортных услуг, по словам Ю.Витренко, уже разработан и передан правительству на утверждение.

По предварительным расчетам, новые временные тарифы будут зависеть от объемов, точек входа и выхода в ГТС, расстояния транспортировки и при применении их, в том числе к "Газпрому", будут означать повышение транзитного тарифа почти на 50-55% .

При этом заказчики услуг будут осуществлять оплату по тарифам для точек входа и выхода газа и отдельно будут компенсировать объемы природного газа на производственно-технологические расходы газотранспортному предприятию.

В частности, временный порядок устанавливает тариф для ключевой точки входа российского газа в украинскую ГТС "Суджа 1400" на уровне 14,16 долл. за транспортировку тысячи кубометров, а тариф для ключевой точки выхода "Ужгород" – 31,3 долл. плюс 3,33% для обеспечения расходов газа на производственно-технологические расходы и нормативные потери.

Согласно январскому контракту 2009 г. на транзит, с 2010 г. ставка тарифа на транспортировку газа по территории Украины является плавающей и определяется по формуле, зависящей от стоимости топливной составляющей и инфляции в Европе. Во втором полугодии 2013 г. тариф на транзит составлял 3,03-3,04 долл. за тыс. кубометров при стоимости российского газа около 400 долл. за тыс. кубометров, а в первом квартале 2014 г. снизился до 2,73 долл. из-за удешевления газа до 268,5 долл.

При расстоянии транспортировки около 1240 км и обсуждаемой сегодня на российско-украинских переговорах цене в 385 долл. за тыс. кубометров действующая в контракте формула тарифа выведет примерно стоимость транспортировки по указанному маршруту в 37,5 долл., тогда как согласно временному порядку она составит 45,5 долл. за тыс. кубометров плюс 3,33% транспортированного газа в натуральной форме, стоимостью около 12,8 долл. за тыс. кубометров.

К слову, Ю.Витренко рассказывал ZN.UA о различных вариантах тарифообразования на транспортировку газа, применяемых в Европе, еще в начале 2009 г. Актуальность его тогдашних расчетов не уменьшилась. А для "Нафтогаза" в условиях дефицита газа на внутреннем рынке было бы очень кстати получить часть оплаты за транспортировку экспортного газа "Газпрома" в натуральной форме.

Кроме того, как рассказал Ю.Витренко, предоплата "Газпрома" за транзит газа через территорию Украины закончилась в сентябре. А с октября "Газпром" уже должен перечислять деньги за услуги "Укртрансгаза". Россияне "не могут распоряжаться этими деньгами и засчитывать их в качестве каких-либо долгов украинской стороне", - считает директор по развитию бизнеса НАК "Нафтогаз Украины" Ю.Витренко. Он подчеркнул, что при расчетах транспортного тарифа для "Газпрома" НАК исходит из цены 268,5 долл. за тыс. кубометров.

Словом, хочет того НАК или нет, а Кабмин вынуждает "Нафтогаз" обратиться в Стокгольмский арбитраж с требованием изменить "транзитный" контракт-2009.

"Нафтогаз" требует кардинального пересмотра "транзитного" контракта с "Газпромом"

Итак, требования правительства и обязательства Украины как участника Энергетического сообщества руководствоваться европейскими правилами энергорынка, в частности требованиями Третьего энергопакета обусловили обращение в Стокгольмский арбитраж.

По мнению руководства НАКа, перенесение этого вопроса в судебную плоскость предоставляет компаниям действенный механизм согласования правовых разногласий цивилизованным путем. Этот шаг, подчеркнул Ю.Витренко, позволяет "Нафтогазу" надеяться на то, что наличие расхождений между хозяйствующими субъектами "не повлияет на надежность поставок российского газа по территории Украины европейским потребителям, а точнее, как раз укрепит безопасность газопоставок".

Предварительные исковые требования "Нафтогаза" сформулированы в трех основных пунктах.

1. Изменение и замещение положений контракта, которые являются недействительными или недействующими. В частности, речь идет о передаче прав и обязанностей "Нафтогаза" по транзитному договору украинскому оператору газотранспортной системы - ПАТ "Укртрансгаз".

2. Назначение компенсации за недопоставку объемов газа для транзита по украинской ГТС, в т.ч. с учетом того, что тариф на транзит газа зависит от объема транспортированного газа. Минимальный объем газа, который "Газпром" должен транзитировать по территории Украины ежегодно, составляет, согласно контракту 110 млрд кубометров. Вместо этого годовой объем транзита в 2009-2013 гг. составил в среднем 94 млрд кубометров.

3. Изменение методики расчета транзитного тарифа в соответствии с европейскими стандартами и положениями соответствующего энергетического и антимонопольного законодательства Украины и ЕС. Т.е. "Газпром" больше не может оставаться монопольным заказчиком транспортных мощностей "Укртрансгаза".

Это также предопределяет перезаключение контрактов с контрагентами "Газпрома" для получения российского газа на восточных пунктах передачи газа возле границы Украины и РФ в точках расположения газоизмерительных станций (ГИС) и последующего заключения контрактов на транспортировку газа по территории Украины к ее западным границам и ГИС с оператором украинской ГТС "Укртрансгазом" (подробнее см. статью "Як вимірюються якість і кількість газу на вході і виході ГТС "Укртрансгазу" на сайте ZN.UA/DT.UA).

Если "Нафтогаз" и "Газпром" не договорятся об изменении "транзитного" контракта-2009 во внесудебном порядке до окончания рассмотрения иска, решение арбитража будет обязательным для выполнения всеми сторонами. Правда, процесс это длительный. И может быть осложнен тем, что "транзитный" контракт (КТ) не содержит положения "транспортируй или плати" и не обязывает "Газпром" оплачивать зарезервированные мощности украинской ГТС при недопоставках транзитных объемов. В то же время, контракте купли-продажи газа (КП) есть обязательное условие "бери или плати", обязывающее "Нафтогаз" как покупателя российского газа оплатить весь контрактный объем газа, даже если НАК вообще его не брал.

Тем не менее, как заявил в четверг премьер Яценюк, украинская сторона будет настоятельно предлагать европейским покупателям российского газа заключить контракты на транзит газа по украинской ГТС с ее оператором – "Укртрансгазом". По мнению премьера и менеджеров НАКа, это логично, если не только Украина, но и члены ЕС будут на практике руководствоваться положениями Третьего энергопакета.

На момент написания этой статьи представители "Газпрома" никак не прокомментировали подачу второго иска "Нафтогазом" к "Газпрому" в Стокгольмский арбитраж. Но украинская сторона уверена в силе своей аргументации и готова ждать вердикта арбитража, рассчитывая, что решение будет принято в его пользу.

Вот на таком фоне и с таким набором аргументов и требований ожидается очередной раунд переговоров в формате ЕС-Украина-РФ 21 октября в Берлине - для сближения сторон и подписания временного компромиссного "зимнего пакета".

Впрочем, ответом на второй иск "Нафтогаза Украины" к "Газпрому" по изменению "транзитного" контракта можно считать решение Госдумы РФ, которая 17 октября поддержала во втором чтении законопроект, предоставляющий "Газпрому" возможность оплачивать транзит газа через Украину за счет долга "Нафтогаза".

Соответствующие нормы вносятся в Закон РФ "О валютном регулировании и валютном контроле". Инициатором таких изменений выступал "Газпром".

Одобренная поправка позволяет считать транзит российского газа через Украину оплаченным за счет долга "Нафтогаза" за российский газ, причем без обязательного зачисления выручки от продажи газа Украине на счет "Газпрома" в уполномоченном банке. Кроме того, "Газпром" избегает возможных санкций за невыполнение требования законодательства об обязательном перечислении выручки за проданный газ на его счет в банке в случае, когда газ поставлен, но не оплачен. Удивят ли кого-нибудь результаты голосования по этому законопроекту?..

Вот на таком фоне и с таким набором аргументов и требований ожидается очередной раунд переговоров в формате ЕС-Украина-РФ 21 октября в Берлине – для сближения сторон и подписания временного компромиссного "зимнего пакета".