UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лесозавал: игра в выбивание

Кто спасет лесное хозяйство в стране?

Автор: Светлана Исаченко

От ревизии лесное хозяйство может спасти не примитивный дедовский метод краж и пожаров. Сейчас есть более продвинутые технологии. Достаточно, к примеру, начать реформу

На прошлой неделе лесоводы вышли из леса и пришли под Кабмин с плакатами: «Не разрушайте успешные государственные предприятия!». С ними были на митингах в столице и областных центрах руководители объединенных территориальных громад и местных рад из Фастова (Киевская область), Семеновки, Остра, Добрянки и Холмов (Черниговская область), Сторожинца (Буковина), Сватовки, Белокуракино (Луганская область), Жолковской, Бибрской ОТГ (Львовская область), Новоград-Волынского (Житомирская область).

Юлия Давыдова

Еще ни одна реформа лесного сектора страны не вызывала такую волну протестов и такое количество вопросов, до сих пор остающихся без ответов.

Дело в том, что все 358 государственных лесохозяйственных предприятий страны (кроме находящихся на оккупированных территориях) только что получили «письма счастья» от своего основателя — Государственного агентства лесных ресурсов Украины (ГАЛРУ). Для подавляющего большинства из них это последний приказ главы Гослесагентства Юрия Болоховца.

Критерии выбора жертв на вылет известны лишь начальникам областных управлений лесного хозяйства, составлявшим и подававшим в Киев расстрельные списки. В результате с 1 января 2022 года в системе государственной лесоэксплуатации остается 171 отраслевое предприятие.

Хозяйственный кодекс действительно позволяет учредителю совершать по его усмотрению любые действия с государственным предприятием. Однако статья 326 Гражданского кодекса требует при этом действовать исключительно в интересах государства.

Какие выгоды получит Украина от реформы ГАЛРУ под названием «Оптимизация» и получит ли их вообще?

На выходе — сплошные минусы

В наибольшей степени, конечно же, людей тревожит, не потеряют ли они работу? «Все будут трудоустроены, только отдельные специалисты админаппарата перейдут на другие должности с меньшим окладом», — уверяет «отец» реформы Юрий Болоховец.

Экономия на разнице зарплат нескольких сотен работников директорского состава и на уволенных пенсионерах — вот и все экономические преимущества затеянной реформы, которые можно сегодня увидеть и понять. Другие аргументы Гослесагентства и областных лесных управлений в пользу оптимизации лесхозов звучат как набор слов без логической связи, цифр и фактов.

В то же время главы объединенных территориальных громад убеждены, что очевидных минусов от реформы ГАЛРУ множество, и они губительны для жизнедеятельности громад. Особенно в горных Карпатах и на Полесье, где лесхозы для сел и поселков являются сегодня едва ли не единственными работодателями и налогоплательщиками местных бюджетов. Доходные части могут существенно уменьшиться, поскольку уплата основного для местных бюджетов налога на доходы физических лиц привязана к месту деятельности компании. Как правило, это юридический адрес лесхоза, где расположена также его производственная база.

«С присоединением нашего Старовыжевского лесхоза к Ковельскому мы потеряем 2,5 миллиона гривен только на НДФЛ. Это для нас равносильно краху. Мы не сможем содержать бюджетные учреждения образования, медицины, социальных услуг, — говорит Василий Каминский, глава Старовыжевской поселковой рады Волыни. — Еще можно было бы понять реформаторов, будь наш лесхоз убыточным. Но он успешно работает со штатом в 155 сотрудников, имея развитую производственную инфраструктуру. Так зачем его присоединять к лесхозу, вдвое меньшему и по количеству работающих, и по производственному потенциалу? Мы за реформирование отрасли, но с учетом профессионального мнения лесоводов, громад, всех заинтересованных сторон».

«Больше всего удивляет отсутствие каких-либо расчетов и обоснований в этой так называемой реформе, — возмущается глава Добрянской ОТГ (Черниговская область) Светлана Быцько. — Разве ликвидация крупного предприятия — в интересах национальной безопасности и экономики? К чему это приведет в финансовом плане, каким будет экономический рост объединения?».

«В чем логика ликвидировать сильные предприятия, обеспечивающие миллионные прибыли, надлежащим образом выполняющие все обязательства, и присоединять их к более слабым? Для кого и зачем у государственных лесхозов планируют забрать деревоперерабатывающие цеха?» — такие вопросы задают главы и депутаты местных рад на приемах у главного лесовода страны Юрия Болоховца, отстаивая свои бюджетообразующие предприятия.

Ответ Юрия Витальевича для всех неизменен: «Укрепленные лесхозы смогут улучшить финансовое положение, увеличить выпуск продукции, повысить рентабельность производства».

Но какой ценой? Черновицкий лесхоз, например, однозначно удвоит и утроит производственные показатели. Поскольку к своим 14 тыс. кубометров расчетной лесосеки добавит более 45 тыс. кубометров лесосечного фонда присоединенных к нему лесхозов. Но ведь за счет уничтожения одного из наиболее мощных государственных предприятий отрасли — Сторожинецкого лесхоза.

А голый-босый не так давно созданный Ивано-Франковский лесхоз, даже не имеющий конторы и арендующий чужую, вообще на порядок увеличит цифры во всех отчетах о своей деятельности благодаря аннексии лесфонда и производственных подразделений одного из старейших и крупнейших лесхозов страны — ГП «Коломыйское ЛХ».

Интересы укрупненных лесхозов понятны. Но где в этих реформаторских пертурбациях ГАЛРУ интересы отрасли, местных громад и государства Украина? Ведь сколько ни оптимизируй сеть лесхозов, в лесохозяйственной отрасли страны не увеличится от этого ресурсная база для развития и роста.

Этот факт, выявленный во время актуализации материалов лесоустройства, ГАЛРУ застенчиво замалчивает, пытаясь фиговым листком никому не понятной реформы прикрыть до неприличия оголившийся лесосечный фонд страны.

Меньше лесхозов — меньше шума из-за государственной земли

До конца года осталось всего ничего, но на сайте Государственного агентства лесных ресурсов отсутствует информация о хотя бы ориентировочных показателях заготовки лесоматериалов на 2022 год.

Не разглашают информацию о лесосечном фонде и территориальные подразделения ГАЛРУ — областные управления лесного и охотничьего хозяйства. В Черновицком ОУЛОХ, к примеру, смогли лишь заявить, что хозрасчетная лесосека-2022 существенно сократится и общий объем древесины от всех видов рубок в области не превысит 500 тыс. кубометров древесины. Это на треть меньше, чем еще несколько лет назад.

В таких же пропорциях, похоже, снизится и лесозаготовка в целом по стране. По крайней мере, по данным Госстата, в 2017 году все постоянные лесопользователи, государственные и коммунальные, заготовили 21,9 млн кубометров древесины, из них деловой — 7,3 млн. В 2020 году объем лесоматериалов из украинских лесов составил уже 17,8 млн кубометров.

«Дело в том, что нынешняя система лесоуправления в стране за последние годы полностью пренебрегала принципами непрерывности, неистощения и рационального использования лесных ресурсов, — убежден экс-начальник отдела развития ПЗФ и экосети управления экологии и природных ресурсов Ивано-Франковской ОГА Виталий Семчук. — В стране отдельные лесхозы дохозяйствовались до краха, когда нет доступного спелого леса для набора участков рубок главного пользования действующей расчетной лесосеки, когда практически нет лесного фонда для определения расчетной лесосеки на следующий ревизионный период. И вместо того, чтобы работать над повышением продуктивности, качественного состава лесов, усилением их защитных функций, лесное агентство пытается под маркой реформы скрыть реальное состояние украинского государственного леса. В результате объединения лесхозов объединят и все показатели, хорошие и плохие, — и концы в воду».

Крупным предприятиям придется менять официальные данные о лесном фонде в новых лесных границах. А также в большинстве случаев готовить новую землеустроительную документацию на присоединенные лесные участки. Открываются безграничные возможности запутать все следы рубок и отчужденные правдами и неправдами в частную собственность государственные земли лесохозяйственного назначения. Примеров тому хватает в каждой области.

Работники Фастовского лесхоза, например, убеждены, что основной причиной ликвидации предприятия, входящего в пятерку лучших в стране, стала их непримиримая борьба за 1000 (тысячу!) гектаров государственных земель в заказнике «Урочище Унава».

Официальная информация Фастовского лесхоза о совершении рейдерского захвата 1000 га лесных земель, находящихся в его постоянном пользовании
Погляд

«В материалах базовых лесоустройств данные лесные земли принадлежат на правах собственности государству, а на правах постоянного пользования — нашему лесхозу с 1950 года. Согласия на их отчуждение и изменение целевого назначения предприятие не давало. Однако 25 марта 2021 года три лесных земельных участка возле села Волица были зарегистрированы в Государственном реестре вещных прав как частная собственность. Возможна дальнейшая утрата земель лесохозяйственного назначения», — говорится в официальном сообщении лесхоза, успешно проработавшего 191 год (старейший лесхоз страны), но попавшего под реформаторский каток.

Под ликвидацию подпадает и Кутский лесхоз в Ивано-Франковской области. У него с землями такая же история. В планово-картографических материалах «золотые» участки леса неподалеку от водопадов в Шешорах принадлежат лесхозу. А на кадастровой карте это уже частная собственность столичных фирм, с чем руководители лесхоза мириться не собираются.

За возвращение лесных земель из частной в государственную собственность кипят сейчас страсти в Днепре, где крупные лесные участки уже обнесли проволокой новые собственники.

Деньги на взятку — от незаконных рубок

Государственному агентству лесных ресурсов есть куда направить свою реформаторскую энергию, помимо оптимизации лесхозов. Например, хотя бы минимизировать расхищение леса, которое приобрело промышленные масштабы и истощило до предела государственный лесной ресурс. Без «крышевания» сверху здесь никак не обошлось.

Так никто, по сути, и не ответил за харьковскую вырезку дубовых лесов, продемонстрированную летом 2019 года на всю страну из иллюминатора президентского вертолета. По требованию активистов, ГАЛРУ, которым тогда руководил Владимир Бондарь, провело проверку только двух лесхозов — Купянского и Волчанского и выявило незаконные рубки ценных пород на 20,6 млн грн. И ничего, обошлось.

Так что регулярные сообщения об аналогичных событиях в других областях уже даже не удивляют.

Хотя нет, Тернопольщина все же удивила. Прокуратура и Государственное бюро расследований недавно поймали на взятке руководителя одного из государственных предприятий Тернопольского областного управления лесного и охотничьего хозяйства. Уникальность ситуации — не в размере взятки (всего 5 тыс. долл.), а вот в чем: «Вместе с сотрудником местной Нацполиции они разработали противоправную схему систематического вымогательства и получения неправомерной выгоды от директоров лесохозяйственных предприятий области. За беспрепятственную деятельность те должны были ежемесячно отдавать им 1500 долларов и 100 литров бензина».

Такими зелеными коврами устилают кабинеты тернопольских лесных чиновников
Сайт Генеральной прокуратуры

Откуда деньги на откуп? С незаконных вырубок. Есть те, кто думает, что схема лесного оброка и его «крыша» действовали только в Тернополе?

«Лесное хозяйство страны давно ждет конструктивной реформы, — отмечает руководитель ОО «Открытый лес» Михаил Попков. — Но начатая реорганизация лесхозов не затрагивает коррупционные риски и конфликт интересов, ставшие частью лесной системы. Более того, она создает дополнительные возможности для хищения хотя бы за счет продажи излишков имущества прекращенных предприятий. Обычно такие реформы используют для того, чтобы избавиться от неугодных руководству людей, назначить полностью управляемых и коррумпировать всю систему централизованно».

Больше статей Светланы Исаченко читайте по ссылке.