UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как запустить сердце "зеленой" энергетики?

В Европе путем создания сервисных кооперативов решают проблемы энергетической зависимости. В Украине же это движение так и не получило широкого распространения. В чем проблема? Неужели украинцев не привлекает перспектива экономии и дополнительного заработка на продаже "зеленых" энергоносителей? Может, проблема в дефиците предприимчивости?

Автор: Евгения Давыденко

В Европе путем создания сервисных кооперативов решают проблемы энергетической зависимости. В Украине же это движение так и не получило широкого распространения. В чем проблема? Неужели украинцев не привлекает перспектива экономии и дополнительного заработка на продаже "зеленых" энергоносителей? Может, проблема в дефиците предприимчивости?

Европейцы уже поняли необходимость перехода на экологически чистые источники энергии и наращивают темпы, активно используя при этом кооперативную форму организации деятельности. Так, в Великобритании функционируют около 5 тыс. кооперативов, задействованных преимущественно в солнечной и ветрогенерации. В США - приблизительно тысяча кооперативов, обслуживающих 75 млн чел., а бельгийский Ecopower с оборотом
25 млн евро в год объединяет около 50 тыс. чел.

Энергетические кооперативы в европейских странах производят электроэнергию и тепло из возобновляемых источников энергии (ВИЭ) для удовлетворения своих потребностей и/или продажи в сеть. Так, один немецкий кооператив, как отмечают в своем исследовании А.Пантелеймоненко и Т.Грицюк, специализируется на производстве и распределении электроэнергии между своими членами, на консультировании, а также производстве синтетического дизельного топлива из биоматериалов. Ученые отметили: динамичное развитие тамошних энергетических кооперативов объясняется инициативностью местных общин и поддержкой со стороны государства.

По итогам 2013 г. (окончательных данных за 2014-й еще нет), доля ВИЭ в совокупном конечном энергетическом потреблении Украины составляет 4,7%. Однако перспективность "зеленой" энергии власть признает. В Национальном плане действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 г. в частности отмечается, что годовой технически достижимый энергетический потенциал ВИЭ в Украине достигает 68,6 млн т нефтяного эквивалента, что составляет около 50% общего энергопотребления в стране.

Эконадежды

"Развитие ветроэнергетики, по прогнозам исследователей НАН Украины, сможет обеспечить до 25% потребностей Украины в энергетике. Работа одного ветрогенератора мощностью 1 МВт за 20 лет эксплуатации позволит сэкономить до 29 тыс. т угля или 14 тыс. т нефти. Второе место занимает солнечная энергетика. Для созданных в сельской местности кооперативов доминантным является производство энергии из биомассы", - убеждена Татьяна Харченко, доцент кафедры экологического менеджмента и предпринимательства Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Это предложение для крестьян созвучно с результатами анализа, изложенными в нацплане: "Отрасль биоэнергетики в Украине имеет едва ли не наибольший потенциал развития. Это обусловлено особенностями климата, потенциалом аграрного сектора и наличием необходимой рабочей силы. Наибольший энергетический потенциал в Украине у таких видов биомассы, как сельскохозяйственные культуры, отходы древесины, жидкие виды топлива из биомассы, биологическая составляющая твердых бытовых отходов, биогаз".

Вместе не только отца легче бить, но и решать общие проблемы

"Сервисная кооперация в малой энергетике способна стать еще одним источником финансирования проектов в сфере энергоэфективности и развития использования ВИЭ, - считает Игорь Черкашин, независимый эксперт по энергоэфективности и развитию возобновляемой энергетики. - Воплощение этих проектов окажет также положительный социально-экономический эффект на сельскую местность и ее жителей. Во-первых, при использовании биомассы как топлива деньги за энергоносители не будут перемещаться в страны-экспортеры, а будут работать на развитие местной экономики. Во-вторых, внедрение технологий производства энергии из биомассы будет способствовать созданию новых рабочих мест, необходимых для предварительной обработки биомассы, производства и транспортировки биотоплива, а также для обслуживания самого оборудования".

К тому же так можно убить двух зайцев: решить проблемы дорогих энергоресурсов и утилизации некоторых видов мусора, что особенно актуально для сел.

Достать до облаков

Одна из основных проблем, стоящих на пути развития энергосервисных кооперативов в государстве, - заоблачная цена оборудования для всех видов ВИЭ.

Солнце

Роман Бабьячок, владелец солнечной мини-электростанции, включающей 40 фотомодулей, стал популярен благодаря тому, что первым в Украине продал избыточную электроэнергию по "зеленым" тарифам (ЗТ). Из сгенерированных за период, например, с
8 августа по 1 сентября 1200 кВт·ч электроэнергии (зимой вдвое меньше) домашнее хозяйство Романа потребляет 300–400 кВт·ч/мес. (среднее потребление
200 кВт·ч), а остальное продает в сеть. Так, за сентябрь, как сообщал ZAXID.NET, человек заработал более 3000 грн (тариф - 3,89 грн/кВт·ч). Электростанцию "адепт" солнечной энергии построил своими руками, поскольку профессионально этим занимается. Сегодня, говорит, эта электростанция обошлась бы в 13–14 тыс. долл.

Ветер

По словам Андрея Конеченкова, главы правления Украинской ветроэнергетической ассоциации, рядом с сельскими населенными пунктами, там, где есть ветровой потенциал, целесообразно устанавливать современные ветротурбины мощностью 2,5–3,0 МВт, которые могут производить 7,6 - 9,0 тысяч МВт·ч и более электроэнергии в год. Стоимость одной 3-мегаваттной ветротурбины составляет около 4,5 млн долл. Она окупается за шесть-восемь лет. Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) на реализацию таких проектов может предоставить кредит на выгодных условиях. Но стоит учесть, что ветровой потенциал не на всей территории Украины одинаково благоприятен для использования больших ветроустановок. Это актуально для территорий, размещенных вдоль побережья Черного и Азовского морей, а также для Луганской, Ивано-Франковской, частично Львовской областей.

Биомасса, биогаз

Проекты по сжиганию сухих отходов сельского хозяйства и получению тепловой и электрической энергии требуют инвестиций от 10 до 39 тыс. евро на 1 т используемых отходов в сутки (в зависимости от технологии и оборудования). Влажные отходы технологически целесообразно сбраживать в реакторах с получением биогаза и дальнейшим производством энергии. Проекты по анаэробному сбраживанию предусматривают затраты от 5 до 23 тыс. евро на 1 т используемых отходов в сутки, срок их окупаемости - 6–14 лет. Однако он значительно сократится в случае получения "зеленого" тарифа и составит 4–8 лет.

Следует учесть, что для старта продаж энергии в сеть по ЗТ предприятие должно собрать необходимую документацию и подключиться к сети, что предполагает дополнительные затраты на строительство инфраструктуры, объем которых зависит от удаленности и состояния электросетей. Как энергетический проект, малые биогазовые установки рассматривать нерационально.

"В нынешних условиях целесообразными могут быть биогазовые установки мощностью от 1 МВт, - убежден Петр Кучерук, старший консультант НТЦ "Биомасса". - Хотя, подчеркну, все будет зависеть от рамочных условий отдельного проекта. Средняя стоимость современной биогазовой установки немецкого производства мощностью 200 кВт составляет 1 млн евро, мощностью 1 МВт - 3 млн евро. Затраты на обслуживание БГУ составляют в среднем 8–10% от стоимости установки. При использовании покупного сырья, такого, как силос кукурузы, эти затраты могут достигать 30% и более".

По его словам, для работы БГУ мощностью 200 кВт нужно, например, 70–80 т перегноя в сутки (то есть ферма от 2000 голов крупного рогатого скота. - Е.Д.). Типичная биомасса для производства биогаза, кроме отходов животноводства, - силос кукурузы, зерновые отходы, отходы пищевой перерабатывающей промышленности (жом, пивная дробина, спиртовая барда).

Со строительством котельной на биомассе тоже не все так просто. Как объясняют в НТЦ "Биомасса", чтобы обеспечить теплом село, нужна тепловая сеть, а ее местами или нет вообще, или она в крайне плохом состоянии. Ее строительство тоже влетит в копеечку. К тому же чем мощнее установка, тем больше потери тепла в сети. Поэтому вариант с биокотельными подходит тем населенным пунктам, у которых достаточно таких ресурсов, как торф, древесина, поскольку, например, 100-киловаттный котел потребляет 40 кг дров в час. Одними только отходами растениеводства обойтись вряд ли удастся. Однако обогревать подобным образом отдельные здания или несколько хозяйств есть смысл.

"Для производства тепловой энергии для сельского кооператива целесообразнее использовать твердую биомассу, преимущественно отходы агропроизводства или деревообработки. Использование биогазовых установок также возможно, в том числе, для производства как тепловой, так и электрической энергии. Но целесообразность их использования будет зависеть от их мощности и стоимости", - подытожил Петр Кучерук.

Биореальность

Сделать проекты с ВИЭ достижимыми помогло бы привлечение инвестора, однако недавние манипуляции с ЗТ бросают тень на имидж Украины как надежного партнера. Условие о "местной составляющей" для получения ЗТ - доли оборудования, которое должно производиться в Украине, - палка в колеса для энтузиастов. К тому же по легкости присоединения к электросетям Украина занимает 185-е место в рейтинге ведения бизнеса Всемирного банка.

По словам Романа Бабьячка, производить альтернативную энергию в промышленных масштабах невыгодно из-за больших затрат на оборудование, аренду необходимых площадей земли, из-за необходимости оформления лицензий и сертификатов и соблюдения "местной составляющей", сложности подключения более мощных станций к облэнерго. У простых людей, говорит Роман, нужной суммы денег нет, поэтому "зеленая" энергетика в Украине - бизнес для олигархов.

К этим проблемам в отрасли Татьяна Харченко добавляет отсутствие льготного кредитования, неустойчивость энергетического потенциала разных видов ВИЭ, наличие субсидий, что делает неконкурентоспособным производство энергии из ВИЭ, завышенные экотребования к котлам и установкам на биотопливе. В Биоэнергетической ассоциации отмечают еще и такие барьеры: слишком низкий коэффициент ЗТ для электроэнергии из биогаза, сложность применения налоговых льгот при ввозе биоэнергетического оборудования.

В своем исследовании А.Пантелеймоненко и Т.Грицюк отмечают, что развитие украинских энергетических кооперативов возможно "только при условии подготовки и реализации комплексной государственной программы, которая объединит широкую пропаганду таких кооперативов (прежде всего, разъяснение преимуществ для населения), методическую и финансовую поддержку инициативных групп, разработку механизма привлечения сбережений населения для реализации кооперативных проектов энергообеспечения и профессиональное сопровождение энергетических кооперативов (как минимум обучение работников и представителей выборных органов управления)".

Поэтому недостаточное распространение энергетических кооперативов, да и самих проектов по ВИЭ, объясняется, кроме общеэкономических и политических, еще и банальными проблемами - дороговизной оборудования, а также нехваткой воли наших топ-чиновников и законотворцев. Так что для нас энергетические кооперативы до сих пор остаются интернет-сюжетами в стиле success story в европейском антураже.

И все-таки…

Сервисные кооперативы подобного типа на наших территориях - не утопия. Игорь Черкашин убежден: биоэнергетика может решать вопрос энергообеспечения объектов бюджетной и социальной сфер в сельских населенных пунктах. Для этого, отмечает он, нужно обеспечить информационное сопровождение, создать инструмент для повсеместного внедрения биотопливных технологий с привлечением финансовых ресурсов местных советов и общин.

Если же децентрализация все-таки заработает, и общины смогут аккумулировать значительно больше финансов, у проектов энергетических кооперативов есть большой шанс акклиматизироваться на украинских просторах. Уже сейчас можно задуматься над созданием небольших по мощности котельных на биомассе - альтернативе устаревшим ТЭС и высоким тарифам на традиционные энергоносители.

Андрей Конеченков советует сельским общинам брать пример с европейцев и сдавать участок под ветроэлектростанцию в аренду, становиться ко-инвестором проекта и продавать электроэнергию в сеть по ЗТ, ставка которого нынче для ветростанций -
10,2 евроцента за 1 кВт·ч.

Правда, для самоорганизации населения с энергетической целью требуются и политическая воля, и дальновидность государственных менеджеров. Вместе с тем необходимо возродить сознание крестьянина-хозяина, который не будет ждать, что все его проблемы решит кто-то другой. Это сознание деформировали "советы".

Идея ДОБРОВОЛЬНОГО (кардинально противоположная "колхозной" доктрине) объединения общин вокруг разных проблем должна получить широкий ренессанс в Украине. Более мощные, следовательно, более дорогие установки окупаются быстрее, поэтому для строительства в селах новых котельных на биомассе или реализации других энергетических проектов объединяться лучше целыми населенными пунктами, как в Европе, где, например, создание ветропарка из 11 турбин на датском острове Эро профинансировали 128 местных. При этом отметим, что соседи, вместе выходящие на толоку, обречены стать приятелями.