UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как "патриоты" неньку доедают

Чтобы поставить на "Укрнафте" жирный крест, недостает малого - плана санации, написанного под Коломойского. Но поскольку со стола "Укрнафты" ели едва ли не все разноцветные власти, то этот банкет, затянувшийся на десятилетия, заставят оплатить граждан.

Автор: Алла Еременко

16 июля 2015 г. миноритарные акционеры полугосударственной "Укрнафты" обратились в коммерческий арбитраж Лондона с требованием компенсации от НАК "Нафтогаз Украины" за газ, поставленный в 2006–2011 гг.

Речь шла о компенсации рыночной стоимости почти 2 млрд кубометров газа. Но основная мотивация сводилась к нарушению соглашения, подписанного между акционерами, и по сути касалась изменений, мало зависящих от ответчика - "Нафтогаза".

27 мая 2016 г. Минюст Украины получил официальное исковое требование от тех же миноритарных акционеров "Укрнафты" на сумму 4,674 млрд долл. Но в этом случае ответчиком названо государство Украина, а не "Нафтогаз". И основной упор истцами сделан на нарушении Украиной условий Договора об Энергетической хартии, подписанного и ратифицированного нашей страной. Поэтому и обратились кипрские заявители уже не просто в коммерческий, а в инвестиционный арбитраж при Торговой палате Стокгольма.

Зачем трем компаниям, миноритарным акционерам "Укрнафты", подконтрольным Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову, понадобилась такая многоходовая комбинация, чем это может обернуться для всех сторон и насколько сильны позиции Украины, постараемся разобраться по горячим следам.

Для начала напомним, что в обоих случаях истцами, то есть заявителями, являются три компании с кипрской пропиской - Littop Enterprises Limited, Bridgemоnt Ventures Limited и Bordo Management Limited, контролируемые, как уже сказано, Коломойским и Боголюбовым. В общей сложности речь может идти о 40% акций ПАО "Укрнафта". 51% плюс одна акция "Укрнафты" принадлежат государству и находятся в корпоративном управлении НАК "Нафтогаз Украины", глава которой Андрей Коболев также возглавляет наблюдательный совет "Укрнафты".

Еще после первого иска миноритариев "Укрнафты" в Английский коммерческий арбитраж А.Коболев говорил на пресс-конференции: "На нас сегодня подали в суд по акционерному соглашению. Миноритарии считают, что мы его нарушили или собираемся нарушить"…

В своем исковом заявлении 2015 г. миноритарии также указали, что новый Закон "Об акционерных обществах" (а точнее, принципиальные поправки к нему), по их мнению, нарушает их права, в частности предусмотренные соглашением между акционерами "Укрнафты" от 2010 г.

Как ранее сообщало ZN.UA, этим соглашением по сути Коломойский обезопасил себя от потери контроля над "Укрнафтой". Для того чтобы государство могло вернуть контроль над компанией, необходимо вносить изменения в устав, а для этого, согласно соглашению, нужно 75% акционеров. Практически год назад, выступая в Верховной Раде, теперь уже экс-премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что подписанный при участии правительства Юлии Тимошенко в 2010 г. документ акционеров "Укрнафты" не позволяет сегодня правительству сменить руководство компании.

Но 24 апреля 2015 г. парламент Украины принял принципиальные поправки в Закон "Об акционерных обществах", что означает изменение кворума для проведения общего собрания акционеров с 60 до 50%. Это касается всех АО, где доля государства составляет не менее 50%. Но наиболее болезненно такое изменение воспринял Коломойский и фактически подконтрольные ему и Боголюбову миноритарии "Укрнафты". Теперь для Коломойского стало очевидно, что в коммерческом споре такой принципиальный вопрос не решить. И прежнее количество голосов в наблюдательном совете так просто не вернуть.

Как рассказывают источники ZN.UA, если не аргументом, то подтверждением уверенности акционеров "Укрнафты" в том, что изменения в Закон "Об акционерных обществах" были направлены именно (если не исключительно) против миноритарных акционеров "Укрнафты", являются слова Яценюка о том, что закон для того и принимали, чтобы вернуть эту крупнейшую добывающую компанию под государственный контроль.

Тогда юристы Коломойского и задумались над вторым иском, но уже в Арбитражный - инвестиционный - суд при торговой палате Стокгольма. О серьезности намерений кипрских истцов говорит и тот факт, что вслед за иском миноритариев "Укрнафты" против государства Украина, доставленным 27 мая, Минюст получил целый фургон дополнений - 290 кг!..

ZN.UA обратилось к юристу-международнику Александру Малиновскому с просьбой объяснить такую многоходовую комбинацию миноритариев "Укрнафты" и проанализировать, каковы шансы сторон в споре не столько о 4,67 млрд долл., сколько в отстаивании Украиной своих позиций как государства.

По мнению Александра Малиновского, во-первых, тот факт, что Министерство юстиции Украины 27 мая уже получило исковое заявление к государству Украина от миноритариев "Укрнафты", свидетельствует о том, что этому предшествовал определенный процесс. Перед открытием арбитражного производства (и дела), как принято в практике инвестиционных арбитражей, сторонам дается минимум несколько месяцев (три месяца - в случае, если претензии основываются на нарушении Договора к Энергетической хартии) для мирного урегулирования спора. Только в случае, если заявителю и ответчику этого не удается сделать, арбитраж открывает дело.

По данным ZN.UA из источников в правительстве, Арбитражный институт Торговой палаты Стокгольма по иску миноритариев "Укрнафты" открыл дело SCC Case №2015/092.

Во-вторых, объяснил г-н Малиновский, юристы миноритариев могли прийти к выводу, что их основные претензии по иску к "Нафтогазу Украины" (фактически речь идет о споре между хозяйствующими субъектами, что по сути и рассматривает международный коммерческий Арбитраж) не настолько безукоризненны. Например, если миноритарии "Укрнафты" обвиняют "Нафтогаз" в нарушении правил работы на газовом поле (на то время о рынке еще речь не шла даже в принципе) и повышении рентных платежей, обязанности продавать добытый "Укрнафтой" газ по фиксированной государством цене, то это, скорее, претензии к государству, установившему соответствующие правила. Более того, "Нафтогаз", в свою очередь, может выступить со встречным иском. И не факт, что он не отобьет претензии миноритариев. Поэтому более предпочтительным (и юридически перспективным) могло показаться обращение в международный инвестиционный Арбитраж, рассматривающий иски хозяйствующих субъектов и их акционеров к государству, в данном случае - к государству Украина.

Итак, Коломойский и Боголюбов, то есть подконтрольные им офшоры, потребовали от Украины 4,674 млрд долл. в Арбитражном институте Торговой палаты Стокгольма. При этом кипрские компании - формальные миноритарные акционеры "Укрнафты", похоже, впервые раскрыли свою подконтрольность Коломойскому и Боголюбову.

Заявители "расшифровали", из каких, по их мнению, составляющих состоит общая сумма иска в 4,674 млрд долл., которую требуют миноритарии "Укрнафты" от государства Украины. А состоит она, по их мнению, из:

2,063 млрд - в счет потери дивидендов;

0,932 млрд - в счет штрафных санкций;

1,679 млрд - в счет потери стоимости акций.

Фактическими основаниями для иска миноритариями названы:

- экспроприация газа, добытого ПАО "Укрнафта", или покупка такого газа по заниженным ценам со стороны "Нафтогаза";

- изменение корпоративной структуры в результате изменения кворума для проведения общего собрания акционеров с 60 до 50%;

- отстранение лиц, назначенных инвесторами, от управления "Укрнафтой";

- увеличение рентной платы за пользование недрами.

Юридические основания для иска, по их мнению, - нарушение государством Украина своих международно-правовых обязательств перед инвесторами, проистекающих из Энергетической хартии, в частности:

- нарушение режима справедливого и равного обращения (FET);

- нарушение обязательств по недопущению мер "неразумного и недискриминационного характера" по отношению к инвесторам;

- нарушение обязательств по предоставлению инвесторам мер по "постоянной защите и безопасности" их инвестиций;

- нарушение обязательств по созданию такого законодательства, которое бы обеспечивало эффективную защиту прав инвесторов;

- нарушение права инвесторов назначать ключевых лиц в руководство компании по своему усмотрению;

- экспроприация инвестиций.

Заявители "расшифровали", по их мнению, общую сумму убытков и аргументируют потерю дивидендов в сумме
2,063 млрд долл. следующим образом.
Дополнительные дивиденды, по мнению миноритариев, оценены в сослагательном наклонении и состоят из:

- дополнительного дохода от продажи газа по рыночной стоимости;

- дополнительного дохода от продажи дополнительных объемов газа, который был бы добыт при условии необходимых капитальных инвестиций;

- увеличения дохода "Укрнафты", который мог бы быть распределен между акционерами.

По данным источников ZN.UA, миноритарии-заявители считают, что если бы не было конфликта с "Нафтогазом Украины" относительно цен на продаваемый газ, стороны могли бы договориться о привлечении средств путем выпуска облигаций, и не было необходимости оставлять доходы компании на финансирование капитальных инвестиций.

Как считают в "Нафтогазе" и Минюсте, узнать пока не удалось. Что, в общем-то, понятно - любое их слово очевидно может быть обращено против них же. Действовать надо было раньше.

Кипрские заявители также уверены, что "Укрнафта" не должна была бы платить штрафы за налоговые долги, за хранение дополнительных объемов газа, обеспечивать необходимый уровень капитальных инвестиций для поддержания уровня добычи, а также платить увеличенные отчислений в бюджет в качестве налога на прибыль.

Кроме того, как утверждают заявители, упущенная выгода составила 0,932 млрд долл.

И еще интересный пассаж. Кипрские инвесторы "Укрнафты" считают, что могли разместить счета компании и получить дополнительные дивиденды на счете Приватбанка по ставке, устанавливаемой для стратегических клиентов. Что на это скажете? Наверное, Коломойский себя бы не обидел. Но чтоб уж так прямо… Видать, совладельцу группы "Приват" удается договориться с властью Украины по многим вопросам…

Но вернемся к иску. Заявители оценивают потерю стоимости акций (1,679 млрд долл.), как равную текущей стоимости акций компании, рассчитанной по методу дисконтирования денежного потока - если бы был получен дополнительный доход от продажи газа. Интересно, как это оценивает "Нафтогаз", управляющий госпакетом? А Госфинслужба, Минфин и МЭРТ? И так ли необходимо считать, этим ли методом?

Стокгольмский арбитраж намерен приступить к рассмотрению иска миноритариев "Укрнафты" к государству Украина уже в октябре 2016 г. Говорить о судебной перспективе такого иска достаточно сложно. Но многие юристы считают, что позиции миноритариев достаточно сильны. По крайней мере, пункт о повышении ренты на добычу нефти и газа юристы Коломойского могут легко доказать.

Тем более что есть прецедент. Практически на выходе решение международного арбитража по аналогичному вопросу (иску) к государству Украина со стороны другой добывающей компании - британской JKX Oil&Gas, основного учредителя "Полтавской газонефтяной компании". По дивному стечению обстоятельств, среди акционеров и этой добывающей компании с некоторых пор называют Коломойского и Боголюбова. Этот иск был подан в начале 2015 г. в Стокгольмский арбитраж компанией JKX Oil&Gas, и в данное время инвесторы ожидают окончательного решения, небезосновательно надеясь на решение арбитров в свою пользу.

К слову, фактически многолетняя проблема государственного управления активами, операционной деятельностью и распределением прибыли добывающей компании "Укрнафта" связана со следующими требованиями госорганов к ПАО:

- поставлять весь природный газ, добываемый "Укрнафтой", как и другими госкомпаниями в Украине, для обеспечения потребностей в газе населения по регулируемому (устанавливаемому) тарифу национальным регулятором - НКРЭКУ (раньше - НКРЭ), который всегда устанавливался ниже предельной цены газа, устанавливаемой НКРЭ для промышленных потребителей;

- распределить и выплатить дивиденды (в бюджет Украины 2015 г. уже внесены как доходы дивиденды от деятельности "Укрнафты" в 2011–2013 гг. в объеме около 2 млрд грн);

- требованием Госфискальной службы выплатить в бюджет Украины повышенные рентные платежи за добычу природного газа и нефти, составившие только за вторую половину 2014 г. сумму около 3 млрд грн.

Инвесторы считают: "…в данном случае Украина совершает сознательные действия, с одной стороны, блокируя возможность "Укрнафты" распоряжаться своими ресурсами, а с другой - с помощью подконтрольной Кабинету министров Украины Государственной фискальной службы применяя к компании дополнительные санкции. Таким образом, своими действиями в отношении инвестиций, как описано выше и в чем убеждены кипрские инвесторы, Украина нарушила каждое из упомянутых выше обязательств по ДЭХ (Договору об Энергетической хартии. - А.Е.) и причинила инвесторам и "Укрнафте" существенные убытки, которые превышают 4,67 млрд долл. Инвесторы требуют компенсации этих убытков, а также гарантии того, что Украина впредь будет выполнять свои обязательства в соответствии с законодательством Украины и ДЭХ".

Исковое требование к государству Украина Минюст получил 27 мая. ZN.UA сообщила об этом
6 июня. Но никто из официальных лиц даже слова не проронил по этому поводу. Остается надеяться, что хотя бы в этом случае Минюст упредит создание прецедента.

Не стал топовой темой миллиардный иск и в ходе заседания наблюдательного совета "Укрнафты" 7 июня. Как подтвердила ZN.UA присутствовавшая на заседании депутат Виктория Войцицкая, представители государства не выражали особого беспокойства. А вот Коломойского очень порадовало, что план санации "Укрнафты" будет рассматривать и утверждать сначала Министерство экономического развития и торговли, возглавляемое первым вице-премьером Кубивым. С начала 2014 г. и до назначения Валерии Гонтаревой он возглавлял Нацбанк Украины и вполне активно продолжал практику рефинансирования банков, в том числе и коммерческих. 13 млрд грн госвливаний под залог активов в Крыму получил "на поддержку штанов" Приватбанк Коломойского. И он явно рад, что доведенную до фактического банкротства "Укрнафту" попытаются спасти под руководством Кубива…

Между тем у государства и Минюста было бы значительно больше аргументов в споре с миноритариями "Укрнафты", если бы хотя бы после смещения "приватовского" менеджмента в компании были проведены соответствующие служебные расследования, дела переданы в прокуратуру, а виновные за вымывание средств из "Укрнафты" понесли законное наказание. А так выходит, что все в порядке, и даже одиозные личности спокойно продолжают трудиться в этой компании и даже присутствовать, как Карташов, на заседании набсовета "Укрнафты".

И все бы ничего, но только если Минюст проиграет суд миноритарным акционерам "Укрнафты", контролируемым Коломойским и Боголюбовым, то требуемые ими 4,67 млрд долл. (возможно, несколько меньше) вынут из наших с вами карманов.

Если бы власти Украины своевременно реагировали на внятные и документальные сигналы ZN.UA, то этой ситуации как максимум не было бы, как минимум позиция страны была бы намного сильнее. Сколько еще нужно опубликовать документов и неопровержимых доказательств того, что "Укрнафта" - вотчина "приватовцев", что вместо уплаты налогов в бюджет менеджмент компании (как старый, так и новый) без всякой предоплаты раздает дружественным компаниям-однодневкам нефть на сотни миллионов долларов, что кредиторку и дебиторку компании формировали сознательно и что никто и не собирался даже при снижении рентной платы вкладывать средства в разведку, модернизацию и обновление парка и инфраструктуры? Что полугосударственную "Укрнафту" реально и планомерно доводили до банкротства ("Так не доставайся же ты никому!")? И в общем-то довели. Чтобы поставить на "Укрнафте" жирный крест, недостает малого - плана санации, написанного под Коломойского.

Но поскольку со стола "Укрнафты" ели едва ли не все разноцветные власти, то этот банкет, затянувшийся на десятилетия, заставят оплатить граждан. Не говоря уж о том, что этот "самый патриотичный" губернатор, как он представлялся украинцам, совладелец группы "Приват" Игорь Коломойский теперь готов раздеть и разуть всех граждан Украины, включая младенцев. Патриотично!