UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как мертвому припарки?

Правительство намерено лечить рынок газа годовым продуктом, чтобы тем, кому дорого оплачивать газ в отопительный сезон, платили за него постоянно

Автор: Сергей Следзь

Морозы позади. Однако газовую задачу правительство до сих пор так и не решило. Кто-нибудь может сказать сейчас, менее чем за две недели до конца марта, каким будет тариф на поставку газа бытовым потребителям с 1 апреля? А с 1 мая? Есть большие сомнения, что кто-то ответит на этот вопрос даже приблизительно. Ни у участников рынка, ни у экспертов пока нет понимания, по какому сценарию будем двигаться после окончания действия ограничения в 6,99 грн за кубометр природного газа. На перекрестке направлений стоит и правительство. Потому что очень надо отчитаться перед МВФ о возврате в рыночную колею. Это с одной стороны. А с другой — абсолютно понятно, что население не готово платить цену, формируемую на хабе в Нидерландах для европейского потребителя: неплатежи по коммуналке официально достигли 81 млрд грн. Поэтому новый подход к нему ищут с помощью предложения так называемого годового продукта. Хотя этот незамысловатый сервис обойдется явно не дешевле. Причем всем…

 

На условиях предоплаты

Правительство готовит своеобразную рассрочку для бытовых потребителей. Оно намерено обязать поставщиков газа после окончания периода ограничения тарифа на газ предлагать своим потребителям годовой продукт. Другими словами, тариф хотят зафиксировать, чтобы платили за газ на протяжении года помесячно. Причем на условиях предоплаты, ведь, например, в мае придется рассчитываться в том числе и за тепло, потребленное следующей зимой.

«По инициативе правительства НКРЭКУ вносит изменения в акты, регулирующие деятельность на рынке природного газа, в частности касающиеся введения поставщиками газа годового продукта, — сообщила на заседании Energy Club член НКРЭКУ Оксана Кривенко. — Предусматривается, что каждый поставщик обязан предложить своему потребителю годовой продукт с фиксированной ценой на год…».

При этом НКРЭКУ делает все, чтобы сохранить едва ли не единственное рыночное достижение — потребитель может выбирать себе поставщика. А теперь уже не только поставщика, но и любые его пакеты. Фактически потребитель газа получает право мигрировать, куда ему только хочется. Захотел, написал заявление и перешел с годового на месячный продукт (так может оказаться дешевле, особенно в летные месяцы) или на квартальный, а можно и на декадный (если он предусмотрен поставщиком). Не понравилось — вернулся назад. А потом сменил еще раз поставщика. В общем, броуновское движение в этом случае почти гарантировано. Спасти от этого явления поставщиков газа может только традиционная пассивность большинства потребителей. Пусть теперь боятся активных потребителей, которых они же хвалили в минувшем сезоне.

 

Сервис увеличит тариф

Как бы там ни было, но поставщик должен гарантировать бесперебойное обеспечение своего клиента газом на год. А в условиях броуновского движения даже 10% активных потребителей сделать это будет сложнее и дороже. Нетрудно понять, что неопределенность с количеством обслуживаемых потребителей, объемами их потребления и ценами в различных продуктах может если не создать хаос, то как минимум усложнить планирование и потребовать дополнительной страховки в объемах закупки и хранения газа. Соответственно, такой сервис скажется на цене самого продукта.

А ведь главная проблема, с которой столкнулись потребители в текущем отопительном сезоне, — это как раз неподъемная цена газа, формируемая по импортному паритету. То есть получается, что правительство вместо того, чтобы найти способ уменьшить тарифы на газ (или хотя бы обуздать их неконтролируемый рост в отопительный сезон), стимулирует дополнительный фактор для их роста даже в летний период? Ведь газсбыты (олигархические и не только) будут вынуждены поднять цены из-за роста собственных расходов. Многие компании-новички, которых рассматривали как конкурентов олигархическим старожилам, вообще будут вынуждены сойти с дистанции.

Таким образом, вырисовывается перспектива не снизить, а наоборот, нарастить цены, растянув их оплату во времени. Как иначе, если поставщикам, чтобы остаться таковыми, придется заключать долгосрочные контракты с европейскими партнерами, которые потребуют дополнительных капиталовложений со стороны каждого поставщика. Денег будут стоить и обязательства по выборке законтрактованных дополнительных объемов…

 Собака на сене

Согласитесь, странная ситуация: государство, обладая собственной добычей (даже с учетом уменьшения в последнее время это около 13,5 млрд кубометров в год), которой с лихвой хватает для всех бытовых потребителей, включая теплокоммунэнерго, не допускает этот ресурс к свободной продаже даже в виде интервенций на бирже. Вместо этого оно предлагает поставщикам газа ввести годовой продукт из дорогого газа, а населению — активнее пользоваться субсидиями.

Но ведь это же прямой путь к неподъемным ценам для населения, да и для государства тоже, ведь оно тоже платит эти тарифы через субсидии. Элементарно, вспомните о 73 млрд грн долга по коммунальным платежам еще на конец 2020 года. Уже есть и свежие данные: по состоянию на 1 февраля 2021-го эта задолженность выросла до 81 млрд грн. Если каждый может рассчитывать на субсидии, то откуда взялись астрономические долги? А главное, как и чем их теперь покрывать?

Может быть, кто-то расскажет об этой цифре МВФ, а еще о том, что приблизительно треть украинских домохозяйств официально являются субсидиантами или льготниками, а остальные платят завышенные коммунальные тарифы и за себя, и за соседа, рискуя завтра оказаться в рядах неплатежеспособных. Система явно буксует, доказывая, что в условиях дальнейшего обнищания населения субсидии — это не панацея.

Увы, рынок не создается введением годового или месячного продукта и декларацией возможности для потребителя смены (почти как перчаток) себе поставщика. Не создается он и субсидиями при неподъемных тарифах. Зато не бывает рынка без товара (в данном случае газа) в достаточном количестве, который свободно продается/покупается за деньги. Только в этом случае формируется здоровая рыночная конъюнктура и на ее основе — рыночная цена.

У государства есть ресурс, с помощью которого абсолютно реально создать работающий газовый рынок (если именно на этом настаивает МВФ) или даже еще один европейский хаб со своими собственными рыночными индикаторами и ценами. Но как только заходит речь о продаже газа украинской добычи на свободном рынке (даже о частичной), у многих начинается истерика и льются обвинения в заговоре олигархов.

Вот в начале марта эту тему затронул и.о. министра энергетики Юрий Витренко. Сразу в Интернете запестрили заголовки типа «Правительство собирается обязать НАК «Нафтогаз Украины» продавать дешевый газ олигархическим группам».

Стоп. А может, все-таки нищему населению?

Граждане не могут и не должны быть вечными заложниками фобий чиновников. А если эти фобии обоснованы, то чиновники должны без промедления решать вопросы. Для этого их и усадили в дорогие кресла и платят им зарплату. В конце концов, если не можете обуздать олигархические газсбыты, заставив их продавать купленный у государства газ исключительно населению с определенной рентабельностью, то создайте государственные компании, но не сидите на дешевом газе, как собака на сене.

Не обещайте, тратя государственные деньги, а добывайте больше для людей. Не повышайте свою важность на искусственном дефиците в стране, занимающей второе место в Европе по доказанным запасам природного газа…