UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как Коломойский получит «медведчуковский» нефтепровод

И почему никому за это ничего не будет

Автор: Александр Леменов

Благими намерениями вымощена дорога в ад. Именно так можно охарактеризовать историю о национализации магистрального нефтепродуктопровода «Самара—Западное направление», часть которого проходит через несколько областей Украины.

Недавно СНБО принял ряд решений о санкционировании кума Владимира Путина Виктора Медведчука, его окружения и связанных с ними компаний. У этого кейса есть и оборотная сторона, ведь стратегический объект может перейти в управление от пророссийского олигарха к его вполне украинскому коллеге.

На прошлой неделе президент Владимир Зеленский после заседания Совета национальной безопасности и обороны в очередном видеообращении указал, что считает целенаправленной диверсией уничтожение в 2017–2019 годах почти 400 км нефтепродуктопровода «Самара—Западное направление». Следствием этого должны были бы стать открытые уголовные производства и неминуемая ответственность виновных. Им президент Зеленский адресовал: «Ваше дело — труба!»

Подчиненные ближайшего друга Владимира Зеленского — главы СБУ Ивана Баканова — заинтересовались нефтепродуктопроводом. Сейчас открытое производство интенсивно движется вперед. Во исполнение решения СНБО 23 февраля Высший антикоррупционный суд (ВАКС) на основе собранных Службой безопасности Украины и Национальным антикоррупционным бюро (НАБУ) доказательств наложил арест на часть магистрального нефтепродуктопровода относительно незаконного выхода из госсобственности. Имущество, которое входит в этот инфраструктурный объект, должны отдать Национальному агентству Украины по вопросам выявления, розыска и управления активами, полученными от коррупционных и других преступлений (АРМА). Со временем появилась информация о передаче нефтепродуктопровода под контроль государственной «Укртранснафты» ради его сохранения. И это на самом деле тревожный сигнал, потому что «труба Медведчука», вполне вероятно, может стать «трубой Коломойского». Объясняем, почему.

По версии следствия, служащие ООО «Прикарпатзападтранс», владельца украинской части нефтепродуктопровода «Самара—Западное направление», на основании сознательно подделанных документов незаконно завладели государственным имуществом, балансовая стоимость которого составляет более 200 млн грн. Однако фактическая ценность этого объекта значительно выше хотя бы потому, что стоимость трубопровода определена еще 1 ноября 1992 года. После провозглашения Независимости, на основании правопреемственности Украины на часть общесоюзного советского имущества, объект перешел в собственность нашего государства. Однако должностные лица российской компании «Транснефтепродукт» передали его не государству Украина, а «Прикарпатзападтрансу». Именно той компании, на которую со временем положил глаз Медведчук. И еще до решения СНБО государство пыталось вернуть «трубу» себе, просто как-то не складывалось…

Транснефтепродукт

В 2005 году заместитель генпрокурора обратился в Хозяйственный суд Ровненской области в интересах государства, а именно: Фонда госимущества Украины (ФГИУ), с иском против «Транснефтепродукта» с требованием признать право собственности на части нефтепродуктопроводов «Самара—Западное направление» и «Грозный—Армавир—Трудовая», проходящих по территории Украины, и вытребовать это имущество из владения «Прикарпатзапапдтранса», передав его в ФГИУ. Тогда дело зашло в тупик, и производство остановили до решения ФГИУ и компетентными органами РФ вопроса о принадлежности спорного имущества.

В 2011 году судебное производство возобновили в связи с избыточностью сроков рассмотрения этого дела, довольно быстро признав право собственности ФГИУ на части нефтепродуктопроводов «Самара—Западное направление» и «Грозный—Армавир—Трудовая», проходящих по территории Украины. Общая длина «трубы» — 1433 км.

Однако в 2014 году постановлением Ровненского апелляционного хозяйственного суда упомянутое решение суда первой инстанции было отменено. Основание — отсутствие закона Украины «О собственности СССР» от 1990 года, хотя существовал Закон СССР «О собственности в СССР». Вместо этого было применено Соглашение между Украиной и РФ о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности, согласно которому все споры «должны решаться путем взаимных консультаций и переговоров». Хотя никаких запретов на судебные споры там нет.

Впрочем, в том же 2014-м постановление Ровненского апелляционного хозяйственного суда также отменили, решив еще раз рассмотреть дело по сути. Основанием стало непонимание служителями Фемиды того, подписан ли между ФГИУ и соответствующим органом публичной власти РФ документ о согласовании статуса спорного имущества. Важно, что суд зафиксировал отсутствие запрета между хозяйствующими субъектами Украины и РФ о решении спора в хозяйственных судах Украины. И при повторном апелляционном рассмотрении оставил без изменений решение 2011 года, снова признав право ФГИУ на нефтепродуктопровод.

И уже российская сторона — Федеральное агентство по управлению государственным имуществом и акционерное общество «Транснефтепродукт» — направила кассационную жалобу. Судебная волокита продолжалась вплоть до 2017 года, пока суд вообще не отказал прокуратуре в признании участка нефтепровода и истребовании его в интересах Украины.

Как видим, судебные решения постоянно менялись в зависимости от позиции высшего политического руководства государства. И всегда это происходило по предварительному согласованию с Банковой. Благодаря стараниям экс-президента Петра Порошенко, Виктор Медведчук вернулся не только на политическую арену Украины, но и в «стратегическую трубу». Еще в  2015 году новыми собственниками «Прикарпатзападтранса» стали немец Анатолий Шефер, связанный с окружением Виктора Медведчука, и швейцарская компания Intenational Trading Partners AG. В 2019 году контрольную долю «Прикарпатзападтранса» выкупил «Нефтебитумный завод», принадлежащий белорусскому бизнесмену Микалаю Варабею. Последнему постоянно выпадает возможность обогатиться за счет близости к «вечному» главе Беларуси Александру Лукашенко. Но это все равно Медведчук, просто с белорусским флагом на плечах, прикрывающим политический мундир и неполитические погоны.

В последнее время по этому трубопроводу поставляли дизельное топливо. Эксперты оценивали объемы до 2 млн тонн в год, что составляет около 20% украинского рынка дизтоплива. При этом, как узнали журналисты программы «Схемы», все указанное топливо проходит через посредника, а именно: через группу Proton Energy бизнесмена Нисана Моисеева, которого неоднократно связывали, опять же, с Виктором Медведчуком.

Сайт президента Украины

Теперь за дело берется президент Зеленский. Кому же он передаст «трубу»? Де-юре и де-факто этим субъектом может быть лишь «Укртранснафта». И все было бы хорошо, если бы «Укртранснафта» была и де-юре, и де-факто государственной. Но, к сожалению…

Помните, в 2015 году разгорелся скандал по поводу смены руководства «Укртранснафты»? Тогда был уволен представитель воли олигарха Игоря Коломойского — Александр Лазорко. Сначала его отстранили от должности руководителя госкомпании, которая является оператором нефтетранспортной системы Украины. Потом его вообще уволили и объявили в розыск. Основной причиной смещения с должности стали манипуляции с выкачиванием технологической нефти из системы и ее размещение на хранение на заводах группы «Приват» (условное название группы компаний, принадлежащих олигархам Игорю Коломойскому и Геннадию Боголюбову. — А.Л.). Несмотря на то, что 100% акций «Укртранснафты» принадлежат НАК «Нафтогаз України», тогда Коломойский лично приезжал защищать «свою» компанию и отстаивать интересы «своего» менеджмента.

12 февраля 2020 года суд восстановил Лазорко в должности. А через год СНБО принимает ряд решений о персональных санкциях против Виктора Медведчука и его окружения, а также выделяет долю упомянутого нефтепровода.

Параллельно с этим АРМА объявляет конкурс на управление стратегическим имущественным комплексом. От потенциального управляющего требуются лицензия на проведение хозяйственной деятельности по транспортировке нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, включая лицензию на транспортировку нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам на территории Украины, и соответствующий опыт не менее пяти лет. То есть только «Укртранснафта». Это не удивительно, принимая во внимание то, как сгустились тучи над руководством Нацагентства, к которому есть куча вопросов относительно эффективности их работы, непрозрачной кадровой политики, а также… проведенных обысков у руководителей АРМА.

Стратегическая «труба», которую передают «Укртранснафте», нужна и государству, и Коломойскому. Государственно-частная «Укрнафта» (42% акций принадлежат олигарху, 50% — государству) — крупнейший нефтедобытчик Украины, который, кроме буровых и разрешений на добычу, владеет еще и крупнейшей сетью АЗС в стране. Кроме того, Коломойский не хуже государства контролирует крупнейшего производителя моторного топлива в Украине — «Укртатнафту». У государства в этой компании самая большая доля собственности, а у Коломойского… свой человек в руководстве и полный контроль над Кременчугским нефтеперерабатывающим заводом. Без этого НПЗ все производственные процессы «Укртатнафты» забуксуют на ровном месте.

Инкрустация в топливный холдинг Коломойского бриллианта в виде «нефтепродуктопровода Медведчука» при условии, что компанией будет руководить его доверенный человек, усилит и зацементирует влияние олигарха на топливном рынке Украины. Игорь Валериевич обеспечит себя достаточными прибылями, да еще за счет убытков для украинских государственных компаний.

Можно ли было решить вопрос иначе? Конечно, можно. Сейчас происходит возврат части стратегического нефтепродуктопровода, однако не через судебные инстанции, а через решение Совета национальной безопасности и обороны. И не государству, как хотелось бы, а под контроль олигарха. Конечно, это не говорит о злых намерениях, просто «так совпало».

Президент не может организовать ни следствия, имея в руках почти все органы правопорядка и ручного генпрокурора, ни суда, фактически влияя на все важные решения служителей Фемиды. Вся его нынешняя потенция — решения СНБО, которые далеко не всегда могут подменить государственный функционал. Это похоже на желание сделать ремонт исключительно шпателем, замазывая дырки на фасаде, тогда как нужно не только ремонтировать окна—двери—крышу, но и пристально посмотреть на фундамент здания.

Если у вас слабые госкомпании, то при наличии заоблачных зарплат и корпоративном управлении они годами не могут отобрать у олигарха операционный контроль над бизнес-процессами. И если у вас слабые зависимые суды, то они будут продолжать возвращать в кресла руководителей госкомпаниями откровенных коррупционеров, например «понятного» Коломойскому Александра Лазорко. А если у вас нет собственного действенного следствия и обвинения, то Коломойский, хотя и находится под следствием и санкциями США, но благодаря решениям СНБО и АРМА спокойно пополняет свою топливную империю очень важным элементом — нефтепродуктопроводом. И в результате даже если хотели, как лучше, получите, как всегда.

Чтобы иметь другой результат, надо научиться играть иначе. Следствие следует продолжать, обвинительные акты направлять в суды, где будут выносить соответствующие решения о привлечении виновных к уголовной ответственности. Потому что одними решениями СНБО не удастся остановить растаскивание государственного имущества по карманам пророссийских политиков или украинских олигархов.

Больше статей Александра Леменова читайте по ссылке.