Пока "Укргаздобыча" судится с Госгеонедрами за участки на шельфе Черного моря, соседняя Румыния начинает шельфовую добычу.
В конце октября в Бухаресте (Румыния) прошла ежегодная конференция Black Sea Oil and Gas Conference 2017. Мероприятие, посвященное проблемам нефтегазового сектора причерноморских стран, объединило более двух сотен участников из сотни компаний. Украину представляли компании "Укргаздобыча" и "Укртрансгаз", а также трубная компания "Интерпайп" и ряд компаний поменьше.
Участие в конференции позволило познакомиться с румынскими компаниями нефтегазовой отрасли и поближе узнать, чем живут наши соседи.
Несмотря на географическую близость Румынии и наличие многочисленных диаспор, связь с нашим юго-западным соседом очень ограничена. Румыния - одна из немногих стран ЕС, с которой у Украины отсутствует прямое авиасообщение. Не могут страны похвастаться и сотрудничеством в экономической сфере. Тем не менее с каждым годом становится заметнее прогресс в отношениях, и нефтегазовая отрасль может стать основой для взаимовыгодного сотрудничества.
С конца прошлого года румынская компания Tacrom стала заметным игроком на украинском сервисном нефтегазовом рынке. В этом году сотрудничество расширилось в сфере закупок оборудования. Так, частная буровая компания "Спецмехсервис" приобрела в Румынии современную тяжелую буровую установку, которая приступает к бурению на одном из месторождений "Укргаздобычи" в Харьковской области.
Нефтегазовый сектор Румынии
Когда в Украине говорят о реформе газового рынка, развитии собственной добычи газа и нефти, в том числе на морском шельфе, то обычно апеллируют к имеющемуся опыту других стран.
Однако найти отдельно взятую страну, которая бы могла служить примером для украинских реформ в нефтегазовой отрасли, довольно сложно. Первое, что приходит на ум, это соседние страны Польша, Беларусь, Румыния - все они имеют много общего с Украиной. Но, пожалуй, наиболее подходящим примером, сопоставимым по масштабам, уровню развития и состоянию, является нефтегазовый комплекс Румынии.
Сегодня Румыния добывает около 10 млрд кубометров газа и 4 млн т нефти в год и занимает пятое место в Европе по объемам добычи, сразу после Украины. Румыния так же, как и Украина, пережила пик добычи в 70–80-х годах прошлого столетия. С тех пор добывающая отрасль постепенно сдавала позиции, общий объем добычи снизился в 2–3 раза.
За последние два десятилетие в Румынии произошли серьезные изменения. В конце 2004 г. была приватизирована крупнейшая компания страны Petrom, основные активы добычи и два нефтеперерабатывающих завода (НПЗ). Покупателем стала австрийская OMV. В результате обмена активами была создана дочерняя компания OMV Petrom, ставшая компанией №1 по доходам в Румынии, второй в Молдове и третьей в Болгарии и Сербии.
Остальные НПЗ достались "Лукойлу" (Россия), Rompetrol (Нидерланды), KazMunaiGaz (KMG, Казахстан), Imperial Oil (Румыния). В 2015-м KMG продал контрольный пакет зарубежных активов китайской CEFC China Energy Company. То есть к середине 2000-х все крупные нефтегазовые активы в Румынии были приватизированы. Исключение составили национальные операторы нефтепроводов и газопроводов. Массовая приватизация дала мощный толчок к развитию отрасли.
Следующий важный шаг в развитии отрасли - освоение Черноморского шельфа.
Черноморский шельф Румынии
Освоение морского шельфа румынской части Черного моря началось в то же время, что и украинской части. Первые изыскательные работы начались в 1975 г., а в 1987-м уже добывали нефть в незначительных объемах.
Важным событием для Румынии стало противостояние с Украиной за контроль над Черноморским участком около острова Змеиный. В конце концов, Румыния через международный суд смогла отсудить у Украины перспективную территорию.
Еще до начала судебных разбирательств стало понятно, что на этой территории имеются значительные запасы углеводородов. В начале 2001 г. около острова Змеиный проводилось бурение, и были обнаружены запасы нефти и газа. Работы проводились украинской государственной компанией "Черноморнефтегаз".
В 2004 г. правительство Румынии обратилось в Международный суд (МС) ООН с иском о делимитации Черноморского шельфа. Румыния утверждала, что украинский остров Змеиный - это скала, не имеющая своего континентального шельфа. Следовательно, территория вокруг него принадлежит Румынии.
Позиция нашей страны основывалась на том, что линия раздела должна учитывать территориальные воды острова Змеиный. В то же время Украина начала интенсивно обустраивать остров. До начала противостояния на острове находились небольшая военная застава и маяк. Но затем был создан населенный пункт Белое, построен причал, открыто отделение почты и банка. Началось финансирование археологических и различных биологических экспедиций.
Однако после многолетнего противостояния Украина все-таки проиграла суд Румынии.
3 февраля 2009 г. Международный суд ООН в Гааге вынес вердикт по иску Румынии к Украине о делимитации морской границы в Черном море между странами. Согласно решению суда, Украина не имеет права на расширение исключительной экономической зоны в районе острова Змеиный.
С одной стороны, суд признал Змеиный островом, но отказался учитывать его при разделе шельфа и исключительных экономических зон. Украине осталась 12-мильная зона вокруг острова. Из спорной территории в пользу Румынии отошло свыше 9 тыс. кв. км, более перспективных с точки зрения нефтегазовых залежей. В частности, Румынии отошла практически вся выявленная нефтегазовая структура Олимпийская. Украине осталось 2,3 тыс. кв. км.
Для Украины это было первое серьезное международное дипломатическое противостояние, результат которого имел большой резонанс в обществе и ударил по имиджу президента Леонида Кучмы. Киев поспешил согласиться с решением международного суда. Но потеря территории, тем более уже открытых газовых месторождений воспринимались как трагедия. Все были уверены, что Румыния быстро воспользуется ситуацией, но реальность всегда намного сложнее. Забегая вперед, отметим, что за почти девять лет Румыния так и не смогла приступить к добыче газа на данном участке шельфа, более того, в ближайшие годы ее начало не предвидится.
Приватизация шельфа
Большая часть морской территории Румынии была поделена на десять блоков, из ни четыре блока - это территория, полученная по результатам суда с Украиной.
Вторая волна активизации геолого-поисковых работ на румынском участке Черного моря началась в 2008 г., еще до окончания судебных разбирательств с Украиной.
По-настоящему знаменательным событием для Румынии стал приход американской ExxonMobil, которая совместно с австрийской OMV получила 50% блока, такая же часть досталась Neptun Deep. Это самый крупный блок на румынском шельфе.
В 2012-м было объявлено об открытии структуры Domino-1. По предварительным оценкам, запасы газа здесь составляют около 70 млрд кубометров, при этом годовая добыча может достигать до 6,5 млрд кубометров, а ее начало запланировано на 2020 г.
В 2014-м открыли еще одну структуру Domino-2, но геологических оценок пока не разглашали. Проект исключительно дорогостоящий, по заявлениям OMV, только в прошлом году расходы компании на разведку составили около 450 млн евро.
Напомню, что ExxonMobil (40%, оператор проекта) и OMV Petrom (15%), совместно с Shell (35%) и НАК "Надра Украины" также участвовали в украинском проекте - СРП по добыче углеводородов на Скифской площади глубоководного шельфа Черного моря. При этом румынский блок Neptun Deep в 7,5 тыс. кв. км примыкает к украинской Скифской площади в 16,7 тыс. кв. км.
Осенью 2013 г., перед началом Революции достоинства, правительство Украины объявило о готовности подписать СРП. Но в августе
2015-го ExxonMobil Exploration and Production Ukraine B.V. закрыло свое представительство в Украине.
Если сравнивать два крупнейших офшорных проекта Румынии и Украины, то, кроме состава участников, общего мало. В Украине из трех СРП на шельфе не заработал ни один. В Румынии, наоборот, на всех офшорных блоках ведутся работы. При этом на шельф Румынии зашли небольшие компании Petroceltic, Petro Ventures Europe, Gas Plus и Sterling Resources, последняя позже продала часть активов Carlyle Group, в Румынии представленной компанией Black Sea Oil&Gas.
Наличие большого числа компаний, работающих на шельфе, создает впечатление ажиотажа, но по-настоящему "буйных" компаний мало. Пионером разработки румынского шельфа можно назвать компанию Black Sea Oil&Gas, которая первой заявила о начале добычи газа и строительстве газопровода, который соединит офшорные месторождения с существующей газотранспортной системой.
Но справедливости ради надо отметить, что трудностей у компаний, работающих на шельфе Румынии, хватает. Через пять лет после открытия месторождения его разработка остается под вопросом из-за отсутствия 120 км газопровода. Проблема задержки - в многочисленных согласованиях с госорганами. Запланированная постройка газопровода постоянно откладывается, и планы приступить к добыче в 2019 г. уже кажутся нереальными.
Некоторые компании, например Petroceltic, отказались от своих интересов в Румынии, продали свои активы и ушли из страны, что подтверждает наличие трудностей.
Отдельно следует отметить присутствие российского "Лукойла". Компания получила два блока Est Rapsodia и Trident из четырех на территории, отошедшей Румынии в результате суда с Украиной. В феврале 2011 г. консорциум Lukoil Overseas и Vanco International (с 2012 г. называется PanAtlantic Petroleum) подписал пятилетнее соглашение о концессии с Национальным агентством минеральных ресурсов (NAMR) на два блока площадью 1 тыс. кв. км.
В 2015-м Lukoil Overseas объявила о крупном открытии на блоке Trident, оценка запасов - более 30 млрд кубометров. "Лукойл" также подавал заявку на конкурс по Скифской площади, но проиграл.
Несмотря на все трудности, Румыния является лидером в процессе освоения Черноморского шельфа. Для Украины, планирующей реанимировать работы на шельфе, опыт работы компаний, которые работают на соседних румынских участках, может быть очень полезен. В Румынии наработана система сотрудничества компаний-операторов и сервисных компаний, украинские компании могли бы использовать этот опыт. Кроме этого, при планах разработки украинских участков необходимо тесно сотрудничать с компаниями, работающими на соседних румынских участках. Это касается обмена геологической информацией, привлечения подрядчиков на несколько участков, что может сильно удешевить предстоящие работы для украинских компаний.
"Надо учитывать, что страны-соседи по Черноморскому бассейну, а именно - Румыния, довольно активно проводят операции на шельфе, что, безусловно, имеет свои риски при смежных участках, но и несет свои преимущества, например создание совместного хаба для сервисных компаний", - считает председатель правления "Укргаздобычи" Олег Прохоренко.
Напомню, что в начале 2017 г. государственная компания "Укргаздобыча" подала заявки на пять офшорных площадей - Крыловская, Крабовая, Созановского, Медуза и Змеиная. Государственная служба геологии и недр Украины отказалась согласовывать "Укргаздобыче" эти участки, ссылаясь на отсутствие согласований Одесской областной рады. В свою очередь, "Укргаздобыча" подала в суд, так как считает, что согласие облрады на офшорные участки не требуется. Большинство опрошенных участников рынка, а также в самой Госгеонедра считают, что, скорее всего, "Укргаздобыча" сможет получить согласование через суд. Поэтому, возможно, уже в следующем году госкомпания получит офшорные участки, и встанет вопрос о начале геологоразведки. Тогда сотрудничество с Румынией выйдет на новый уровень.