UA / RU
Поддержать ZN.ua

Импортный синдром: Украина сдает нефтерынок

Почти половина продаваемых на украинском рынке светлых нефтепродуктов, т.е. бензина и дизельного топлива, — импортные.

Автор: Евгений Коров

Почти половина продаваемых на украинском рынке светлых нефтепродуктов, т.е. бензина и дизельного топлива, - импортные. По данным статистики, за прошлый год в страну завезли 4,5 млн. тонн зарубежного топлива, или на 700 тыс. тонн больше, чем в 2009 году. В итоге импорт занял почти половину отечественного нефтерынка.

Все это происходит на фоне очередного падения объемов собственного производства нефтепродуктов. Причина банальна: наши НПЗ не могут конкурировать со схемами льготного ввоза нефтепродуктов. Разрыв между условиями ввоза сырой нефти и продуктов ее переработки давно приобрел угрожающие размеры.

Схема начала работать в 2005 году, когда Верховная Рада по просьбе правительства Юлии Тимошенко снизила ставку акцизного сбора и отменила ввозную пошлину на высокооктановые бензины и дизельное топливо. Тогда интересы трейдеров лоббировали две группы влияния.

Первая - во главе с депутатом от БЮТ Сергеем Пашинским, имеющим отношение к группе компаний «Фактор», которая владеет заправками в Житомирской области. Вторую представлял один из главных спонсоров Блока Литвина Игорь Еремеев, глава группы «Континиум», владеющей сетью заправок WOG и Херсонским НПЗ.

НПЗ в Херсоне для некоторых и является идеальным образцом будущего отечественного нефтепредприятия. Вот уже лет шесть предприятие не работает, что совершенно не мешает ему выигрывать конкурсы на поставку нефтепродуктов для железных дорог, атомных станций и прочих потребителей.

Данная схема работы предприятия, наверное, очень «дружественна для окружающей среды», но вот для региона и особенно для государственного бюджета - мягко говоря, не очень…

Вообще трейдеры образовали кучу посредников, через которых нефтепродукты поставлялись в Украину. И если ранее они шли через кипрские компании, то сейчас появились куда более экзотические варианты. К примеру, одна из групп поставляла нефтепродукты из Беларуси через компанию, зарегистрированную… в Новой Зеландии.

Не охваченной, кажется, осталась только Антарктида.

В 2004 году объемы отечественной нефтепереработки составляли 22 млн. тонн нефти, после введения льгот (в 2005 году) - 18,3 млн. тонн, а уже в прошлом году - 11,1 млн. тонн. В 2010-м доля импорта на рынке нефтепродуктов выросла до 45% - с 7% в 2004-м.

Интересно, что попытки журналистов получить комментарий у спикера ВР Владимира Литвина по поводу работы схемы с участием близких ему людей до сих пор успехом не увенчались. Вероятно, спикер, как и Верховная Рада в целом, выше таких мелочей.

С сентября прошлого года начала импорт пресловутая компания «Ливела», которая решением суда была освобождена от уплаты акциза и НДС. Ее услугами до недавних пор пользовались большинство нефтетрейдеров, уходя таким образом от уплаты налогов. Они получили возможность ввозить нефтепродукты из Таможенного союза дешевле, чем предлагали отечественные НПЗ.

В итоге, благодаря импорту, бизнес АЗС участвующих в схемах компаний стал сверхприбыльным: стоимость закупки сырья серьезно упала, а розничные цены на бензин практически не снижались.

Зато, как уже было сказано выше, реально работающие НПЗ постоянно балансировали на грани остановки. Сейчас они работают от силы на треть располагаемой мощности.

И если Херсонский НПЗ, точнее, его владельцы, прекрасно себя чувствует, не перерабатывая ни тонны нефти вообще, ситуация на Лисичанском или Одесском заводах или заводах на Западе Украины куда боле сложная. Производство просто нерентабельно...

В последние годы на рынке нефтепродуктов появился еще один фактор - агрессивный импорт с Мозырского НПЗ.

Стратегия Таможенного союза между Россией и Беларусью направлена на уменьшение вывоза чистой нефти и на увеличение экспорта готовой продукции. На практике это выражается в манипуляции экспортными пошлинами на сырую нефть и нефтепродукты.

Только по данным белорусской статистики, в прошлом году в Украину ушло 2,2 млн. тонн нефтепродуктов. Причем не факт, что это все. Еще почти 5 млн. тонн белорусы продали в… Нидерланды. Хотя не стоит думать, что Амстердам теперь залит белорусским бензином и дизтопливом.

Просто в эту статистику входит экспорт на такие теплые, а главное - практически безналоговые Нидерландские Антильские Острова. Ну а куда потом этот экспорт растекается, знают только трейдеры…

По расчетам ТНК-ВР, если посмотреть на распределение сквозной маржи, от нефтепереработчика до розницы, то в 2005-2006 годах она составляла около 180 долл. за тонну, из которых 50-60 долл. оставались у переработчика. Это чистая маржа, без учета издержек на заводе. Сейчас же маржа распределяется так: прибыль в 180 долл. на тонне - в рознице и 40 долл. убытка - на НПЗ. Естественно, что бюджет практически ничего не получает.

Забавно, но формально страдает и Республика Беларусь. Основной поставщик топлива в Украину, Мозырский НПЗ, по отчетам, работает с крайне скромной рентабельностью - в прошлом году она составила всего 2,65%. То есть вся прибыль от переработки ушла куда-то в другом направлении. При этом в руководстве завода «затруднились уточнить», с какой маржой завод перерабатывает российскую нефть после отмены экспортных пошлин в текущем году. Но это уже проблемы Минска.

Для Украины главное другое. В прошлые годы у наших соседей была квота поставок из России сырой нефти на уровне 6,4-6,5 млн. тонн, и этого вполне хватило для экспансии на украинский рынок. Сейчас ситуация для Киева еще больше обострилась: с 1 января 2011 года белорусские переработчики имеют право получать российскую нефть и нефтепродукты без пошлин и без ограничения объемов.

В итоге на начало апреля экономика поставок в Украину выглядит следующим образом. С каждой тонны ввезенной сырой нефти нашим НПЗ нужно платить 424 долл. Между тем трейдерам за тонну светлых нефтепродуктов надо уплатить налогов и сборов 284 долл., темных (мазута) - 198. Получается, что только за счет разницы в пошлинах завезти тонну нефти и переработать ее в Украине стоит дороже на 188 долл., чем импортировать готовые нефтепродукты.

А если добавить схемы, все может быть еще вкуснее. Вопрос - и зачем тогда, собственно, перерабатывать? Зачем Украине нефтезаводы (заметим, градообразующие предприятия)?

Напомним, что после фактического закрытия Херсонского НПЗ в городе прибавилось несколько тысяч безработных. Очевидно, эту судьбу хотят навязать и Лисичанску с Кременчугом…

Чтобы не закрыться, украинские НПЗ вынуждены были перейти на производство технологического бензина, а также ограничили программы модернизации. Объемы переработки упали с 21,2 млн. тонн в 2004 году до 9,1 млн. - в 2010-м. Осенью прошлого года международная компания ТНК-ВР пригрозила остановить принадлежащий ей Лисичанский нефтеперерабатывающий завод, который стал хронически убыточным.

Из запланированных на прошлый год на модернизацию в Лисичанске 128 млн. долл. было освоено только 97 млн., а намеченная на текущий год программа выделения 160 млн. долл. приостановлена. Это вызывает критику государственных и контролирующих органов. А вот трейдеров не критикует практически никто. Всех все устраивает?

На начало апреля вообще казалось, что импортеры одержали полную победу в сражении за свои доходы. Тогда Минэнергоугольпром неожиданно отказалось от задекларированного ранее введения ввозных пошлин на бензин и дизтопливо.

Министерство экономического развития и торговли тоже сообщило, что «межведомственная комиссия по международной торговле еще не завершила специальное расследование относительно импорта нефтепродуктов в Украину».

Однако, похоже, что дела импортеров все же не такие блестящие. В прошлую среду правительство и владельцы украинских нефтеперерабатывающих заводов подписали Меморандум о взаимном партнерстве. Этот документ предусматривает, что НПЗ увеличат объем переработки нефти, а государство создаст условия для установки современного оборудования.

Меморандум окажется успешным, если Украина начнет производить бензин и дизельное топливо, соответствующие требованиям стандарта Евро-4 и Евро-5.

В частности, Кременчугский, Лисичанский и Одесский НПЗ должны быть модернизированы до 1 июля 2011 года, а Дрогобычский, Надвирнянский НПЗ и Шебелинский ГПЗ - до конца 2012 года. Впрочем, заводы выдвинули встречное условие: правительство должно повысить импортные пошлины на ввоз нефтепродуктов. Размер пошлины еще неизвестен, но ранее звучали цифры - 130 евро на тонну бензина и 80 евро на тонну ДТ.

При этом объемы импорта заметно упадут - предполагается, что с 4,5 млн. тонн прошлого года до примерно 1 млн. тонн. То есть по факту цена вопроса - кто произведет дополнительные 3,5 млн. тонн топлива и где будут уплачены налоги?

Естественно, против введения пошлин уже высказались импортеры. В ассоциации «Объединение операторов рынка нефтепродуктов Украины» считают, что введение пошлин вызовет подорожание бензина на 1,3 грн. за литр, а дизельного топлива - примерно на 80 коп.

В Минэнерго данные расчеты считают некорректными. Там подчеркивают, что, согласно меморандуму, Кабинет министров жестко ограничивает максимальную цену 95-го бензина и ДТ, одновременно требуя проведения модернизации заводов в кратчайшие сроки. Подорожают только так называемые элитные или премиум-бензины, рассчитанные на моторы машин премиум-сегмента. По данным министерства, автомобилей с двигателями, рассчитанными под стандарт выхлопа Евро-4 и
Евро-5, в Украине менее 5%.

Зато машин классом пониже в нашей стране более 85%. Они ездят на топливе стандарта Евро-3 и Евро-4, которое в Украине производится уже давно. Поэтому бензин и ДТ этих сортов не подорожает. НПЗ смогут нарастить объемы производства почти вдвое, в результате чего сэкономят на больших объемах. Себестоимость переработки тонны продукции снизится. А полученные деньги будут инвестироваться в модернизацию.

Хотя для трейдеров это действительно миллиарды потерянных доходов. Так что жесткое сопротивление на всех уровнях гарантировано, и легкой жизни при воплощении идей меморандума не будет.

Впрочем, в противном случае у страны не останется собственной нефтепереработки. Зато будет масса фирмочек по льготному импорту. Ну и Херсонский НПЗ тоже останется…