UA / RU
Поддержать ZN.ua

Горбатый газовый рынок

В перечне начатых реформ особое место по воздействию на экономику страны и масштабам преобразований занимают реформы энергетических рынков.

Автор: Василий Котко

Сегодня в центре внимания - новый рынок электрической энергии, ключевые сегменты которого введены с 1 июля. В то же время сопоставимый с ним и по обороту, и по влиянию на нашу жизнь рынок газа остается как бы за кадром, хотя до завершения его рыночных преобразований еще очень далеко.

Старт кардинальным преобразованиям газового рынка дал принятый в 2015 г. Закон Украины "О рынке природного газу", который призван исключить дискриминацию участников рынка, устанавливая обязательные и понятные для всех правила. Согласно закону газ должен продаваться по рыночным ценам, а потребитель - иметь возможность выбирать поставщика. Преобразования гармонизированы с евродирективами 2009/73/ЕС, которыми установлены общие правила внутреннего рынка газа европейского сообщества.

Рыночная инфраструктура и розничный рынок газа

Реформирование предполагали провести по нескольким направлениям. Ключевое из них -создание рыночной инфраструктуры: отделение деятельности естественных монополий (транспортировки и распределения) от конкурентных сегментов рынка (добычи и поставки газа). В рамках этого направления предполагалось, в частности, отделить от вертикально интегрированной компании "Нафтогаз Украины" оператора магистральных газопроводов (ГТС).

Также планировалось преобразование существующей или создание новой энергобиржи европейского образца, на которой торговались бы значительные объемы газа и которая стала бы индикатором цен для внутреннего рынка. Такие преобразования сделали бы невозможными или свели бы к минимуму злоупотребления на рынке со стороны монополистов, способствовали бы конкуренции и формированию справедливой рыночной цены.

Второе необходимое и крайне болезненное направление - преобразование розничного рынка газа для бытовых потребителей. Одна из главных задач, которую при этом надо было решить, - приведение цены газа для домохозяйств к рыночному уровню. Для Украины это означало существенное повышение цены для бытовых потребителей. Индикатором справедливой рыночной цены должны были стать упомянутые институты рыночной экономики, в частности, газовая биржа. Но в масштабах страны этого пока не происходит.

При этом продаваемый потребителям газ должен исчисляться не в кубометрах, а в энергетических единицах, как в Европе и как определено Кодексом газораспределительных систем (ГРС): потребитель должен платить за реально потребленную энергию. Такой подход позволяет сравнить потребление газа с другими видами энергии (электрической и тепловой) для более эффективного и экономного его использования.

До 1 января 2018 г. предполагалось также завершить установку приборов учета у 100% потребителей. В результате проведения реформ каждый бытовой потребитель мог бы выбирать поставщика газа по таким критериям, как цена, условия оплаты, качество поставки. Это основные, видимые элементы тех преобразований, которые необходимо было провести.

В целом задумано разумно и оптимистично. Перед нами контуры эффективного европейского рынка газа. Эту реформу поддержал МВФ, дорожную карту реформ согласовали с Европейским Энергетическим сообществом. Оставалось всего ничего - действовать по плану, преодолеть сопротивление тех, кто и до этого "жил хорошо", и ограничить активность "умельцев", знающих, как сделать "еще лучше".

Полумеры приводят к полуреформам

Насколько за эти годы удалось продвинуться в реформировании рынка газа? К достижениям отнесем наработку и введение в действие необходимой для функционирования рынка нормативно-правовой базы. Эта работа по сути завершена. Поставка газа отделена от распределения, что существенно изменило конкурентный сегмент рынка, - появилось значительное количество новых поставщиков газа для коммерческих предприятий. И некогда основной (если не сказать, монопольный) поставщик газа в этом сегменте рынка - "Нафтогаз" - утратил былые позиции. Фактом является конкуренция среди поставщиков за промышленного потребителя.

Недавно сделан еще один важный шаг - внедрено суточное балансирование, призванное упорядочить отношения между субъектами рынка газа, способствуя снижению объемов небаланса, хотя здесь еще есть над чем работать.

Однако рыночные преобразования в этом сегменте далеки от завершения. Функционирующая Украинская энергетическая биржа (УЭБ) имеет незначительные объемы торгов и не может в полной мере служить индикатором рыночной цены. До сих пор не создан независимый сертифицированный оператор ГТС, как это определено законом.

На рынке де-факто продолжает доминировать НАК "Нафтогаз Украины", которая объединяет практически все виды деятельности: добычу, переработку, транспортировку, хранение и поставку газа, а на территории одной из областей еще и газораспределение - полный джентльменский набор. При этом топ-менеджеры "Нафтогаза" продолжают "развивать реформы", заявляя о желании перебрать на себя еще и все поставки газа населению. Под это, понятное дело, нужна соответствующая штатная структура и немалые деньги (ничего не напоминает, например, "Газ Украины"?). В итоге из-за доминирования на рынке газа государственного супермонополиста, а также в силу других причин ожидаемые цивилизованные отношения между субъектами хозяйствования пока не могут сформироваться.

Рынок в "ручном" режиме - иллюзия рынка

Отдельного внимания заслуживают действия правительства в сегменте рынка, обслуживающего домохозяйства и предприятия теплокоммунальной энергетики (ТКЭ), - до 17 млрд кубометров в год, или более половины всего потребляемого в Украине газа. Начав рыночные преобразования с резкого (примерно в шесть раз) повышения цены газа для населения, КМУ до сего дня продолжает их регулировать, несмотря на договоренности с МВФ и вопреки логике развития рынка. При этом всем понятно, что рано или же, как всегда, поздно цены придется отпускать в свободное рыночное плавание.

Половинчатые меры дают в лучшем случае половинчатые результаты. А чаще получается результат со знаком минус. Продолжая регулировать цены на газ для домохозяйств и ТКЭ, а через возложение специальных обязательств (PSO) - и цены "Укргаздобычи", Кабмин блокирует дальнейшее развитие биржевой торговли и всего конкурентного сегмента рынка газа.

Резкое увеличение цены газа для населения должно было стать финансовой основой не стремительного роста зарплат топ-менеджмента и персонала "Нафтогаза", а значительного прироста добычи отечественного газа. В мае 2016-го была принята правительственная программа "20/20", согласно которой "Укргаздобыча" за пять лет должна была нарастить добычу газа на 5,5 млрд кубометров, то есть до 20 млрд кубометров в год к концу 2020-го.

Справедливости ради отмечу, что моментальный прирост объемов добычи даже при очень серьезных инвестициях невозможен. Процесс достаточно инертный, и реальная отдача, как правило, наступает через два-три года. В украинских реалиях сработали также привнесенные факторы, замедляющие прирост добычи газа. С одной стороны, это проблемы с получением "Укргаздобычей" новых газоносных участков. С другой - изъятие по решению акционера/учредителя (он же "Нафтогаз Украины") из этой компании непосредственно на счета НАКа прибыли в виде дивидендов: за 2016–2017 гг. - 44,81 млрд грн, во втором-третьем кварталах 2018-го - еще 38,85 млрд.

Промежуточный итог: цена газа для домохозяйств существенно повысилась, но рыночной так и не стала; добыча "Укргаздобычи" приросла за три года всего на 1 млрд кубометров (точнее, перестала стремительно сокращаться). За оставшиеся по программе "20/20" два года надо прирастить более 4 млрд кубометров, во что верят разве что неисправимые оптимисты.

Таким образом, газовая независимость от импорта и формирование цен на газ внутренним рынком пока откладываются. Драгоценное время и немалые финансовые ресурсы растрачиваются без заметного конечного результата. Будущее туманно, программа "20/20", вероятно, выполнена не будет. Анализа причин и установления ответственных за провал крайне важной для Украины программы, а главное, мер, которые бы позволили компенсировать отставание, страна также не дождалась.

Мало хороших и много плохих "достижений" в регулируемом сегменте газового рынка. Тяжелейшая кризисная ситуация сложилась в газораспределении. Реальные реформы, а именно - введение двухставочного тарифа и RAB-регулирование, здесь поставлены на стоп-кран. При этом финансово-экономическая ситуация в сегменте распределения газа стремительно движется по наклонной вниз.

Поскольку это регулируемый сегмент рынка, то положение дел почти полностью зависит от госрегуляторов. Регулируется газораспределение в три руки: Кабмин утверждает нормы потребления газа для домохозяйств, не оборудованных счетчиками, Минэнергоугольпром устанавливает нормы производственно-технологических потерь (ПТП) газа, НКРЭКУ как основной регулятор - тарифы на распределение газа. У трех нянек дитя, как известно, без глаза. В нашем случае и того хуже. Складывается впечатление, что госрегуляторы, каждый со своей стороны, ведут дело к полному финансово-экономическому удушению газораспределительных компаний.

Кабинет министров, игнорируя реалии и решения судов, методично снижает нормы потребления газа для домохозяйств, установив их в итоге значительно ниже фактического потребления. Полученный результат - многомиллиардные убытки для компаний. Минэнерго, со своей стороны, непрозрачно, без надлежащих обоснований, установило объемы ПТП газа, нарушив при этом все существующие правила и процедуры, следствием чего стали множественные проверки, судебные разбирательства и наложение штрафов на компании со стороны НКРЭКУ.

Но больше всех "приложился, не прикладываясь" независимый регулятор - НКРЭКУ. Нацкомиссия более трех лет не трогает убыточные для компаний тарифы, в которых, кроме прочего, среднемесячная зарплата работающих заложена на уровне примерно 5,5 тыс. грн. (Для справки: фактическая средняя зарплата работающего в промышленности по стране составляет сейчас более 13 тыс. грн.) В целом из-за необоснованно низкого тарифа накопленные убытки газораспределительных компаний превышают 16 млрд грн, что больше их годовой тарифной выручки. У абсолютного большинства компаний возникли многомиллиардные долги, стремительно ухудшается техническое состояние газораспределительных сетей, практически остановлено оснащение бытовых потребителей приборами учета. Компании доведены до состояния банкротства. Увеличиваются риски, связанные с нарушением бесперебойной и безопасной поставки газа потребителям. Из таких по сути умирающих предприятий буквально бегут не только высококвалифицированные ИТР, но и рабочие, на которых большой спрос в Польше и не только.

Все эти ужасы с убытками газораспределительных компаний обычному гражданину могут показаться абстрактной проблемой, весьма далекой от его повседневной жизни. Но это впечатление обманчиво. На самом деле "ничто на земле не проходит бесследно". Проблема газовиков может постучаться в двери каждого из нас, причем очень скоро. На днях "Укртрансгаз" заявил, что у него нет возможности своевременно рассчитываться по контрактам на закупку газа для собственных производственно-технологических нужд из-за дефицита средств, что ставит под угрозу работу ГТС Украины. Одна из главных причин - 35-миллиардный долг за услуги балансировки участников рынка в период с 2016-го по февраль 2019 г., из которых 91% составляет задолженность тех самых газораспределительных компаний. Плюс 2,5 млрд грн - прирост долга уже в этом году. Судя по тому, что "Укртрансгаз" также сообщил о возникновении предпосылок чрезвычайной ситуации в Госслужбу чрезвычайных ситуаций, возможны аварийные перебои в газоснабжении, что даже летом может неприятно затронуть миллионы домохозяйств. О зиме, которая, как всегда, неожиданно, но неизбежно придет, без решения этих проблем даже говорить не хочется.

* * *

В заключение напомню похожую ситуацию из истории украинского автопрома. Первая в еще советской Украине малолитражка - "Запорожец-965" во многом была скопирована с успешной в 1960-х годах модели "Фиат", а отдельные узлы - с легендарного фольксвагеновского "Жука", созданного Фердинандом Порше. Отечественные специалисты что-то переделали под себя, чтобы было проще и дешевле, что-то посчитали лишним и убрали. Результат: создали автомобиль по прозвищу "горбатый", который явно не дотягивал до своих прототипов. Появилась даже поговорка: "В семье может быть два несчастья - непутевый муж и "Запорожец".

Предвижу вопрос: что общего у "Запорожца" и украинского рынка газа? На мой взгляд, сходство очевидно. В обоих случаях был хороший замысел. Имелись достойные образцы для подражания. Но в обоих случаях ни немецкий "Жук", ни итальянский "Фиат" на выходе не получились. Как всегда, подвело исполнение задуманного.

Однако в случае с газовым рынком есть и обнадеживающий момент. Еще не все потеряно, и его можно довести до ума. Нужны лишь желание, железная воля и четкая последовательность в действиях.