Для того чтобы получить объективную оценку изменений, произошедших на украинском газовом рынке за первый год его реформирования, требуется выслушать мнение участников этого процесса - чиновников всех уровней, представителей государственных предприятий и частного бизнеса, добытчиков и газотранспортников, трейдеров, сервисных и консалтинговых компаний. Причем как отечественных, так и зарубежных. Именно такие возможности открывает второй Украинский газовый форум, который состоится в Киеве 12–13 октября.
При таком подборе участников, а это первые лица секретариата Европейского Энергетического сообщества, Министерства энергетики и угольной промышленности Украины, профильного комитета Верховной Рады и НКРЭКУ, а также Европейской федерации энергетических трейдеров (EFET), представители крупных энергетических холдингов Engie, PGNiG и НАК "Нафтогаз Украины" наряду со средними компаниями газовой отрасли и профессиональными ассоциациями, созданы все условия для острых дискуссий, которые помогут найти пути разрешения уже проявившихся конфликтов интересов.
Что такое хорошо, а что такое плохо
За год, прошедший с момента вступления в силу Закона "О рынке природного газа", есть ряд безусловных достижений. Главное - это реальная диверсификация поставок импортного газа, которого добилась команда "Нафтогаза Украины". Профессионально, без сбоев и авралов обеспечена независимость от казавшегося неизбывным "Газпрома" - с июля 2015 г. Украина не покупает российский газ. Чтобы это стало возможным, "Нафтогазу" пришлось осваивать самостоятельную работу на конкурентном европейском газовом рынке, выполняя полноценные функции трейдера. Наряду с ним импортом газа из Европы занимаются уже почти два десятка украинских компаний, на долю которых приходится до трети объема всех поставок из-за рубежа. Это позволяет говорить о создании условий для конкуренции внутри страны.
Конечно, без шероховатостей и перетягивания одеяла на себя не обошлось. Например, за счет освобождения от уплаты НДС, а также возможности получать дешевые кредиты под гарантии правительства "Нафтогаз Украины" обеспечил себе более выгодную позицию при импорте газа. Есть надежда, что на форуме будет сформировано понимание, как ограничить такие преференции рамками закупок для создания стратегических резервов природного газа, использование которого возможно по решению либо Кабинета министров, либо профильного министерства. Во всех остальных случаях правила импорта должны быть одинаковыми для всех участников рынка.
Кроме диверсификации импорта газа, еще одним успехом стало своевременное принятие части вторичного законодательства, например отраслевых кодексов операторов газораспределительных магистралей (ГРМ) и газотранспортной системы (ГТС), типовых договоров и т.п. Таким образом, нормы Закона
"О рынке природного газа" в части транспортной и распределительной инфраструктуры удалось наполнить содержанием и обеспечить их работу с учетом европейских правил. В целом уже можно говорить о том, что отечественный газовый рынок получил европейские "правила дорожного движения", такие же, как в странах Евросоюза.
В то же время, несмотря на частично сформированную юридическую оболочку, европейцы не спешат на наш рынок. Даже в высокодоходной газодобыче сложно найти компанию, которую можно отнести к действительно зарубежному капиталу. (Людей знающих
вряд ли введет в заблуждение наличие иностранцев в наблюдательных советах некоторых подобных компаний.)
Еще однороднее стабильный состав компаний-трейдеров. Нет притока инвестиций в транспорте и распределении природного газа, хотя именно на этих направлениях требуется дополнительный капитал. Например, таких потерь газа, как в отечественных газораспределительных сетях, в Европе не знают - технологические потери составляют до 5–7% по сравнению со среднеевропейскими до 3%.
К позитивным элементам развития рынка природного газа в Украине следует отнести увеличивающуюся конкуренцию в промышленном его сегменте. Например, доля НАК "Нафтогаз Украины" в этом сегменте за восемь месяцев нынешнего года составила всего около 8%. Однако и тут мониторинг, ежемесячно проводимый НКРЭКУ, показывает, что максимальная цена природного газа оставалась в промышленном сегменте неизменной на протяжении трех летних месяцев - 8135,52 грн за тысячу кубометров (без учета стоимости транспортировки). Для сравнения: в Европе цены на хабах в этот период значительно колебались, в августе они упали почти на треть по сравнению с июнем.
Следует отметить, что установленная постановлением Кабинета министров Украины №758 максимальная цена на природный газ также не является по своей сути рыночной. Да, это расчетный (импортный) паритет европейской цены, но ведь реально цена должна устанавливаться на каждом региональном рынке и диктоваться соотношением спроса и потребления.
Что уже надо делать
Одно из самых больных мест украинского газового рынка - это сохраняющаяся монополия НАК "Нафтогаз Украины". И прежде всего за счет прямого административного подчинения оператора отечественной газотранспортной системы ПАО "Укртрансгаз" фактически трейдеру "Нафтогазу".
Проблему должно решить поступательное внедрение требований Третьего энергопакета, а именно - разделение (unbandling) "Нафтогаза Украины" с выделением из его состава оператора газотранспортной системы "Укртрансгаза". Попытка Министерства экономического развития и торговли осуществить первые шаги по такому разделению вызвала у руководства "Нафтогаза" и наших зарубежных партнеров сопротивление.
Именно обсуждение произошедшего вокруг "Укртрансгаза" и прогноз дальнейших событий станет одним из центральных событий второго Украинского газового форума. Ведь с независимостью "Укртрансгаза" как оператора газотранспортной системы связано дальнейшее формирование нормального конкурентного рынка.
На сегодняшний день на рынке накопились проблемы, требующие безотлагательного решения. Одна из них - задержка в "Нафтогазе Украины" проведения расчетов по субсидиям, когда протоколы взаиморасчетов попросту "застревают" у финансистов этой компании. Сейчас речь идет о 5 млрд грн.
Другая проблема, не решавшаяся годами и требующая незамедлительного вмешательства, - ситуация с расчетами между теплокоммунальными предприятиями (ТКЭ) и газораспределительными компаниями. О масштабах проблемы говорит тот факт, что сейчас на рассмотрении находятся расчеты за газ с ТКЭ на общую сумму 23 млрд грн. Причем 7 млрд из них составляют штрафные санкции, предъявленные "Нафтогазом". Есть проект закона о реструктуризации долгов ТКЭ, но когда он будет принят, неизвестно.
О возможностях
Несмотря на некоторые опасения, что после 2019 г., когда истечет срок десятилетнего контракта "Нафтогаза Украины" с "Газпромом", эта компания прекратит транзит российского газа в Европу через Украину, у отечественной газотранспортной системы все же есть перспективы, и их обсуждению будет уделено на форуме достаточно времени. Так, заинтересованные стороны поделятся информацией о том, каковы обязательные условия для создания в Украине газового хаба - ликвидной торговой площадки, причем не виртуальной, а реальной. Во всяком случае, на это позволяет рассчитывать наличие подземных хранилищ газа, а также транзитных мощностей магистральных газопроводов на западной границе Украины. Ведь в работе форума примут участие представители ряда европейских газотрейдеров, которые или уже работают на украинском рынке, или готовы это начать делать в ближайшее время.
Кроме того, уже известно об интересе к созданию транспортного коридора на базе действующих отечественных газотранспортных магистралей по переброске ресурса с севера Европы, где его достаточно, на юг - в Балканские страны и Италию, где намечается дефицит газа, а также, при необходимости, транспорт газа в обратном направлении.
Еще одно из заданий нынешнего форума состоит в том, чтобы дать возможность его участникам присмотреться к тому, как работает отечественный газовый рынок на региональном уровне. У ряда компаний есть значительный интерес к тому, как в областях был проведен unbandling среди газораспределительных компаний и поставщиков, насколько это позволяет обеспечить равные права поставщиков и защитить права потребителей. Отдельного рассмотрения требуют вопросы о том, каким образом на местах будет проходить процесс определения и оценки собственности на распределительные сети, как реально обеспечить возможность выбора поставщиков населением.
В конечном итоге второй Украинский газовый форум позволит отечественному газовому сообществу стать субъектом реформирования, активно участвовать в формировании правил игры, стать площадкой для цивилизованного лоббирования. Во всяком случае, на это позволяют рассчитывать результаты прошлогоднего форума, который позволил внести достаточно разумные корректировки в ход имплементации Закона
"О рынке природного газа".