UA / RU
Поддержать ZN.ua

Газовый бумеранг, или Заявление о преступлении

Очевидно, речь идет или о попытке глобальных политических игроков пополнить госбюджет Украины за счет прошлых "грехов" группы Фирташа, или о желании "подвесить" одну из самых крупных ФПГ страны на крючок.

Автор: Роман Иванченко

В 2010–2011 гг. российский "Газпром" и украинский миллиардер Дмитрий Фирташ хорошо нагрели руки, отсудив у стопроцентно государственной НАК "Нафтогаз Украины" 12,1 млрд кубометров газа в пользу своей швейцарской совместной компании RosUkrEnergo. По свидетельству специалистов, такое решение арбитража стало возможным благодаря конформистской позиции "Нафтогаза". Что и неудивительно - при правлении Януковича немногие рисковали становиться на пути RosUkrEnergo. Враждебные к той группе чиновники, как, например, экс-менеджер "Нафтогаза" Игорь Диденко, просто меняли "мерседесы" на "автозаки"...

Но время неумолимо, и, похоже, в истории "газовиков" открыта новая страница: по информации ZN.UA, 21 июля И.Диденко (сейчас - заместитель министра энергетики и угольной промышленности Украины) обратился с заявлением о преступлении к генеральному прокурору Виталию Яреме. В заявлении Диденко просит проверить, не находились ли в сговоре экс-руководители НАКа и RUE, и наказать виновных. Понятно, что не на себя Игорь Николаевич писал заявление о преступлении.

Параллельно, но немного раньше акционеры RosUkrEnergo в "быстром темпе" взялись за ликвидацию этой компании в Швейцарии.

Что могут означать действия украинского чиновника от газа? Это попытка вернуть государству утраченные миллиарды кубометров газа? Банальное желание власти поймать одну из финансово-промышленных групп на крючок? Или же одна из атак Коломойского - экс-бизнес-партнера Диденко - в рамках бессмысленной и безобразной войны, которую развязали на глазах страны два клана?

Швейцарский газотрейдер с российскими корнями - RosUkrEnergo AG (RUE) в 2006–2008 гг. был единственным монопольным поставщиком газа в Украину и не только. О роли RUE в газовой истории Украины и Европы ZN.UA написало едва ли не энциклопедию. Но история RUE, очевидно, еще далеко не исчерпана...

В начале 2009 г. правительство Украины под председательством Юлии Тимошенко выкупило у "Газпрома" право требования к RosUkrEnergo на 1,7 млрд долл. и в счет этой суммы взяло 11 млрд кубометров газа, закачанного RUE в украинские подземные хранилища газа.

Представители швейцарского газотрейдера (RosUkrEnergo) были категорически против таких действий украинского правительства и заявляли, что этот газ предназначается для европейских покупателей.

Искать правду "Нафтогаз Украины" и RosUkrEnergo решили в Стокгольмском арбитраже, подав туда многочисленные иски.

Трудно прогнозировать, каким мог бы быть финал дела, особенно при условии обнародования пятого и шестого представлений "Нафтогаза Украины". Сегодня НАКу ничто не мешает это сделать...

Тем временем к власти в Украине пришел Янукович, а кабинет министра энергетики занял Юрий Бойко, связанный тесными партнерскими отношениями с акционером RosUkrEnergo Дмитрием Фирташем и, собственно, и с самим RUE, поскольку входил в ее координационный совет. Могло ли это повлиять на позицию юристов "Нафтогаза Украины" в Стокгольмском арбитраже и на конечный вердикт? Вероятно, могло.

Так или иначе, а суд в Стокгольме в 2010 г. "Нафтогаз Украины" с треском проиграл. Служители Фемиды обязали НАК не только вернуть компании RosUkrEnergo 11 млрд кубометров газа, но еще и "прибавить сверху" 1,1 млрд кубометров в качестве компенсации...

После признания этого решения в украинских судах началось преследование некоторых чиновников, обвиненных в растрате и незаконном растаможивании газа RosUkrEnergo. Среди таких людей был и первый заместитель председателя НАК "Нафтогаз Украины" Игорь Диденко, который получил три года условно и не проявлял особой активности вплоть до назначения на должность заместителя министра энергетики и угольной промышленности Украины. Уже после Майдана.

Смеется тот,
кто смеется последним

В конце июля 2014 г. Игорь Диденко обратился к генеральному прокурору Виталию Яреме с заявлением о преступлении. В этом документе утверждается, что энергетические чиновники эпохи Януковича-Бойко, вероятно, вступили в сговор с руководством RosUkrEnergo, что и привело к проигрышу "Нафтогаза" в Стокгольме.

По мнению Диденко, сначала "Нафтогаз" утверждал в арбитражном суде, что получил в собственность 11 млрд кубометров газа абсолютно законно. Но после смены руководства Минэнергоугольпрома и "Нафтогаза Украины" позиция государственного нефтегазового холдинга кардинально изменилась: НАК признала (?!), что спорные 11 млрд кубометров газа всегда принадлежали RosUkrEnergo, а "Нафтогаз"... присвоил их без достаточных правовых оснований. Более того, "Нафтогаз" согласился, что должен выплатить RUE штрафные санкции.

"После смены власти в Украине (когда президентом стал Янукович. - Р.И.), приблизительно в апреле-мае 2010 г., "Нафтогаз Украины" изменил свою позицию в арбитражном деле, чем фактически признал требования RosUkrEnergo, отказавшись от своей предыдущей позиции… Поручение о пересмотре позиции "Нафтогаза Украины" в арбитражном суде при Торговой палате Стокгольма, изменение позиции украинской стороны на очевидно невыгодную были вызваны (спровоцированы) не юридическими, а сугубо политическими соображениями: возможным сговором между бывшим руководством "Нафтогаза Украины" и RosUkrEnergo", - говорится в заявлении на имя генерального прокурора В.Яремы.

В этом документе И.Диденко также указывает на то, что украинские суды слишком быстро признали решение Стокгольмского арбитража и обязали "Нафтогаз Украины" выполнить его. Так, на прохождение дела через Шевченковский райсуд столицы и Апелляционный суд Киева понадобилось менее трех месяцев.

А уже в следующем, 2011-м, году НАК "Нафтогаза Украины" рассчиталась с RosUkrEnergo. Несмотря на то, что в то время действовал мораторий на взыскание долгов с предприятий топливно-энергетического комплекса для недопущения их банкротства.

"Считаю, что ущерб "Нафтогаза" составляет от приблизительно 1,4 млрд долл. до приблизительно 2 млрд дол... Прошу начать досудебное расследование в связи с наличием в действиях бывших должностных лиц компании НАК "Нафтогаз Украины" признаков совершения преступлений, предусмотренных ст. 191, 364, 367 Уголовного кодекса Украины", - резюмировал И.Диденко.

Какими будут последствия такого обращения к генеральному прокурору Украины? Какова конечная цель такого обращения?

С высокой вероятностью можно утверждать, что заявление Диденко не является "самодеятельностью" или личной местью.

Очевидно, речь идет или о попытке глобальных политических игроков пополнить госбюджет Украины за счет прошлых "грехов" группы Фирташа, или о желании "подвесить" одну из самых крупных ФПГ страны на крючок.

В пользу последнего варианта говорит то, что никакой публичной активностью обращение Диденко в Генпрокуратуру не сопровождается. Более того, по нашим данным, процедура рассмотрения этого заявления по каким-то причинам "поставлена на паузу".

Операция "Ликвидация"

В отличие от подчиненных генпрокурора Яремы, акционеры RosUkrEnergo не теряют времени: 7 июля "Газпром" и подконтрольная Фирташу Centragas Holding AG (Австрия) приняли решение о ликвидации своего швейцарского "детища".

Даже если Генпрокуратура прислушается к аргументам Диденко, то пока дело дойдет до приговоров для экс-чиновников и до финансовых претензий к RosUkrEnergo, самой компании уже может и не быть. Нет компании - нет проблемы для Фирташа и "Газпрома".

Следовательно, если Генпрокуратура действительно готова дать ход заявлению Игоря Диденко, то прежде всего подчиненные Яремы должны обратиться к уполномоченным органам Швейцарии (в том же кантоне Цуг) с просьбой-требованием приостановить процесс ликвидации RosUkrEnergo AG на время досудебного следствия в Украине.

Хочется верить, что украинские высокие должностные лица это хорошо понимают. Конечно, если действительно речь идет об интересах государства, а не о банальном желании выторговать голоса депутатов, ориентированных на Дмитрия Фирташа.