UA / RU
Поддержать ZN.ua

Феодосийская мелодия для контрабаса с оркестром

В этом году таможенному посту Феодо­сии исполнилось 223 года. Воз­мож­но, от старости, но в середине 2010-го работа этого механизма начала основательно сбоить.

Автор: Сергей Куюн

Перед нами стоит дилемма: или кому пенсии не платить, или какие-то льготы сократить, или прекратить зарплаты медикам платить. Или все же напрячься и таки эти 6 млрд. грн. дополнительно, за счет борьбы с теневой экономикой, собрать. Конечно, мы принимаем решение, что нужно эту задачу решить.

Николай Азаров

Особенности работы украинской таможенной службы в последние пару лет уже неоднократно становились предметом многочисленных материалов в СМИ, в том числе и в ZN.UA. Здесь настоящая сфера контрастов: от шмона грузов мелких предпринимателей в Одессе до стойки «смирно» перед безналоговым импортером нефтепродуктов по имени «Ли­вела», который за неполные четыре месяца 2010 года облегчил госказну почти на 3 млрд. грн. акцизного сбора и НДС. Напомним, оформляя грузы на таможне, этот феноменальный субъект внешнеэкономической деятельности прикрывался решением районных судов, освободивших его от налоговых платежей. Но совершенству схем ухода от налогов, видимо, нет предела. И, похоже, уже есть схемы более откровенные, чем «ливеловская».

Феодосийская таможня является одной из самых старых: как свидетельствуют архивы, в 1788 году, после присоединения Крыма к России, здесь была устроена одна из трех главных таможен Крыма. Таким образом, в этом году таможенному посту Феодо­сии исполнилось 223 года. Воз­мож­но, от старости, но в середине 2010-го работа этого механизма начала основательно сбоить.

Подозрительные сигналы начали поступать еще летом прошлого года, когда сменилось руководство Феодосийского предприятия по обеспечению нефтепродуктами (ФПОНП) - второго по величине нефтеперевалочного комплекса страны, который находится в госсобственности и подчиняется Минэнергоуголь­прому. Итак, в один прекрасный день рынок получил предложение по поставкам из Феодосии бензина греческого производства. Все бы ничего, только импорт такой экзотики таможня не фиксировала.

Уже потом танкер с 28 тыс. тонн бензина А-95 удалось увидеть в статистике транзитных грузов: в ней значилось, что этот бензин… уплыл из Феодосии в неизвестном направлении. То есть по документам он был слит с танкера, потом погружен и покинул территорию Украины. Вроде бы все понятно, транзит. Только как в этом случае греческий бензин разлился на половину страны, как свидетельствуют данные «Укрзалізниці»?

Аналогичные нестыковки начали прослеживаться в Херсоне. А потом была «Ливела», и о Феодосии все как-то позабыли. А зря.

Как выяснилось, там вовсю кипела «работа». Например, с июля по декабрь 2010 года таможня не зафиксировала ни тонны бензина. Невероятно, но данные «Укрзалізниці» показывают, что с Феодосийской нефтебазы за указанный период было отправлено по региональным нефтебазам 127 тыс. тонн бензина! То есть вход по таможне - ноль, выход на рынок - 50 железнодорожных составов!

Отметим, что при этом таможенная статистика по оформлению дизтоплива и его вывозу с ФПОНП по железной дороге за аналогичный период сходится с точностью до 0,58%! Сколько зашло, столько и вышло. Скорее всего, такая дисциплина по дизтопливу обусловлена невысокими налогами, которыми оно облагается (в прошлом году -45 евро/т), соответственно, «выхлоп» от оптимизации небольшой, одна морока.

Другое дело - бензин. Если учесть, что средняя цена бензина А-95 в Средиземноморье в июле-декабре 2010 года составила 747 долл./тонна, а акциз - 132 евро/тонна, получаем соответственно неуплату 186,5 млн. грн. НДС и 173,7 млн. грн. акцизного сбора. Суммарно - 360,2 млн. грн.

По имеющимся данным, команда сворачиваться в Феодосии поступила одновременно с аналогичным указанием по «Ли­веле». Во всяком случае, в первом полугодии 2011-го особых отклонений не наблюдалось, если не считать 3-7 тыс. тонн выхода с базы по железной дороге при нулевой статистике таможни. На фоне прошлогодних объемов этими «шалостями» можно пренебречь.

Новая волна активизации на Черноморском побережье в ра­йоне ФПОНП началась, как водится в Крыму, с началом курортного сезона. С июня по сентябрь включительно нефтебаза приняла 162 тыс. тонн бензина А-95, из которых таможня почему-то «заметила» только 80 тыс., или половину.

Но основная тема этого сезона - дизтопливо. Этот продукт стал сильно востребован после полного разворота на Россию Лисичанского НПЗ компании ТНК-ВР в мае 2011 года. Как свидетельствует портовая статистика, за четыре месяца в Феодосию пришло по морю 151,7 тыс. тонн ДТ, тогда как люди в зеленой форме зафиксировали всего 50 тыс. тонн, или около трети. Впечатляет, не так ли?

Еще больше впечатляет эквивалент упущенных налогов: по бензину они составляют 153,6 млн. грн. НДС (средняя цена 1029 долл./т) и 109 млн. грн. акциза; по дизтопливу - 156,2 млн. грн. НДС и 20,8 млн. грн. акцизного сбора. Суммарно - около 440 млн. грн. за четыре месяца. Это, конечно, не «Ли­вела» с ее тремя «ярдами», но ведь это еще и не конец. По оперативным данным, в октябре в Феодосии разгрузилось 15 тыс. тонн бензина и 30 тыс. тонн дизтоплива. Посмотрим, заметит ли их таможня? Может, нам тоже показалось, такие сейчас туманы на воде случаются? Вроде нет, отчетливо читаем на бортах кораблей в Феодосийской нефтегавани: CAPE BLANC (прибыл 23 октября), GORCHALI (28 октября), MAX SHULTE (30 октября).

Еще один очень интересный аспект происходящего: никто не знает, топливо какого качества идет из Феодосии. Контрабанда, как известно, не проходит сертификацию и лабораторные исследования. А если уж «такая пьянка», то какой смысл везти что-то качественное и дорогое?

Безусловно, для определения точных масштабов происходящего необходимо более глубокое исследование официальных данных Гостаможслужбы, с которыми она в последнее время расстается крайне неохотно. К слову, служба в последнее время значительно укрепилась на Феодосийской нефтебазе: помимо Феодосийского таможенного поста, расположенного в порту, который занимается импортом, в самом админздании ФПОНП с недавнего времени размещается отдел таможенного оформления №4 Крымской региональной таможни, который занимается исключительно транзитом. Оно и неудивительно, поскольку, как видим, нефтебаза наращивает грузооборот.

Есть вопросы и к Минэнерго­угольпрому как управляющему ФПОНП. Особенно в свете того, что Юрий Бойко 30 марта 2011 года в меморандуме с нефтепереработчиками от лица всего правительства пообещал «использовать методы в пределах своей компетенции по недопущению контрабанды и частичного или полного освобождения от уплаты налогов» (пункт 1.3). Судя по повадкам, вряд ли отраслевое министерство играет основную роль в «феодосийском контрабасе» (в Крыму у него, как известно, иная тема), но без содействия нефтебазы этой «музыки» не было бы.

А в целом вопросы есть ко многим. Операция по приемке танкеров требует присутствия представителей порта, санэпидемстанции, управления экологии, пограничников и т.д. Кроме того, контрабандный товар необходимо как-то оприходовать, а здесь уже не обойтись без главного фискального ведомства…

Так как будем озвученную вами дилемму с бюджетниками и пенсионерами решать, Николай Янович? И как будем решать вопрос загрузки украинских нефтеперерабатывающих заводов, которые под натиском контрабанды и фальсификата вынуждены снижать переработку или уходить на другие рынки?

Советчиков много, советы - один лучше другого. Один предлагает акцизы на дизтопливо поднять в три-четыре раза, другой - пошлины на импорт нефтепродуктов ввести. (Пожар бензином тушить вам еще не предлагают?) Проблема в том, что если кто-то эти налоги и пошлины не платил, то и платить не будет. За все снова заплатят те, кто и раньше, только теперь - больше.