Цены на нефть на мировых биржах за три дня минувшей недели без труда преодолели отметку 100 долл. за баррель. И тенденция к росту цен на нефть сохраняется. При этом эксперты энергоотрасли многих стран говорят, что это - ситуативная реакция на политические события, в частности, в Ливии, которая за тот же период сократила экспорт на 15-25% (а сегодня, наверное, и более чем на треть). Ситуативная потому, что при масштабности нефтеэкспорта Ливии из региона (до 5%) это не является критической массой для нефтепотребителей в мире. Однако это не означает, что участники глобального энергорынка не должны анализировать, как подобные временные явления повлияют не только на ценовую политику, но и на наполняемость рынка, а в перспективе - и на структуру энергопотребления.
Тем более с учетом того, что цена природного газа для многих импортеров, включая Украину, привязана к стоимости нефти.
Примечательно, что именно российский эксперт Алексей Хайтун в ходе дискуссии «Европейская энергетическая безопасность: взаимозависимость, проекты, проблемы и возможности» (состоявшейся 24 февраля в рамках Пятого форума «Европа-Украина») отметил, что после газового кризиса начала 2009-го «Газпром» потерял на сокращении экспорта газа
22 млрд. (разные страны ЕС снизили импорт газа на 10-20%). Но это не подорвало энергостабильность Европы. А только укрепило стремление европейцев диверсифицировать источники и маршруты поставок традиционных энергоресурсов (нефти и газа), увеличить на своих энергорынках долю LNG и активнее инвестировать в развитие нетрадиционных и возобновляемых источников энергии. «Не стоит демонизировать «Газпром». При всех его масштабных проектах у него на все не хватает денег. Он зависим от покупателей не в меньшей мере, чем импортеры российского газа от него. Поэтому разумным решением будет взаимодействие всех участников энергорынка», - уверен А.Хайтун.
Но остается вопрос: где же технологии добычи метана угольных пластов, о запасах которого слагают легенды? В чем проблема? Почему нет инвестиций в это направление?! Почему все внимание переключили на газо- и нефтетранспортные коридоры?
В контексте обсуждения создаваемых, в частности, по инициативе «Газпрома», новых маршрутов экспорта газа в Европу руководитель энергетических программ Центра «НОМОС» Михаил Гончар на вопрос европейцев «Кто за это заплатит?» ответил: «За «Южный поток», как и за «Северный поток-2» вы и заплатите». Если…
В информационном материале обо всем не рассказать. Но, на наш взгляд, наиболее выразительным было выступление Аниты Орбан, посла по особым поручениям МИД Венгрии, советника по энергетическим вопросам. Изложим его тезисно: «Каждая страна должна иметь доступ к транзитным поставкам. Следует также отметить значимость «энергетических островов» и активно их создавать. К примеру, Румыния, Болгария и Хорватия выступили вместе с целью объединить ресурсы. Это амбициозные планы. Но должен быть разработан план действий до конца года. Потому что все помнят газовый кризис 2009-го. Важен один договор с Румынией, который может увеличить объем поставок. И второе - трубопровод с Хорватией, который также дает возможность диверсифицировать ресурсы. Словакия и Венгрия могут объединиться в этом направлении. Новые объединения возникают, и это очень важно и перспективно для рынка ЕС. И в этом направлении важно также решение, которое было принято на недавнем энергосаммите - в поддержку Южного коридора (см. ZN.UA №2 от 21 января 2011 года.) Этот проект полностью поддерживается ЕС, в частности, финансово. Особого внимания заслуживает внутренний рынок. Это один из важных шагов для каждой европейской страны. Также много внимания стоит уделять поставкам электроэнергии. Следует отметить визит комиссара ЕС Баррозу в Ашгабад, что позволило коренным образом изменить отношение к Южному коридору - многие потенциальные импортеры получили возможность доступа к туркменскому газу, что очень важно. Это направление усиливает позиции ЕС и дает возможность получать газ из Прикаспийских государств».