Когда верстался этот номер ZN.UA, заканчивался саммит Балтийских государств. За неделю до этого в Киеве директор секретариата Европейского Энергетического Сообщества (ЭС) Янез Копач долго искал возможность встретиться с главой Минэнергоугольпрома Эдуардом Ставицким, чтобы обсудить детали сотрудничества в рамках ЭС, в частности подготовку Национального плана действий по возобновляемой энергетике накануне заседания Министерского совета ЭК в Вене 10 апреля. У министра все не находилось времени… Переговоры состоялись с заместителем министра энергетики Владимиром Макухой.
А 28 марта в Киеве в ходе международной конференции и выставки "Ветроэнергетика в СНГ и Восточной Европе" CISWIND-2013 с директором секретариата Энергетического сообщества Янезом КОПАЧЕМ о взаимоотношениях Украина-ЭК поговорила главный редактор журнала "Energy. Нефть&Газ" Светлана Мизина.
- Господин Копач, согласно принятым поправкам к Закону "Об электроэнергетике" в Украине с 1 июня 2013 г. для получения выгодного "зеленого" тарифа субъекты альтернативной энергетики должны учитывать так называемую местную составляющую. Ее величина для солнечных, ветровых электростанций и установок на биомассе, строительство которых начато после 1 января 2012 г. и которые введены в эксплуатацию после 1 июня 2013-го, составит 30%, для введенных в строй после 1 июня 2014-го - 50%. Многие участники рынка альтернативной энергетики считают, что это создаст им проблемы, тогда как крупные игроки уже получили преференции. Каково мнение секретариата Энергосообщества относительно "местной составляющей"?
- У меня нет перевода текста этого закона. Но я знаю о его положении о "местной составляющей" от различных компаний. Секретариат ЭС подробно изучит эти положения, возможно, даже во время разрешения текущих споров с украинской стороной.
- Украина всего два года является стороной Договора об учреждении ЭС, а ей уже направили два открытых письма.
- Кроме адаптации европейского энергетического законодательства в национальные стран - сторон Энергосообщества, секретариат ЭС также занимаемся разрешением споров, чтобы стороны действовали в соответствии с Договором об учреждении Европейского Энергетического сообщества. Такая процедура разрешения споров начинается с открытого письма. В таком письме мы объясняем, что с нашей точки зрения является проблемой у стороны - члена сообщества. Секретариат ЭС на 40–50 страницах тщательно излагает факты по сути.
После этого у контрактной стороны есть два месяца на то, чтобы дать аргументированный ответ на открытое письмо. Если сторона отвечает на это письмо и, в свою очередь, объясняет все его пункты, тогда мы прекращаем процедуру споров. Если нет, то процедура споров продолжается до последнего шага. Например, мы можем предложить Совету министров (энергетики) принять решение, что одна из сторон - членов ЭС не действует в соответствии с договором, и т.д.
Еще ни разу не доходило до последнего шага, поскольку стороны обычно реагируют на открытое письмо, и все вопросы улаживаются.
Украине на данный момент секретариат ЭС направил два открытых письма. Первое касается подключения к сети так называемого Бурштынского энергоострова. Это означает инициирование процедуры о нефункциональном доступе к сети "Бурштынского энергоострова" и предоставления гарантии для передачи электроэнергии, без чего Украина не сможет ее экспортировать, так как не сможет предоставить сертификаты энергии из возобновляемых источников энергии странам ЕС. Второе письмо - о содержании серы в отдельных видах жидкого топлива. Оба открытых письма направлены меньше месяца назад, и двухмесячный период не истек. Пока ждем объяснений от украинской стороны.
Если возвратиться к вопросу о "местной составляющей", то мы еще не направляли письмо. Но если то, что мы слышали, - правда, тогда Украина действует не в соответствии с Договором об учреждении Энергетического сообщества.
Безусловно, каждая сторона может сама выбирать, какие меры будут приняты для того, чтобы развивать какие-то конкретные виды возобновляемой энергии - биомассы, ветра, солнца или др. Но часть Договора об ЭС заключается в том, что с точки зрения справедливой конкуренции такие требования, как необходимость "местной составляющей", противоречат законодательству Евросоюза о конкуренции, которого Украина должна придерживаться как член Энергосообщества.
- Какими могут быть последствия для Украины, если она не выполнит своих обязательств? Представители Украины обращаются к секретариату ЭС за консультационной помощью в процессе подготовки ответов на открытые письма и по другим вопросам?
- Мы сотрудничаем со всеми заинтересованными сторонами в Украине. Секретариат организует совместные мероприятия для всех сторон Энергосообщества. Мы тесно сотрудничаем с Украиной по вопросам энергоэффективности. Кроме того, ЭС направляло в Украину две миссии для усовершенствования Закона "Об электроэнергетике" и его соответствия требованиям Энергосообщества. В принятый вариант много поправок вносили наши эксперты.
Что касается возобновляемых источников энергии, то у нас пока еще нет хорошего налаженного сотрудничества. Сейчас мы организуем для всех стран - членов сообщества семинары по подготовке Национального плана действий по возобновляемым источникам энергии. Это исчерпывающий документ, подготовить его достаточно сложно. Поэтому мы предоставляем общие рекомендации, как подготовить такой национальный план, всем членам сообщества, так как проблемы возникают не только у Украины. Рано или поздно этот план составят все. Если будет конкретный запрос о помощи от Украины, то мы готовы привлечь наших экспертов. Их работу ЭС оплачивает из своего бюджета. Одного нашего представителя мы готовы направить в Украину в качестве консультанта.
Вторая часть вопроса - о возможных последствиях, если Украина не будет соответствовать Договору об учреждении ЭС. Как я уже говорил, сейчас речь идет о процедуре разрешения споров, но пока она происходит не очень эффективно. Обычно процедура начинается с открытого письма, затем поступает ответ на открытое письмо... и медленно, но спор решается. Убежден, что с Украиной тоже так будет. Как я уже отмечал, открытые письма направлены, но не по поводу возобновляемой энергетики.
Справка ZN.UA
По данным отчета Национальной комиссии регулирования электроэнергетики, в 2012 г. увеличились установленные мощности:
- солнечных электростанций, работающих в Украине по "зеленому" тарифу, - в два раза (на 183,4 МВт), до 371,6 МВт;
- ветряных электростанций (ВЭС) - на 32,38% (или 47,4 МВт), до 193,8 МВт;
- малых гидроэлектростанций (ГЭС) -на 3,8% (или 2,7 МВт), до 73,5 МВт.
Мощность биоэнергетических объектов в 2012 г. выросла на 2 МВт - до 6,2 МВт.
Отрасли возобновляемой энергетики в 2012 г. увеличили отпуск электроэнергии в сеть:
- солнечные электростанции - в 11 раз (на 303,5 млн кВт·ч), до 333,6 млн кВт·ч;
- ВЭС - в 2,9 раза (на 168,5 млн кВт·ч), до 257,5 млн кВт·ч;
- биотопливные станции - в 1,8 раза (на 8,1 млн кВт·ч), до 17,7 млн кВт·ч.
Малые ГЭС в 2012 году сократили отпуск электроэнергии на 15,5% (на 31,5 млн кВт·ч), до 171,9 млн кВт·ч.
В целом в 2012 г. генерирующие станции на возобновляемых источниках произвели 780,7 млн кВт·ч, что составляет 0,45% от общего баланса рынка электроэнергии страны.
На начало марта 2013 г. в Украине 84 компании эксплуатируют 137 электростанций на возобновляемых источниках энергии, включая 41 фотоэлектрическую установку.
С момента принятия закона о "зеленых" тарифах в 2009 г. в альтернативную энергетику инвестировано более 21 млрд грн.
- Что вы можете сказать о развитии малой ветроэнергетики?
- По всему миру сейчас активно исследуют и испытывают малые ветрогенераторы. Их строят повсюду, вижу их вблизи частных домов. Это большая ниша, непаханое поле деятельности, там есть где развернуться.
- Накануне февральского саммита Украина-ЕС украинская сторона обвинила Энергосообщество в отстраненности от разрешения спора с "Газпромом" по поводу штрафа в 7 млрд долл. Вы даже лично обратились с письмом к В.Януковичу и деликатно разъяснили, что РФ не является стороной Договора об учреждении ЭС, поэтому вы не можете "принять участие с двустороннем споре без формального приглашения компетентными властями Украины". Какова вообще практика ЭС в отношении третьих сторон, блокирующих действия сторон сообщества?
- Иногда Энергетическое сообщество (ЭС) путают с Европейским Союзом (ЕС). У нас нет большой исполнительной власти. ЭС выступает больше в роли советника, координатора, в частности при внедрении стороной ЭС уже принятого законодательства. Безусловно, мы достаточно тесно сотрудничаем с Евросоюзом. Вместе мы достаточно сильны, но отдельно Энергетическое сообщество не является исполнительным органом, поэтому мы не можем задействовать какие-либо особые рычаги влияния. Мы можем дать правовую экспертную оценку, можем выступить экспертом в различных сферах, но когда нас просят об этом. Если же нас не просят, то мы обычно даже не знаем, в чем проблема, особенно если проблемы не касаются обязательств договора.
Украина присоединилась к Энергетическому сообществу в основном потому, что хотела что-то исправить и изменить в своей законодательной базе, приблизить ее к европейскому законодательству, которое считается надежным для всех потенциальных инвесторов. Украина заинтересована в иностранных инвестициях, заинтересована в кредитах финансовых учреждений, поэтому ей необходимо законодательство, которое в чем-то гармонизировано с европейским. Это полезно не только для привлечения иностранных инвесторов, инвестиций, но и для потребителей в Украине, поскольку они могут пользоваться, скажем так, роскошью свободного рынка, который дает новые потенциальные возможности для развития бизнеса.
- Какова позиция ЭС по "Южному потоку"?
- Единственный открытый вопрос, который был задан секретариату ЭС, касался "Южного потока". Украина против этого проекта, и я понимаю, почему. Справедливо, что некоторых из наших членов, таких, как Сербия, подвергают критике по поводу их участия в проекте "Южный поток". Но у этих стран есть межправительственное соглашение с Россией (что противоречит Договору об учреждении ЭС). Мы не можем изменить этот факт. ЭС может лишь инициировать процедуру улаживания спора, ту процедуру, о которой говорилось выше. Пока мы ее не инициировали, но мы готовим ее сейчас. Я считаю, что скоро она будет инициирована. Это единственное, что еще не было сделано с нашей стороны. Именно поэтому я не совсем понимаю критику со стороны вашего премьер-министра в связи с этим. Что касается всех остальных проблем, то мы пытались предоставлять как можно больше помощи.
Открытые письма - это констатация с нашей стороны фактов, которые свидетельствуют о несоблюдении договора. Мы пытаемся показать Украине, какие из своих обязательств она не соблюдает, какие свои внутренние законы не выполняет.
Энергетическое сообщество и договор об его учреждении - это международные законы. Украина должна соблюдать не только те законы, которые инициирует и принимает ее парламент, но и выполнять те из них, которые стали частью законодательства в ходе ратификации международных обязательств, в частности Договор об учреждении Энергетического сообщества. У нас нет своего суда, чтобы принимать меры против Украины вследствие невыполнения каких-либо договоров. В Евросоюзе есть свой суд, и если страна - член ЕС не выполняет какую-либо директиву ЕС или положение какого-либо закона, тогда суд ЕС может назначить штраф - от 10 или 50 тыс. евро в день. У Энергосообщества нет такого суда и, соответственно, такой возможности, мы стараемся так или иначе убедить стороны соблюдать взятые на себя обязательства.
- Стремясь к энергонезависимости, Украина сейчас активно развивает много проектов, в том числе по добыче газа из нетрадиционных источников. Каково отношение ЭС к развитию таких проектов, в частности к добыче сланцевого газа?
- Благодаря этому Украина может стать энергонезависимой. Можно так говорить, поскольку сланцевый газ произвел настоящую революцию в мире за последние несколько лет, в частности в Канаде и США. Соединенные Штаты и Канада достаточно энергонезависимы, они больше не импортируют газ. Не знаю, будут ли они экспортировать свой сланцевый газ или сланцевую нефть. Это вопрос стратегических резервов, но возможно и такое. Результатом резкого увеличения доли сланцевого газа в их энергобалансах стало то, что, например, уголь внезапно подешевел, поскольку США уже не импортируют его. Уголь со всего мира внезапно сконцентрировался на существующих рынках в Европе и других регионах, где он еще востребован.
Возможно, стоит подождать, пока будет накоплен опыт разработки и добычи сланцевых газа и нефти, чтобы сделать какие-то выводы. Мы знаем, что добыча этих ресурсов сопряжена с рисками, очень влияет на окружающую среду. Поэтому граждане во многих странах Европы протестуют против разработки сланцевых залежей. Кроме Польши, где большинство все же выступает за добычу. Я знаю, что в Албании уже начата добыча. Ну и в Украине, знаю, есть такие инициативы. Все же не могу дать вам какой-то конкретный ответ.
Я считаю, что сланцевые нефть и газ на данный момент важны для энергетического баланса и энергетической безопасности. Но также нужно понимать, что необходимы инвестиции не только для добычи, но и для защиты окружающей среды. Все это нужно учитывать, и, возможно, цена сланцевого газа и сланцевой нефти будет не столь низкой, если учесть все необходимые меры по защите окружающей среды.
- В Украине утвержден план первоочередных мероприятий по интеграции Украины в ЕС на 2013 г., согласно которому она должна подготовить Национальный план действий по возобновляемой энергетике до 2020 г.
Справка ZN.UA
Согласно утвержденному Кабмином Украины плану первоочередных мероприятий по интеграции Украины в Европейский Союз на 2013 г., определено, что до июня текущего года Минэкономразвития и Госэнергоэффективности, другим центральным органам власти необходимо разработать Национальный план действий по возобновляемой энергетике на период до 2020 г.
В ходе 10-й встречи Совета министров (министров энергетики) ЭС стороны Энергосоообщества достигли согласия относительно имплементации Директивы 2009/28/EC по продвижению возобновляемой энергетики. Согласно этому решению Албания, Босния и Герцеговина, Хорватия, Македония, Косово, Молдова, Черногория, Сербия и Украина взяли на себя обязательства относительно обязательной доли возобновляемой энергии в структуре общего потребления в 2020 г.
Цели-2020 следующие: Албания - 38%, Босния и Герцеговина - 40, Хорватия - 20, Бывшая Югославская Республика Македония - 28, Молдова - 17, Черногория - 33, Сербия - 27, Украина - 11, Косово - 25%.
- Национальный план действий по возобновляемой энергетике должен быть представлен Украиной в секретариат ЭС в Вене до 30 июня 2013 г. Остается несколько месяцев. Я очень надеюсь, что Украина выполнит эти условия. Данный документ должен отражать национальные цели по возобновляемой энергетике, статистическую информацию, возможные меры по снятию существующих административных барьеров, по внесению возобновляемых источников в энергетический баланс страны и т.д.
Украина является одним из самых молодых членов Европейского Энергетического сообщества, именно поэтому ей, наверное, относительно трудно даются все эти шаги. Существует много административных неточностей, которые не позволяют эффективно выполнять все принятые и ратифицированные соглашения. Секретариат ЭС готов помогать, в свою очередь, в имплементации, адаптации к внутреннему законодательству Украины. Надеюсь, что этому будет способствовать сильная политическая воля. Убежден, что все поставленные цели будут достигнуты вовремя.
P.S. После объявления об очередном транзитном проекте "Газпрома" редакция ZN.UA и автор материала обратились в секретариат ЭК за комментарием. Вот что ответил Янез Копач: "Секретариат Энергосообщества пока официально не проинформирован о проекте строительства трубопровода Ямал-Европа-2 через территорию Польши. Но хочу подчеркнуть, что все подобные инфраструктурные проекты на территории ЕС должны соответствовать требованиям Третьего энергопакета. В частности, выполнять требования свободного доступа третьих сторон к транспортным мощностям, основываться на рыночных принципах формирования цен на товары и услуги. Этого ЭК будет требовать и от "Южного потока".