UA / RU
Поддержать ZN.ua

Будущий оператор ГТС: каким ему быть и почему?

Хочется надеяться, что в дискуссии о будущем оператора ГТС решение будет взвешенным и не только коммерческим, а учитывающим национальные интересы в энергобезопасности государства. Ведь сегодня закладывается фундамент для будущего отечественной ГТС и нового оператора. Если до него дойдет дело цивилизованным образом.

Автор: Алла Еременко

На фоне похолоданий в Украине и странах ЕС российский "Газпром" подогревает тему: хватит ли газа в украинских "подземках" для беспроблемного газоснабжения? Недаром же РФ реанимирует "Турецкий поток" и требует от Евросоюза и Еврокомиссии как можно скорее дать зеленый свет уже для второй очереди этого магистрального газопровода, по которому будет поставлять свой газ в Европу с юга. А также последовательно добивается гарантий ЕС на строительство "Северного потока-2". В обход Украины.

Тем временем "Нафтогаз Украины" выясняет отношения со своим наблюдательным советом, Энергетическим сообществом, Министерством экономического развития и торговли, Минэнергоугольпромом и оператором газотранспортной системы ПАО "Укртрансгаз". И все это - из-за создаваемого не по плану "Нафтогаза" ПАО "Магистральные газопроводы Украины" (ПАО "МГУ", МГУ)? Из-за несогласия менеджмента НАК "Нафтогаз Украины" на назначение и.о. главы МГУ и передачу этому ПАО и газотранспортной системы (ГТС), и подземных газохранилищ (ПХГ)?

Почему это стало самым важным в тот момент, когда вопрос заполнения транзитным газом украинской ГТС встал ребром? Ведь понятно, что независимо от решения Стокгольмского арбитража "Газпром" будет добиваться согласия ЕК на строительство и "Северного потока-2", и второй части "Турецкого потока".

Отделение транспорта газа или его уничтожение?

Если бы конфликт между действующим оператором газотранспортной системы Украины ПАО "Укртрансгаз" и ПАО "НАК "Нафтогаз Украины" был вызван лишь корпоративными, личностными или даже политическими недоразумениями, он не заслуживал бы такого внимания. Но речь идет о принципиально ином - не просто об отделении транспортировки газа от других видов деятельности, то есть об отделении оператора газотранспортной системы, обслуживаемой "Укртрансгазом", от "Нафтогаза", а о разных взглядах на формирование нового предприятия, которое должно взять на себя функции оператора ГТС.

Юридически ПАО "Укртрансгаз" является оператором ГТС с 1 января 2016 г., хотя функции оператора газотранспортной системы выполняло всегда - еще до создания "Нафтогаза", а потом и после включения газотранспортного предприятия в НАК "Нафтогаз Украины" как дочернего предприятия.

Между эзоповым языком и современным бюрократическим- века. Но чем быстрее вы освоите так называемые особенности общения нынешних бюрократов, тем легче поймете, что вам не хотят сказать прямо и вообще не скажут. Таковы отношения всех госучреждений и граждан.

Так вот, председатель правления "Нафтогаза" Андрей Коболев не напрасно подчеркивал, что хотя реально новый оператор ГТС может заработать после вступления в силу решения Стокгольмского арбитража (в данном случае - по контракту с "Газпромом" от 2009 г.), никто не мешает вести подготовительную работу и искать будущего стратегического инвестора, заинтересованного в загрузке украинской ГТС, в частности транзитным газом. И такую работу начали давно.

Особенно остро этот вопрос встал не просто после заявлений руководства РФ и "Газпрома", а после беспрецедентного решения ЕК относительно соединительного газопровода OPAL, что позволило россиянам стать практически монополистом в транспортировке газа в ЕС, используя газопровод "Северный поток-1". И хотя это решение приостановили, прецедент создан. Теперь россияне требуют гарантий Евросоюза и Еврокомиссии уже для новых газотранспортных мощностей - "Северный поток-2" и "Турецкий поток-2".

На фоне столь мощных претензий российской газовой монополии, которая очевидно за ценой не постоит для получения максимального влияния и на рынок транспортировки газа, попытки Польши и Украины отстоять в судебном порядке свои права на транзит российского газа имеют мало шансов на успех без действенной и жесткой позиции стран - членов Евросоюза и Еврокомиссии.

Повлиять на ситуацию мог бы партнер Украины, действительно заинтересованный в сохранении и видоизменении направлений транзита через украинскую ГТС. Иначе посеянная в 2014 г. идея создания независимого оператора украинской ГТС просто играет на руку "Газпрому". И называться это должно не отделением транзитной деятельности от других видов деятельности "Нафтогаза", а… уничтожением газотранспорта Украины, который, кстати, ежегодно дает в бюджет около 2 млрд долл. И это уже может потянуть на статью Уголовного кодекса. Хотя вряд ли изменит обходные газотранспортные планы россиян.

"Нафтогаз" vs "Укртрансгаз"

Как только зашла речь об отделении "Укртрансгаза" и создании вместо него нового оператора ГТС, проявился принципиально разный подход менеджмента "Нафтогаза" и "Укртрансгаза" к этому процессу. Можно было бы, наверное, списать это на понятное нежелание газотранспортников воспринимать реформаторские идеи менеджмента НАКа, в ходе реализации которых часть работников "Укртрансгаза" практически останутся без работы, что является весомым аргументом на сегодняшний день. Как неоднократно высказывались менеджеры НАКа, "этих коррумпированных трансгазовцев давно пора разогнать". И это еще самый мягкий комментарий.

Можно было бы, наверное, списать все на конфликт интересов, корпоративных и даже личных. И они таки существуют (НАК отменяет результаты тендеров, проведенных "Укртрансгазом", назначает в "Укртрансгаз" "своих" надзирателей; "Укртрангаз" в судебном порядке требует от НАКа вернуть ему газ и т.п.). Поговаривают и о тесных отношениях руководства НАКа и "Укртрансгаза" с так называемыми кураторами от политсил - Мартыненко, Кононенко. Однако и глава НАКа Андрей Коболев, и президент "Укртрансгаза" публично отрицают их влияние.

В конце концов, все это не тянет на масштаб, который может помешать реформе газовой отрасли страны, "Нафтогаза" и "Укртрансгаза".

Расхождения на сегодняшний день касаются в основном двух аспектов: будет ли новый оператор ГТС обслуживать только газотранспортную сеть (да и то только коммерчески привлекательную) без подземных хранилищ газа и кто возглавит новое газотранспортное предприятие?

О том, что новый оператор ГТС при участии стратегического инвестора-партнера должен будет заключить концессионное соглашение, пока промолчу. Но если парламент не в состоянии оперативно принять такой закон и внести поправки в действующее законодательство, вообще не о чем будет говорить. Несмотря на обязательства Украины по Третьему энергетическому пакету перед Энергетическим сообществом, МВФ и другими международными финансовыми институтами.

Противоречия как фактор ускорения

Еще весной прошлого года, когда менеджмент "Нафтогаза" однозначно заявил, что новый оператор ГТС не будет "тащить на себе" коммерчески непривлекательные "подземки" (на континентальной части Украины их 12), разве что только самые интересные с точки зрения бизнес-привлекательности, глава "Укртрансгаза" Игорь Прокопив хоть и мягко, но довольно категорично заявил, что прежде чем так кардинально "резать" газотранспортную систему, составляющей которой является ПХГ, следует сначала на пилотном проекте проанализировать, как такая модель будет работать. Например, создав на базе обособленного подразделения (управления) "Укртрансгаза" отдельное предприятие и проанализировав результат. А уже потом браться за всю ГТС.

"Нафтогаз" настаивал на том, что и без пилотного проекта выполненный по его заказу анализ свидетельствует, что в цивилизованной Европе транспортировка газа и его хранение - это два отдельных вида бизнеса. И что включение "подземок" в состав нового оператора ГТС только навредит как газотранспортному бизнесу, так и привлечению инвестиционного партнера к управлению ГТС.

Споры продолжались вплоть до того момента, пока президент "Укртрансгаза" Игорь Прокопив, по его же словам, не обратился к вице-премьеру Кубиву с предложением напрямую подчинить "Укртрансгаз" Министерству экономического развития и торговли. И тут началось…

Глава "Нафтогаза" Андрей Коболев, заручившись поддержкой международных представителей, заявил о невозможности такого переподчинения. Хотя именно он годом ранее добился того, что НАК вывели из орбиты влияния Минрэнергоугольпрома и подчинили МЭРТ. А на тот момент первый заместитель главы МЭРТ Юлия Ковалив возглавила наблюдательный совет ПАО "НАК "Нафтогаз Украины". Возглавляет его Ковалив до сих пор, хотя уже не работает в МЭРТ.

В конце концов, правительство оставило "Укртрансгаз" в орбите НАКа до его отделения и создания нового оператора ГТС. Но право кадровых решений оставило за наблюдательным советом "Нафтогаза" с обязательным утверждением его решений Кабмином.

"Магистральные газопроводы Украины": коса на камень?

9 ноября 2016 г. Кабинет министров Украины наконец решил создать ПАО "Магистральные газопроводы Украины" в рамках разделения НАК "Нафтогаз Украины" по направлениям деятельности. Для начала по решению правительства новообразованному ПАО передали мансарду нежилого дома по ул. Гонты, 3а, в Киеве стоимостью 3,7 млн грн. Пока что эта сумма и составляет уставный фонд новообразованного общества.

11 января 2017-го по представлению МЭРТ правительство назначило в.и.о. председателя ПАО "МГУ" вице-президента "Укртрансгаза" Валерия Ноздрина. Не имея существенных возражений против его назначения, менеджмент НАКа, тем не менее, возмутился, что на эту должность назначена не предложенная "Нафтогазом" кандидатура. В "Нафтогазе" предпочитают публично не называть фамилию "своего" кандидата, но информированные источники в этой компании рассказывают, что МГУ хотел возглавить коммерческий директор НАКа Юрий Витренко. К слову, его кандидатуру предлагали и на должность члена правления "Нафтогаза".

Далее началась работа по отбору объектов единой ГТС, которые следует передать "Магистральным газопроводам Украины". И тут произошло второе неприятное для "Нафтогаза" событие.

Хотя "Укртрансгаз" и оставили в орбите "Нафтогаза", принимая решение о его отделении и создании "Магистральных газопроводов Украины", правительство поручило Минрэнергоугольпрому эту кропотливую и, прямо скажем, неблагодарную работу. А точнее, анализ материально-технических, человеческих и других ресурсов. На основании этого анализа будет сформирован предварительный перечень материально-технических и других ресурсов, необходимых для эффективной работы ПАО "МГУ", и план их передачи указанному обществу, согласно постановлению Кабинета министров Украины от 1 июля 2016 г. №496.

Министр Насалик от лица Минэнергоугольпрома подал на рассмотрение рабочей группы под управлением вице-премьера Кистиона предложения. Главное предложение этого министерства совпадает с мнением нынешнего оператора ГТС - "Укртрансгаза": отдельно газосети без ПХГ не будут мобильными и эффективными, поэтому в состав МГУ следует передать ГТС как единый комплекс с "подземками". За исключением непроизводственного и совсем устаревшего имущества.

Вышеупомянутый анализ материально-технических, человеческих и других ресурсов, необходимых для эффективной работы ПАО "Магистральные газопроводы Украины", осуществляется во исполнение п. 3 и 4 Плана реструктуризации публичного акционерного общества "Национальная акционерная компания "Нафтогаз Украины" с целью отделения деятельности по транспортировке и хранению (закачке, отбору) газа, утвержденного постановлением Кабинета министров Украины №496 (с изменениями, внесенными согласно постановлению Кабмина от 9 ноября 2016 г. №800).

Напомню, что указанный план реструктуризации принят Кабмином во исполнение обязательств Украины в рамках Энергетического сообщества в соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета ЕС и Закона Украины "О рынке природного газа".

Итак, ПАО "Магистральные газопроводы Украины" будет выполнять функции оператора газотранспортной системы Украины, деятельность которого будет отделена от осуществления продаж и добычи природного газа. В настоящее время выполнение таких функций возложено на ПАО "Укртрансгаз".

Целью деятельности нынешнего оператора ГТС является обеспечение бесперебойной транспортировки природного газа по магистральным газопроводам для удовлетворения потребностей в природном газе потребителей Украины и потребителей стран ЕС, эффективной эксплуатации, управления объектами магистрального трубопроводного транспорта и развития газотранспортной системы.

Целью анализа является определение профильных (целевых) активов, материально-технических и других ресурсов, находящихся на балансе ПАО "Укртрансгаз" и необходимых для эффективной работы ПАО "Магистральные газопроводы Украины" как будущего оператора газотранспортной системы Украины.

Содержание эффективности работы ПАО "МГУ" заключается также в возможности осуществлять эксплуатацию, реконструкцию и обслуживание магистральных газопроводов (в т.ч. объектов на них) и хранилищ природного газа, что приводит к необходимости передачи ПАО "Магистральные газопроводы Украины" активов, материально-технических и других ресурсов сервисных филиалов ПАО "Укртрансгаз".

ПАО "Укртрансгаз" представляет собой технологический комплекс, обеспечивающий выполнение двух основных функций: транспортировку природного газа по магистральным газопроводам и подземное хранение природного газа. Кроме того, общество имеет в своем составе специализированные сервисные подразделения, которые фактически полностью обеспечивают его потребности в сервисном техническом обслуживании газоперекачивающего, энергетического и другого оборудования, приборов и систем компрессорных станций, в строительстве и ремонте магистральных газопроводов, строительстве и обустройстве газовых месторождений и скважин.

Минэнергоугольпром и "Укртрансгаз" отмечают, что ПХГ являются неотъемлемой составляющей не только газотранспортного комплекса Украины, но и интегрированными частями территориальных подразделений общества, осуществляющих транспортировку природного газа и обеспечение сервисных функций, и в настоящее время не могут быть технологически и организационно отделены на данном этапе выполнения Плана реструктуризации без проведения комплексного анализа. Такой комплексный анализ должен быть осуществлен до 1 июля 2017 г. согласно п. 13 Плана реструктуризации. Подземные хранилища газа подлежат передаче ПАО "Магистральные газопроводы Украины" до определения в установленном Кабмином порядке наиболее эффективной модели их использования и управления ими.

Оптимизация активов, материально-технических и других ресурсов, в том числе определение, выведение из эксплуатации и ликвидация излишних мощностей, приведение в соответствие штатной численности работников, будет проведена ПАО "Магистральные газопроводы Украины" с учетом конъюнктуры рынка услуг транспортировки, транзита и хранения природного газа, заключенных обществом договоров оказания таких услуг и анализа рынка природного газа сопредельных государств.

На сегодняшний день ПАО "Укртрансгаз" разработало план оптимизации незадействованных и излишних мощностей, в том числе выведения их из эксплуатации, и приступило к его выполнению. ПАО "Магистральные газопроводы Украины" пересмотрит актуальность и целесообразность таких мероприятий и в случае их одобрения продолжит этот процесс.

Учитывая важнейшее стратегическое значение газотранспортной системы Украины в части выполнения ею двух основных функции - транспортировки природного газа для обеспечения потребителей Украины, а также транзита природного газа через территорию Украины в страны Европейского Союза, анализ активов, материально-технических и других ресурсов, необходимых для эффективной работы ПАО "Магистральные газопроводы Украины", должен осуществляться с учетом цели и предмета деятельности общества, определенных уставом, утвержденным постановлением Кабмина №837 от 16 ноября 2016 г.

Для эффективной работы ПАО "Магистральные газопроводы Украины" необходимы активы, материально-технические и другие ресурсы, используемые в деятельности по транспортировке природного газа, каковыми являются сеть магистральных газопроводов и газопроводов-ответвлений ПАО "Укртрансгаз", представляющих собой единый технологический комплекс.

НАК "Нафтогаз Украины" считает целесообразным проводить анализ ресурсов, необходимых для работы ПАО "Магистральные газопроводы Украины", взяв за основу активы ПАО "Укртрансгаз", включенные в регуляторную базу активов.

При этом позиция Минэнергоугольпрома, изложенная в этом анализе, состоит в том, что передаче ПАО "Магистральные газопроводы Украины" подлежат все магистральные газопроводы и газопроводы-ответвления, компрессорные станции и парк ГПА и газораспределительные станции, поскольку все магистральные газопроводы и объекты на них должны быть сосредоточены исключительно у единого оператора газотранспортной системы Украины. При этом следует отметить, что активы ПАО "Укртрансгаз", включенные в регуляторную базу активов, обязательно войдут в предварительный перечень.

Дальнейшая оптимизация, в том числе определение, выведение из эксплуатации и ликвидация избыточных мощностей, будет проведена ПАО "Магистральные газопроводы Украины" за счет тарифной выручки от лицензируемого вида деятельности по транспортировке природного газа.

Газотранспортная система Украины была спроектирована и построена как единый комплекс магистральных газопроводов и подземных хранилищ газа для эффективного, надежного и бесперебойного обеспечения природным газом потребителей Украины и транзита газа в страны Европы.

Следует отметить, что Третий энергетический пакет ЕС не содержит требований об отделении транспортировки природного газа от его хранения и не содержит запрета на осуществление обоих видов деятельности одним юридическим лицом.

По мнению НАК "Нафтогаз Украины", условием передачи подземных хранилищ газа, а также активов сервисных филиалов ПАО "Укртрансгаз" в ПАО "Магистральные газопроводы Украины" должен быть анализ целесообразности их включения в регуляторную базу активов, который должен быть проведен при участии регулятора НКРЭКУ и с предварительным консультациями с секретариатом Энергетического сообщества.

Позиция Минэнергоугольпрома заключается в том, что для обеспечения бесперебойной, безопасной и эффективной работы газотранспортной системы как сложного комплекса и с целью обеспечения бесперебойной транспортировки природного газа, в том числе осуществления балансировки газотранспортной системы, ПАО "Магистральные газопроводы Украины" как независимый оператор требует передачи ему подземных хранилищ газа, что обусловливает их необходимость для следующего:

- оперативности управления технологическими режимами работы газотранспортной системы;

- компенсации колебаний отборов газа странами-импортерами;

- уравновешивания объемов поступления и распределения природного газа в/из газотранспортной системы;

- сглаживания сезонных и пиковых колебаний потребления природного газа.

На сегодняшний день ПАО "Укртрансгаз" эксплуатирует 11 ПХГ, два из которых созданы на базе водоносных структур, а остальные - на базе истощенных газовых месторождений. Общая активная емкость подземных газовых хранилищ составляет 31 млрд кубометров.

Поскольку ПХГ являются неотъемлемой составляющей газотранспортного комплекса Украины и на этом этапе не могут быть технологически и организационно отделены без проведения комплексного анализа согласно п. 13 Плана реструктуризации, эти хранилища подлежат передаче ПАО "Магистральные газопроводы Украины" до определения в установленном КМУ порядке эффективной модели их использования и управления ими.

После разработки и согласования с секретариатом Энергетического сообщества плана действий по эффективному использованию подземных хранилищ природного газа и управлению ими и принятия КМУ в соответствии с п. 14 Плана реструктуризации, ПАО "Магистральные газопроводы Украины" обеспечит выполнение плана действий.

Передача ПАО "Магистральные газопроводы Украины" активов, материально-технических и других ресурсов, используемых для транспортировки и хранения природного газа, без предоставления обществу активов, материально-технических и других ресурсов для эксплуатации, реконструкции и обслуживания магистральных газопроводов (в т.ч. объектов на них) и хранилищ природного газа ставит под угрозу эффективность работы такого новосозданного оператора газотранспортной системы.

Человеческие ресурсы - самый специфический и важный из всех видов экономических ресурсов. Как фактор экономического развития, человеческие ресурсы - это работники, имеющие определенные профессиональные навыки и знания и способные применять их в производственном процессе.

НАК "Нафтогаз Украины" считает, что численность работников, задействованных в транспортировке природного газа по украинской ГТС, значительно завышена по сравнению с аналогами в странах ЕС. Соответственно, должен быть проведен комплексный анализ целевой штатной численности с учетом необходимости обеспечивать выполнение функций и процессов, предусмотренных целевой операционной моделью оператора ГТС.

В свою очередь, Минэнергоугольпром четко убежден в том, что для эффективной работы ПАО "Магистральные газопроводы Украины" ему должны быть переданы все человеческие ресурсы ПАО "Укртрансгаз", вовлеченные в профильные виды деятельности и обслуживание соответствующих активов и материально-технических ресурсов. А оптимизация и приведение в соответствие штатной численности работников будут проведены после внедрения Плана действий по корпоративному управлению оператора газотранспортной системы с учетом опыта операторов газотранспортных систем государств - членов ЕС.

По состоянию на 1 января 2010 г. штатная численность работников ПАО "Укртрансгаз" составила 28144 штатные единицы. Внедряя меры оптимизации бизнес-процессов, автоматизации производства, повышения эффективности труда, по состоянию на 1 января 2017 г. штатную численность работников "Укртрансгаза" удалось сократить до 19956 шт. ед. В течение 2017 г. планируется выполнить мероприятия по уменьшению штатной численности работников общества на 450 шт. ед.

Ознакомившись с анализом Минэнергоугольпрома, НАК выполнила свой анализ и разослала его членам рабочей группы по вопросам ускорения реформы корпоративного управления "Нафтогаза". Как указано выше, НАК не в восторге от предложений министерства. И главное, против передачи в МГУ газохранилищ.

Об активах оператора ГТС и плане их передачи

"Нафтогаз Украины" выражает обеспокоенность разработанными Минэнергоугольпромом предложениями по формированию базы активов, человеческих и других ресурсов, необходимых для эффективной работы ПАО "Магистральные газопроводы Украины". "Нафтогаз" считает, что предложения Минэнерго, поданные на рассмотрение рабочей группы, ставят под угрозу достижение стратегических целей реформы рынка природного газа в Украине, в частности сохранения транзитной роли украинской газотранспортной системы путем создания эффективного, полноценно функционирующего и инвестиционно привлекательного оператора ГТС. И что эти предложения основаны на ошибочных фактах и предположениях о роли подземных хранилищ газа в функционировании ГТС и рынка природного газа в целом. НАК подробно приводит свою аргументацию, с которой читатели ZN.UA уже знакомы.

Однако, очевидно, следует говорить не об "ошибочности" мнения оппонентов "Нафтогаза", а прислушиваться к аргументам. В том числе и о роли "подземок" в обеспечении поставок газа как гражданам Украины, так и европейцам. Вряд ли отечественные газотранспортники не знакомы с опытом европейцев, с которыми давно сотрудничают.

О роли ПХГ мы поинтересовались экспертным мнением европейцев. И, в частности, выяснили, что спрос на подземное хранение газа растет (рис. 1). И даже такие развитые страны ЕС с диверсифицированным газовым бизнесом, как Германия, Австрия, Польша и Словакия, довольно активно используют ПХГ (рис. 2). Это несмотря на то, что "Газпром" также арендует "подземки" в странах ЕС и оперативно предлагает свой газ.

***

Обычно говорят, что в споре рождается истина. Но только в том случае, если стороны прислушиваются к аргументам и пытаются найти взвешенное решение, а не навязать исключительно собственное.

Хочется надеяться, что в дискуссии о будущем оператора ГТС решение будет взвешенным и не только коммерческим, а учитывающим национальные интересы в энергобезопасности государства. Ведь сегодня закладывается фундамент для будущего отечественной ГТС и нового оператора. Если до него дойдет дело цивилизованным образом. "Нафтогаз" часто ссылается на обязательства перед Энергетическим сообществом. Секретариат этой организации, ознакомившись с анализом ГТС, проведенным Минэнергоугольпромом, согласился с основными аргументами, в частности о сохранении на первом этапе становления МГУ единой ГТС Украины, включая подземные хранилища газа. Как и глава секретариата Энергетического сообщества г-н Копач, присутствовавший при обсуждении аргументов НАКа и Минэнергоугольпрома.

К слову, в прошлом году Всемирный банк и Европейский Союз в рамках изучения различных моделей реструктуризации НАКа и, в частности, отделения транспортировки и хранения газа от других функций "Нафтогаза" выполнили собственную оценку украинской единой ГТС и эффективности ее работы. К тому времени уже было известно о намерении создать нового оператора ГТС. Так вот, эксперты, проводившие не менее обстоятельный анализ нашей ГТС, пришли к выводу, который практически совпадает с выводами и предложениями, недавно предоставленными Минэнергоугольпромом. И эти эксперты не требовали непременного разделения ГТС на газопроводную инфраструктуру и газохранилища. Вряд ли в "Нафтогазе" об этом не знают.