UA / RU
Поддержать ZN.ua

БЕЗграничность тарифов в круговороте субсидий

Временные механизмы трансмиссий для отдельно взятого рынка природного газа для домохозяйств.

Автор: Виктор Лир

Накануне нового календарно-политического 2019 года и рождественских праздников украинцев ждут "письма счастья" с новыми сумами в платежках за жилищно-коммунальные услуги.

Это, безусловно, станет поводом для тяжелых и извечных размышлений: "кто виноват?" и "что делать?". Бум фасадного утепления за свой счет постепенно завершается, поскольку недобросовестные соседи продолжают "подогреваться" государственными субсидиями. Программа "теплых кредитов" забюрократизирована (на всех желающих средств просто не хватает) со стороны государства и саботируется уполномоченными банками. Об иностранных кредитах на энергоэффективные меры слышали, но не ощутили. Муниципальных программ энергоэффективности почти нет, хотя децентрализованных ресурсов в большинстве местных громад более чем достаточно.

До недавних пор платежеспособный избиратель в условиях отсутствия экономического суверенитета (как потребителя) на замену поставщика уже на горячую голову и наверняка уже с холодным сердцем будет искать тех, кто способен разорвать этот замкнутый круг… Не "послідовників" ли?

Формула рынка - прежде всего

Напомню, что в рамках курса на евроинтеграцию Украины в сфере энергетики был принят Закон "О рынке природного газа" (от 9 апреля 2015 г. №329-VIII). Во исполнение этого закона правительством был установлен временный механизм формирования цены на газ постановлением от 27 апреля 2016 г. №315 "Об утверждении Положения о наложении специальных обязанностей на субъектов рынка природного газа для обеспечения общественных интересов в процессе функционирования рынка природного газа (отношения в переходный период)". Фактически правительство до перехода на рыночное ценообразование ввело расчетную формулу определения цены газа для населения и теплокоммунальной энергетики; по импортному паритету цены начали действовать только в секторе промышленного газопотребления.

Но подчеркиваю, что главный месседж со стороны ЕС заключался во внедрении не паритета цены, а действительно конкурентного рынка природного газа в Украине, уже на котором должна была бы формироваться цена газа.

Вследствие внедрения формульного ценообразования тарифы на природный газ для конечных потребителей сразу выросли более чем вдвое. В конце концов, в течение 2013–2018 гг. цены газа для населения увеличились в 6,5 раза (в гривневом эквиваленте). В долларовом исчислении рост был почти двукратным - со 163 до 307 долл. США за тысячу кубометров.

Для сравнения: цена газа для населения в Польше составляет около 12 000 грн/тыс. кубометров, что вдвое больше, чем в Украине. Это при том, что средняя заработная плата в Польше превышает аналогичный показатель Украины в четыре раза. Параболическая зависимость цен на газ и доходов населения в европейских странах приведена на рисунке.

С 1 ноября 2018 г. правительство повысило цену природного газа для населения еще на 23,5% - до 8 590 грн/тыс. кубометров. Для справки укажу, что, по данным ПАО "Укргаздобыча" в финансовом отчете за 2017 г., себестоимость газа собственной добычи составляла 2 926 грн/тыс. кубометров, в которой только на налоги приходилось 65%.

А МВФ против… Не рынка - субсидий!

Сотрудничество правительства Украины с Международным валютным фондом (МВФ) связано с вопросом приведения цен (тарифов) на энергоресурсы к экономически обоснованному уровню, который устанавливается рыночными отношениями. Такая позиция МВФ обусловлена глобальной политикой международных финансовых учреждений по уменьшению энергетических субсидий во всех странах, особенно в находящихся на стадии развития. Кажется странным с позиций такого содействия развитию, но это факт. В частности, предоставление кредитных траншей Украине поставлено в зависимость от выполнения требований по приведению внутренних цен на природный газ до уровня полного возмещения его стоимости к ценам импортного паритета. Обратим внимание: ни единого слова о рыночных отношениях и рыночном ценообразовании на этом этапе. Реалисты. То есть теоретически МВФ устраивает банальная формула "Затраты+". И без уточнения, о каком газе идет речь - отечественном или импортированном? Вместо этого согласно обнародованному на сайте Минфина Меморандуму об экономической и финансовой политике правительство согласилось на корректировку цены газа внутренней добычи с тем, чтобы она была паритетной к цене импортированного газа. Это наше вам все…

При этом, конечно, всплывает тема субсидий. Но МВФ закрывает на это глаза! Хотя и очень недоволен. Диапазон энергетических субсидий в Украине оценивается международными экспертами от 8 до 13 млрд долл., общий уровень которых, по данным МВФ, составляет 7,5% ВВП. Объемы энергетических субсидий рассчитываются как сумма расходов бюджета на льготное налогообложение и бюджетных расходов по программной классификации. Как показывают расчеты по методике МЭА, выполненные в 2014 г., совокупные объемы потребительских субсидий на газ превысили на тот период 98,3 млрд грн. Если же к ним прибавить 34,3 млрд грн перекрестных субсидий в электроэнергетике, получим 132,6 млрд (Чепелев Максим. Энергетические субсидии: Que Vadis?//Терминал/НТЦ "Психея". - 19 мая 2014 г. - №20 (710). - С. 6–11).

Налоговые льготы и государственные целевые программы в энергетике можно отнести к опосредствованным формам субсидирования. В последние годы правительство прибегло к прямым субсидиям населению на энергопотребление. Это при том, что постепенная ликвидация энергетических субсидий у нашей страны не вызывает сомнений, ведь по объему энергетических субсидий Украина входит в 25 стран мира с их наибольшим уровнем. Около трети всего объема энергетических субсидий приходится на электроэнергию.

По данным Госстата, в 2017 г. общая сумма расходов на субсидии составила 71 млрд грн (около 2,5 млрд долл.), из которых 4 млрд поступило непосредственно домохозяйствам и 67 млрд - предприятиям-поставщикам. В 2017-м за HYPERLINK "https://biz.nv.ua/ukr/economics/rozmir-subsidiji-na-oplatu-komunalnih-poslug-za-rik-zmenshivsja-majzhe-v-2-razi-2240829.html"субсидиями для оплаты ЖКУ обратились 8,8 млн домохозяйств. В проекте бюджета на 2019-й на субсидии предусмотрено почти 56 млрд грн. По нашим подсчетам, разница в стоимости реализованного природного газа собственной добычи по чистой (без расходов) себестоимости и импортному паритету в 2017 г. составила около 120 млрд грн, то есть более чем в два раза больше предусмотренных объемов государственных субсидий на 2018 г. Это те самые деньги, которые на протяжении 2017-го уплатили платежеспособные домохозяйства и реальный сектор экономики за потребленный так называемый отечественный микс природного газа и из которых должна была бы наполняться корзина государственных субсидий.

Ярким примером разбалансирования системы теплообеспечения в новых условиях стали события с задержкой подачи тепла в отопительный сезон 2018–2019 гг. в Смиле, Кривом Роге и других городах. Сложный многоугольник трансфертов и взаимных долгов в существующем правовом поле позволяет любой стороне конфликта обвинять другую в причинах возникшей ситуации.

Рядовой житель, который добросовестно платит за теплоснабжение, имея договор на предоставление соответствующих услуг с теплоснабжающей компанией, обычно будет апеллировать не к этой компании, а к местным и центральным органам власти, надеясь на делегированные им же самим этим органам полномочия. Но проблема состоит в том, что отдельный потребитель, ОСМД (ЖСК), в конце концов, их объединения не выступают юридическими субъектами как стороны в судебных процессах для защиты своих прав. Судебные процессы требуют значительного времени, а теплоснабжение необходимо немедленно.

В то же время начисленные за период исков на взыскание долгов штрафы и пени со стороны НАК "Нафтогаз Украины" медленно и неуклонно накладываются на их поставщиков, а те в свою очередь перекладывают их на своих потребителей. "Вы нам должны еще больше, чем были…". Международный опыт юрисдикции НАК "Нафтогаз Украины" против российского "Газпрома" в полной мере переносится в отечественное правовое поле против украинских потребителей. Рынок есть рынок…

Непоколебимая эластичность украинских потребителей

Эмпирически доказано, что зависимость между спросом на энергию (платежной дисциплиной) населения и долей затрат населения на энергию в совокупных затратах домохозяйств имеет форму ниспадающего крыла. К этому же классу функций относятся функции сбора налогов по их ставке. Другими словами, поставщик энергии, перейдя определенный ценовой порог, не получает больше дополнительного дохода от повышения цены.

В 2000–2009 гг. доля затрат домохозяйств на ЖКУ в совокупных затратах колебалась в диапазоне 5–7%. В 2017-м на содержание жилья, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива обычное домохозяйство Украины тратило уже 17% своего бюджета (см. табл.). То есть ситуация достигла критического предела, за которым любые жесткие санкции к должникам действовать не будут, что в свою очередь может привести к тотальному кризису неплатежей.

За декабрь 2017 г. населению за потребленные жилищно-коммунальные услуги (без электроэнергии) к уплате начислено 10,9 млрд грн, из которых уплачено 8,9 млрд, или 82,3% от объема начислений. Но в среднем за год наблюдается почти стопроцентная платежная дисциплина населения. То есть долги за отопление зимой население постепенно покрывает в летние месяцы.

Не в последнюю очередь на формирование текущей задолженности населения за ЖКУ влияет уровень задолженности по выплате заработной платы. Например, по статистическим данным, на конец 2017 г. общая сумма такой задолженности составляла 2,6 млрд грн, то есть 25% от суммы ежемесячных начислений на тот период (без электроэнергии). По данным Госстата, по состоянию на конец августа 2018-го задолженность населения за оплату ЖКУ составила 38,4 млрд грн, в том числе за природный газ - 16,7 млрд, централизованное отопление и горячую воду - 10,4 млрд, содержание домов - 4 млрд, электроэнергию - 3,9 млрд, централизованное снабжение холодной воды и водоотвод - 2,9 млрд, вывоз отходов - 0,5 млрд грн. Начисления за ЖКУ на одного владельца лицевого счета в августе 2018 г. в среднем составляли 588,6 грн.

Несмотря ни на что, потребляем и будем потреблять

Итак, несмотря на введение субсидий, в Украине наблюдается тенденция уменьшения уровня оплаты за потребленные жилищно-коммунальные услуги, в том числе за энергопотребление. То, что благодаря субсидиям статистически население показывает почти стопроцентный уровень оплаты по существующей суммарной задолженности перед энергопоставщиками, фактически означает перенесение номинального долга с домохозяйств на государственный бюджет страны. Эмпирические наблюдения показывают, что в случае превышения совокупной доли затрат на ЖКУ уровня в 20% от совокупных доходов домохозяйств уровень оплаты начинает стремительно падать, что в итоге приводит к кризису неплатежей по всей цепи системы энергообеспечения.

Существует мнение, что монетизация жилищных субсидий активизирует население к принятию мер по энергосбережению. Правительством принято решение о монетизации субсидий только тем домохозяйствам, которые в предыдущие периоды достигли экономии энергопотребления. Обратим внимание, что, по данным Госстата, жилищный фонд в Украине составляет около 1 млрд кв. м, почти половина из которого - устаревшее жилье. По экспертным оценкам, на тепломодернизацию 1 кв. м необходимо около 200 долл. То есть общий объем рынка тепломодернизации составляет 100 млрд долл. Следовательно, если даже все субсидии в объеме 2,5 млрд долл. направить на программу тепломодернизации, ее можно реализовать только в течение 40 (!) лет.

Таким образом, без устранения ценовых диспропорций и искаженной системы платежей невозможно обеспечить эффективное функционирование любого рынка, включая и рынок природного газа. А значит, и создать по-настоящему действенные ценовые сигналы и механизмы реализации политики энергоэффективности не только в секторе жилищно-коммунального хозяйства, но и в экономике в целом.