UA / RU
Поддержать ZN.ua

АЭС — мощнейший драйвер экономики

Украина должна сохранить и развивать свой ядерный энергетический потенциал, даже вопреки тренду на политику отказа от ядерной энергетики.

Автор: Виталий Демьянюк

Ядерная энергетика сегодня не просто часть энергетической отрасли. Это отображение определенного уровня развития экономики, технологии, образования и даже общественных отношений. Это индикатор, подтверждающий технологическую культуру и состоятельность страны и демонстрирующий принадлежность к еще достаточно узкому кругу стран, уровень развития которых позволяет безопасно и эффективно использовать передовые достижения инженерной мысли.

Пусть нас не вводит в заблуждение тот факт, что некоторые экономически развитые страны декларируют или реализуют политику отказа от ядерной энергетики. Они не являются энергетически изолированными, и их энергетический рынок - составная и полностью интегрированная часть большего рынка, на котором ядерная генерация присутствует. Среди таких стран Германия, демонстрирующая отход от ядерной энергетики, но входящая в общеевропейский энергетический рынок вместе с Францией, в которой ядерная энергетика занимает доминирующее положение.

Отдельным показательным примером является штат Калифорния, который десятилетие назад принял решение о выводе из эксплуатации находящихся на его территории атомных энергоблоков, но уже в этом решил продлить срок их эксплуатации. И это на фоне общего подъема и развития атомной энергетики и реакторных технологий в Соединенных Штатах.

Не вызывает никаких сомнений, что Украина должна сохранить и развивать свой потенциал в ядерной энергетике и смежных отраслях. Для сохранения и развития украинской ядерной энергетики необходимо выполнить ряд условий и реализовать комплекс мер.

Безопасность. Безопасность эксплуатации атомных энергоблоков имеет много составляющих. Одна из ключевых - профессиональное и независимое регулирование. Законодательно закрепленная независимая позиция ядерного регулятора, ее усиление, расширение базы материальной и технической поддержки регулятора позволят ставить вопросы безопасности во главу угла и избегать ситуаций, при которых тактические экономические или политические соображения могут превалировать над безопасностью. Независимость ядерного регулятора позволит также избегать конфликта интересов. Очень важно на государственном уровне противостоять искушению управлять и регулировать отрасль в "ручном" режиме. Ядерная энергетика требует системного подхода в управлении и независимого регулирования.

Реформирование НАЭК "Энергоатом"

Сегодня организационно-правовая форма компании и система ее управления уже не отвечают современным требованиям к подобным объектам. Перегруженность центрального аппарата, дублирование функций между центральным аппаратом и обособленными производственными и сервисными подразделениями, недостаточный уровень делегирования полномочий резко снижают уровень мобильности и гибкости компании.

Кроме того, организационно-правовая форма государственного предприятия значительно уменьшает возможности по работе на финансовых рынках, по привлечению кредитных ресурсов как для операционной деятельности, так и для капитального строительства. А значит, корпоратизация компании продиктована также необходимостью построения более эффективной системы управления с четким распределением полномочий между различными уровнями системы корпоративного управления.

Отдельным направлением должна стать работа по преодолению внутренней неэффективности. Справедливости ради стоит отметить, что такая работа постоянно проводится в любой компании. В случае НАЭК "Энергоатом" это предусматривает увеличение коэффициента использования установленной мощности энергоблоков, сокращение количества внеплановых и аварийных простоев, работу по сокращению внутренних издержек, формирование прозрачной и эффективной системы закупок материально-технических ресурсов и услуг.

Компания должна быть организационно готова к активной работе не только на внутреннем, но и на внешних рынках электроэнергии. В связи с этим "Энергоатом" должен развить еще достаточно слабо сформированную компетенцию в трейдинге электроэнергии.

Необходимо отметить, что в связи с грядущей интеграцией украинского рынка электроэнергии в общеевропейский важно формировать собственную компетенцию трейдинга на европейском рынке. При выходе на внешние рынки электрической энергии атомная генерация должна быть уравнена в правах с другими видами генерации, в том числе с находящимися в частной собственности.

Образование и кадры

Запрос на подготовку кадров, как и политика по сохранению существующего кадрового потенциала, включая его резервную компоненту, напрямую связаны со следующими факторами: с текущей финансово-экономической ситуацией на предприятиях отрасли и перспективами развития отрасли в части строительства и ввода в эксплуатацию новых мощностей.

В вопросе подготовки кадров, возможно, имеет смысл сконцентрировать учебно-методологическую базу. Это позволит повысить качество образования и создать здоровую конкуренцию за учебные места вместо "размазывания тонким слоем" имеющегося ресурса. Необходимо избегать сложившейся сейчас ситуации, когда наполненность студентами групп по соответствующей специальности составляет всего около 30%. В этом случае мы получаем крайне низкую мотивацию у обучающихся, которых профессорско-преподавательский состав "тянет до диплома" с целью самосохранения.

Имея за плечами мощную отрасль, наши высшие учебные заведения, помимо реализации внутренних задач, могли бы системно расширить экспортный потенциал отечественной системы высшего образования в области ядерной энергетики. Мы можем и должны продавать знания и опыт как продукт работы отрасли и всей страны, а не пассивно наблюдать за тем, как эти знания и опыт утекают из страны с выездом специалистов.

Развитие, новые технологии и горизонты

Эксплуатируя существующие энергоблоки, Украине крайне важно следить и принимать непосредственное участие в развитии новых технологий, а также внедрять их. Здесь необходимо кратко остановиться на нескольких направлениях. Первое - это современные технологии, которые позволяют увеличивать эффективность уже действующих энергоблоков, повышать их безопасность и продлевать срок эксплуатации.

Второе направление касается новых реакторных технологий. Энергетическая стратегия страны указывает на необходимость определения следующего поколения ядерных реакторов, которые мы планируем эксплуатировать. По моему глубокому убеждению, сегодня у Украины есть уникальная возможность в сотрудничестве с технологическими компаниями из США получить лидерские преимущества в развитии технологии малых модульных реакторов. Это новое поколение реакторных установок установленной мощностью до 300 МВт, обладающее существенно более высокими показателями эффективности и безопасности. Помимо использования новых технологий для собственных нужд, мы можем стать региональным инженерно-технологическим хабом с экспортным технологическим потенциалом и существенной локализацией производства.

Топливная диверсификация и расширение собственной базы - третье направление, о которых идет речь. Украине необходимо сохранить курс на топливную диверсификацию и сокращение рисков использования топлива, поставляемого Российской Федерацией. Вместе с тем существующая в Украине минерально-сырьевая и технологическая база позволяет говорить о возможности и необходимости наращивания объемов собственной добычи урана. Мы также должны последовательно двигаться в направлении создания собственного производства ядерного топлива, учитывая ограничения, налагаемые на нас нашими международными обязательствами.

Качественное развитие атомной промышленности невозможно без такого же развития системы обращения с радиоактивными отходами и отработанным ядерным топливом. В настоящее время реализуется ряд проектов, таких как строительство централизованного хранилища отработанного ядерного топлива, которые позволят Украине уйти от зависимости и существенных финансовых потерь, связанных с хранением ОЯТ в России. Но система обращения с радиоактивными отходами нуждается в существенном инфраструктурном развитии, формировании качественного кадрового потенциала, улучшении системы управления объектами. Это требует запуска механизмов финансирования, которые длительное время не работали.

Все вышеперечисленное возможно при реализации одного условия. В отношении атомной энергетики должен быть применен очень осторожный и сбалансированный подход, когда речь идет о выполнении ею социальных функций по поставке электроэнергии. Ядерная энергетика не может быть единственным и основным носителем нагрузки. Тарифная политика должна быть экономически обоснованной и позволять генерирующим предприятиям сохранять необходимый уровень безопасности и развиваться. Необходимо вывести этот вид генерации из дискриминированного (по сравнению с другими типами генерации) положения как в части финансово-экономических показателей, так и в части загрузки существующих мощностей.

Реализация указанного комплекса мер позволит Украине сохранить и усилить мощнейший драйвер экономики, который сможет не только благоприятно повлиять на финансово-экономическое и технологическое развитие страны, но и стимулировать развитие целого ряда смежных отраслей.