UA / RU
Поддержать ZN.ua

Враг бьет по газохранилищам, но они почти пусты не из-за этого

Автор: Игорь Маскалевич

Президент Зеленский попросил соседей прикрыть своими зенитными ракетами западноукраинские подземные газохранилища (ПХГ).

Заявление хорошо тем, что впервые на Печерске признали само наличие проблемы.

Россия, начав в марте 2024 года кампанию ударов по энергоинфраструктуре, бьет как по электростанциям, так и по газохранилищам. Всю весну по ним прилетали не только «шахеды», но и «кинжалы».

Пожелание Верховного главнокомандующего прикрыть хотя бы приграничные объекты звучит логично. Вот насчет реалистичности таких ожиданий... все сложно.

Обращался он по факту к полякам, которые снова вежливо отказались выделить Украине ЗРК «Пэтриот». Какая неожиданность!

Президент аргументировал: «Абсолютно справедливо, если Польша будет нам помогать — сбивать ракеты, которые идут именно в направлении Польши... Мы говорим именно об этом направлении — направлении газохранилищ Украины, куда часто «прилетает»... Очень важно, что газом, который в нашем газохранилище, пользуются именно эти страны. Если мы не защитим наши газохранилища, то эти страны в отопительный сезон останутся без газа, ближайшие наши соседи».

Все правильно, но, к сожалению, этой зимой такого не будет. Газа западных трейдеров в наших хранилищах сейчас практически нет. Он был довоенной зимой 2021/22 года, когда они закачали туда около десятка миллиардов кубометров. Был он и прошедшей зимой, когда на пике его запасы превышали 3 млрд кубометров. Но его постепенно вывезли или продали (многое — в Украине же).

Читайте также: Отключение от газоснабжения: в каких случаях может происходить

Сейчас в хранилищах осталось всего около 0,6 млрд кубометров нерезидентского газа (в значительной части принадлежащего Молдове), и перспектив прироста пока не видно. А ЗРК у Кишинева... ну, вы понимаете.

В конце прошлого года озвучивались разные сценарии, призванные убедить трейдеров, что они смогут получить свой газ. В общем, так и получилось. По отчетам Оператора газотранспортной системы Украины, за время отопительного сезона наверх было поднято 8,5 млрд кубометров, из них 1,8 млрд — это газ таможенного склада, то есть газ нерезидентов, который мы просто храним.

В начале весны озвучивались намерения накопить 4–5 млрд кубометров газа от нерезидентов «в режиме таможенного склада». Это на треть больше прошлогоднего. Но это было до ударов. Собственно, одна из основных целей ракетных атак орков — как раз сорвать такие поставки. И, к сожалению, небезуспешно.

Сейчас состояние поврежденных компрессорных цехов, благодаря напряженной работе ремонтников, обеспечивает закачку. Но удары будут еще, так что нужны и ПВО, и те же запоздавшие уже минимум на год F-16 (да и вообще самолеты) для перехвата. И, конечно, сам газ.

На сегодняшний день ставится задача довести уровень запасов до 13 млрд кубометров (в прошлом году за счет нерезидентского газа удалось достичь планки в 16,6 млрд).

Из зимы мы вышли с уровнем около 7,5 млрд кубометров. По данным ЕС, за 3,5 месяца прирост запасов в ПХГ составил 2,4 млрд кубометров. Общие запасы заметно (примерно на 10%) меньше среднегодовых. А вот потребление может оказаться и выше.

Читайте также: "Нафтогаз" ищет альтернативы транзиту российского газа

Все настойчивее звучат разговоры о том, что потребуется импортировать минимум 1,0–1,5 млрд кубометров. По нынешним ценам на бирже это обойдется в 550–600 млн долл. (21–24 млрд грн). С транспортировкой в Украину накинем еще сотню. Финансовый баланс «Нафтогаза» от этого лучше точно не станет, так что с решением тянут, как могут. Особенно на фоне ожиданий, правда, уже приевшихся, что глава НАКа Алексей Чернышов вот-вот уйдет на повышение.

Да и вообще, закупать вовремя — это не наш метод.

Кстати, на фоне ожидающегося дефицита особенно «занимательно» выглядит история с блокадой государством собственной добычи харьковской компании «Укрнефтебурение». Из-за действий госструктур всех уровней Украина не получила за полгода минимум 200 млн кубометров нелишнего газа. И еще недополучит. А добывала бы его государственная «Укрнафта». Это больше, чем пока потеряла отрасль от обстрелов рашистов. Москва явно задолжала нашим чиновникам орденок-другой за сэкономленные ею ракеты!

Впрочем, россияне надеются не только на них, и обстрелы газовой инфраструктуры учащаются. С учетом того, что около 80% украинского газа добывается в приграничных Харьковской и Полтавской областях, необходимы срочные меры по усилению их устойчивости к ударам. Много ПВО им не выделят, но хотя бы побольше легких укрытий и средств пожаротушения.

Я совершенно не призываю создавать какой-то новый суперштаб с крайне невнятной (деликатно говоря) эффективностью. Их и так хватает. Но добавить скорости в процессах реализации хотелось бы.

Недавно наши газотранспортники заказали и честно разместили в Prozorro разработку плана защитных мер. Причем сроки исполнения — аккурат к Новому году.

Читайте также: Азербайджан может экспортировать газ через Украину по истечении соглашения с Россией

Еще раз — это не срок завершения работ по защитным мерам, а срок составления мегаплана по началу их проведения.

Остается надеяться, что это деза для россиян, а на местах все-таки не ждут эту макулатуру.

Вообще основной сценарий на эту зиму — работа системы в условиях огневого воздействия противника и отсутствия транзита. Да, это плохая новость для инвесторов, но исходить нужно из нее. Будет лучше — прекрасно.

Просчитать — только не до конца года, а за неделю (лучше — еще вчера), как будут работать ПХГ в разных вариантах повреждений, что можно рассредоточить (запасы ракет у орков тоже не безразмерны, а «шахеды» неплохо сбивают).

Нужно понимать и режимы ГТС у соседей. Именно оттуда может поступить — а может и не поступить — ресурс газа. Так, львиная доля газа нерезидентов поступала из Словакии и Венгрии. Юридически это газ из ЕС. Физически как минимум большая его часть — тот же российский. При прекращении транзита в ЕС возникнут проблемы с наличием ресурса.

Необходимы закупки и резервного топлива — где-то это солярка, где-то и мазут. А где-то и буржуйка на дровах/угле за счет НАКа. Это война.

А еще совет — нужно немножко меньше публичных розовых мечтаний и видений (в стиле презентаций Лугано-22/Лондон-23 и проч.), а больше реальности.

Объяснить любое мнение вражеским ИПСО, конечно, проще, тем более что противник реально ведет (и будет наращивать) систематическую кампанию дезинформации. И попытка работать в лучших традициях Советского информбюро с замалчиванием всего и вся в XXI веке изначально провальна. За нас о наших промахах допишет противник, всунув туда еще и свою дезу.

Доверие к адекватности информации сверху — это тоже оружие. Такое же, как и эффективные реальные меры, а не доклады об их успешной подготовке.

До зимы осталось четыре месяца. Времени на контрмеры все меньше. А вот презентации... Их и позже можно будет написать.