Забастовки польских перевозчиков ощутимо пошатнули украинский рынок и цены, заставив трейдеров вспомнить горячую пору 2022 года, когда страна потеряла 100% источников поставок горючего.
Польские перевозчики заблокировали три наибольших контрольно-пропускных пункта: «Дорогуск—Ягодин», «Корчевая—Краковец» и «Хребенне—Рава-Русская». Основное требование — отмена транспортного «безвиза», полученного Украиной от Евросоюза в 2022 году. Забастовщики считают, что украинские перевозчики составляют им недобросовестную конкуренцию, перебирая на себя часть грузового потока. Проведение забастовки согласовало польское правительство.
Проблемы возникли не только с выездом в Польшу, но и на въезде в Украину.
«Если через Раву-Русскую газовозу удалось проехать, то на Ягодине все стоит», — комментировал ситуацию один из трейдеров.
На прошлой неделе Министерство развития громад, территорий и инфраструктуры Украины сообщало, что на границе с обеих сторон находятся более 20 тыс. транспортных средств. Украинские пограничники заявили, что в Краковце и Раве-Русской их польские коллеги пропускали максимум два автомобиля в час.
Надо заметить, что напряжение на границах начало расти еще в октябре, когда резко увеличились объемы агроэкспорта. Система «єЧерга» фиксировала очередь на всех направлениях в 9–14 дней, в то время как еще летом было 3–4 дня.
Слабое звено
Осложнения на польской границе больнее всего ударили по сжиженному газу. Причина — более 30% импорта, или 20% всего рынка этого горючего, попадает в Украину именно через польский участок границы.
Некоторый разбаланс начал наблюдаться еще в октябре, когда вступили в силу изменения к Таможенному кодексу. В частности, был усилен документарный контроль над происхождением ресурса. Ранее сообщалось, что из стран Балтии и из Польши в Украину следовали миксы, основу которых составлял российский LPG. С 17 октября импортер должен предоставлять таможне пакет документов на всю цепочку поставки ресурса, начиная с производителя. Несмотря на заранее объявленные изменения, не все топливные компании оказались готовыми к новым правилам, что привело к увеличению времени растаможивания ресурса, а в некоторых случаях даже к отказу в растаможивании. Сейчас рынок уже вошел в новую колею, хотя и отмечает замедленность оформления горючего из-за недостаточного количества персонала таможни.
Итак, начиная с октября импорт газа из Польши и стран Балтии начал сокращаться (см. рис. 1). В среднем на протяжении девяти месяцев 2023 года с этих направлений было поставлено 52,7 тыс. тонн LPG в месяц, а в октябре уже 35,3 тыс. тонн.
Забастовки дополнительно высушили это направление: с 6 по 12 ноября импорт газа по этому направлению уменьшился на 55%, до 4,7 тыс. тонн, по сравнению с неделей ранее.
Провал импорта привел к дефициту и ажиотажному спросу на газ внутреннего производства. С начала ноября средняя стоимость LPG на аукционе «Украинской энергетической биржи» выросла по некоторым лотам до 64 тыс. грн/тонна, или на более чем 30% по сравнению с началом октября.
Проблема состоит также в ограниченном количестве газовозов, которых значительно меньше, чем бензовозов. По словам участников рынка, если раньше газовоз делал четыре ходки за границу в месяц, то сейчас — одну. Соответственно, пропорционально меньше горючего удается завезти.
«Мы не успеваем привезти необходимый объем, поэтому наши АЗС вынуждены простаивать без ресурса», — жалуются в одной из топливных компаний. В середине ноября отсутствие автогаза на АЗС фиксировалось не только в малых, но даже в известных автозаправочных сетях.
Поиск альтернатив
Проблемы на западе толкнули рынок на юг. Ожидаемо это направление оказалось не очень готовым к этому.
«Сейчас в Румынии газ распродан на месяц вперед», — прокомментировал ситуацию один из импортеров. Кроме того, на украинско-румынских КПП газовозам тоже приходится ждать: согласно сервису «єЧерга», по состоянию на 17 ноября очередь составляла десять дней.
Блокада автоперевозок автоматически привела к увеличению спроса на железнодорожные поставки (см. рис. 2). Те, кто ориентировался на железную дорогу и раньше, в этой ситуации оказались в крайне выигрышной ситуации, ведь закупочные цены на газ выросли несущественно, а на внутреннем рынке взлетели до невиданных высот. По информации участников рынка, сейчас объемы законтрактованных железнодорожных партий газа выросли с 20 до 35 тыс. т.
Легкий испуг
Накануне анонсированных забастовок импортеры светлых нефтепродуктов тоже заметно нервничали, но быстро стабилизировали ситуацию. В первую очередь потому, что, в отличие от газа, относительные показатели автоимпорта бензина и дизтоплива через польскую границу в 2023 году не превышают 10%.
Так, по бензину рынок вообще не ощутил каких-либо проблем. С ними столкнулись разве что несколько игроков, сделавших ставку на автомобильные поставки.
«Мы пытаемся перевести часть продукта на железную дорогу, но бензин с севера Польши приходится везти по большому кругу через Словакию и Румынию», — рассказал источник в компании UPG, являющейся крупнейшим автоимпортером бензина.
Поначалу несколько напряженными выглядели поставщики дизеля, но это быстро прошло. Большой автомобильный парк и диверсифицированные каналы поставок сделали свое дело. Кроме того, сыграло на руку украинскому рынку снижение европейских котировок. Это позволило пройти недолгий период турбулентности без ценовых скачков, а со временем перейти к снижению. В середине ноября рынок уже находился в обычном для себя статусе профицита. Характерно, что это несмотря на проблемы с поляками, а также фактическое закрытие поставок из Молдовы и Болгарии, засветившихся в связях с российским топливом.
Логическим выходом из ситуации стала переориентация на железнодорожный транспорт (см. рис. 3). Согласно данным enkorr, в октябре поставки дизеля по железной дороге выросли на 37%.
Снижение цен, несмотря на блокаду
Сейчас украинское правительство пытается урегулировать ситуацию.
«Пытаемся искать компромиссы, чтобы увеличить пропускную способность и выполнять уже заключенные меморандумы, но это сложно. Предложили польской власти запустить полосы для пустых грузовиков на ПП «Угринов—Долгобичув» и «Грушев—Будомеж». Ждем ответа в который раз», — сообщил заместитель министра развития громад, территорий и инфраструктуры Украины Сергей Деркач.
Известно, что одним из предложений украинской стороны было беспрепятственное движение топливовозов, потому что они работают исключительно на обеспечение внутренних потребностей Украины и даже теоретически не могут составлять конкуренцию польским перевозчикам. Но оно было отброшено, как и остальные предложения.
Сейчас украинские чиновники считают, что единственным путем разблокирования границы является отмена Варшавой разрешения на проведение забастовки. Ситуацию ухудшает властная турбулентность, поскольку старое правительство Польши уже ушло, а новое еще не сформировано.
В то же время украинский рынок не стоит на месте. Все больше импортеров меняют маршруты, направляясь из Польши на Словакию и Румынию. Конъюнктура способствует, потому что сверхвысокие логистические затраты покрываются снижением закупочных цен.
Более того, сейчас существуют все предпосылки для уменьшения цен на АЗС как на бензин, так и на дизтопливо. Этот процесс уже начался, отдельные сети снизили цены на бензин на 1–2 грн/л. Очевидно, тренд продолжится.
А вот охлаждения перегретых цен на сжиженный газ придется подождать дольше. На протяжении одной-двух недель можно ожидать исчезновения дефицита, после чего цены должны пойти вниз. И если на отдельных станциях стоимость достигла 34,5 грн/л, то объективный уровень вырисовывается максимум в 27 грн/л, что соответствует 50% от цены бензина.
Продолжение следует, или Уроки на словацком
Украинский топливный рынок переваривал и худшие ситуации, как, например, весной 2022 года, когда мы потеряли 100% источников поставок. Как видим, сохранил рынок гибкость и сейчас. Но, кажется, испытание еще продлится.
16 ноября словацкие перевозчики заявили о солидарности с польскими коллегами и недовольстве коллегами украинскими. Была проведена часовая предупредительная забастовка, которая может перерасти в аналог польской. Соответствующий запрос власти транспортники уже направили.
Между тем румыны и молдоване прекрасно пользуются ситуацией и заявляют об оживлении перевозок, в частности железнодорожных.
В целом ситуация с польскими забастовками не перестает удивлять. Прежде всего вредом самой Польше. Ведь Украина дала Польше огромные транзитные потоки, загрузила порты, железные дороги и производителей разной продукции. Если забастовка затянется, это может привести к потерям польских трейдеров, закупивших сегодня горючее под украинские потребности, но вынужденных считать убытки. В среднесрочной перспективе украинские поставщики могут переориентироваться на новые источники импорта, которые сейчас вынуждены искать. Кроме хорошо известной нам Румынии, это могут быть Хорватия, Сербия и другие.