В прошлую пятницу сразу на 16 фирташевских облгазах прошли обыски. Причем две из этих компаний («Харьковгоргаз» и «Криворожгаз») в итоге попробуют влить в специально созданное для этой цели ООО «Газмережі» от НАК «Нафтогаз Украины»… Собственно, это уже второй перехват управления. В январе НАК в тех же областях завела свой менеджмент на «Харьковгаз» и «Днепргаз».
Было анонсировано, что «до конца года» все фирташевские облгазы перейдут под контроль НАКа. Однако в этом громадье планов возникает ряд вопросов. Первый: а чего, собственно, так поздно-то? Обыски сейчас идут в компаниях, еще прошлой весной (юридически) преданных под контроль госструктурам.
В мае 2022-го решением суда в Агентство розыска и менеджмента активов (АРМА) передали корпоративные права 26 операторов газораспределительных систем. Мотивом стало ходатайство Государственного бюро расследований из-за неоплаты за пользование газовыми сетями. Большая часть труб в облгазах принадлежит государству.
Украина озвучивала ЕС, «что в государственной властности есть только 65% имущества газораспределительных систем; 18% — в коммунальной; 8% — собственность операторов ГРС и 9% — другие собственники». Понятно, что в разных компаниях по-разному. Коммунальное в основном в городах.
Платить государству, естественно, надо, но фокус был в том, что пятью годами ранее добрые люди из Минэнерго разрешили основной массе облгазов (37 из 43) этого не делать. Сейчас часть подписантов от Минэнерго ищут. Хотя для обоснования «не платить» есть и другие юридические зацепки.
Арестовывали облгазы за насчитанные в 2017–2020 годах неуплаты, причем оценили их в 1,49 млрд грн. Но после арестов активов лучше платить за трубы не стали. По данным уже этого года, из 43 компаний за сети НАКа платят три-четыре. В общем, сейчас, спустя пару лет, сумма увеличилась.
Однако на фоне общей массы долгов облгазов за поставленный ресурс (они уверенно стремятся к сотне миллиардов гривен) неплатежи по трубам точно были поводом, а не главной проблемой. Но процесс запустили, а дальше возникла длинная пауза.
В самом АРМА облгазы задержались недолго, их перебросили в управление на НАКовский «Черноморнефтегаз», где они благополучно и зависли.
НАКу было не до этого, шла перетряска управления и руки до «подарка» толком дошли только к октябрю, когда там был уже третий за год руководитель. Новая нагрузка восторга не вызывала, — уже был не сильно радужный опыт. «Нафтогаз» годами пытался навести порядок в подконтрольном ему «Кировоградгазе». Дело шло с очевидным скрипом. В итоге (в лучшем случае) облгаз входил по показателям расчетов в группу середнячков. Потом прямо перед войной НАКу поручили и фронтовой «Донецкоблгаз».
И в «Нафтогазе» откровенно волынили с приемом в управление новых. Еще летом 2021-го СНБОУ принял решение о возврате в госсобственность «Черкассыоблгаза», но только через год это кое-как оформили. И тут — бац, два с лишним десятка компаний, с десятком миллионов абонентов. Понятно, что просто взять это в руки гарантировало провал. Не было ни кадров, ни умения.
По неофициальным данным, были контакты с Фирташем об условиях дальнейшего выхода из ситуации… но не договорились. (Арахамия в ноябре ездил на встречу с Дмитрием Ф. не только по титану.)
Фактически это означало, что контроль над потоками так и остался в руках фирташевской «Региональной газовой компании» (РГК). А НАК изображала поедание слона по кускам. Несколько месяцев ушло на создание дочерней структуры — ООО «Газораспределительные сети Украины» («Газмережі»). В конце года она получила первую лицензию на управление, и это был... НАКовский же «Кировоградгаз». Только после этого, в январе 2023-го, начались попытки захода в «Харьковгаз» и «Днепргаз».
Но стиль захода, мягко говоря, не порадовал. Официальная позиция была крайне невнятной: «Черноморнефтегазом», входящим в Группу «Нафтогаз», с соблюдением требований законодательства были приняты решения по вышеуказанным облгазам, которые были подконтрольны РГК. Они касаются корпоративных вопросов, в том числе смены менеджмента».
Расшифровка «корпоративных вопросов» была следующей. «Черноморнефтегаз» назначал свой наблюдательный совет, который увольнял менеджмент облгазов и ставил свой. Звучало здорово, но, чтобы сменить набсовет, нужно было провести собрание акционеров. А его как раз и не было. В итоге Фирташу подарили великолепную возможность оспорить действия в судах (если не в наших, то в международных).
При этом был вполне рабочий (в том числе юридически) сценарий захода по закону о военном положении, что и было сделано с той же «Укрнафтой» или Кременчугским НПЗ. Вместо этого юридически мутная схема. На выходе — создавший «Газмережу» руководитель дал оптимистичное интервью о перспективах и… через месяц ушел в отставку.
Явной неожиданностью для НАКа стала и проблема с обслуживанием клиентов. «Региональная газовая компания», управлявшая от Фирташа облгазами, совсем не горит желанием отдавать свои электронные сервисы. На этой неделе к вопросу по факту подключили Службу безопасности Украины. Поможет ли это запустить сервисы? Увидим, но пока преобладает скепсис.
Вдобавок остается проблема острой нехватки руководящих кадров (естественно, не тех, кто просто сидит в кресле). Кстати, отсюда и очень осторожные планы по завершению процесса «до конца 2023 года».
РГК за многие годы вобрала в себя лучших спецов, аналогичных на рынке не густо. Вдобавок на Харьковщине сети серьезно пострадали от боевых действий, — до половины всех повреждений газовых сетей по стране.
Отдельная тема — создание на рынке очередной супермонополии, но тут ужасаться пока рановато. Во-первых, война. Во-вторых, ее еще не создали. НАК даже обещает позже лишнее продать. Хотя кто купит компанию с таким шлейфом, вопрос любопытный. Но это проблемы будущего.
Зато уже понятно, что будет с долгами, — их простят. НАК уже озвучила, что новосозданная компания (и те облгазы, которые в нее войдут) старые долги за потребленный газ возвращать не будет. Это вопрос к прежним владельцам. А для них… Для них любезно создан форс-мажор. Бинго.
Среди пострадавших и «Оператор газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ), — по идее, ему задолжали около 17 млрд грн. Фактически он потерял в несколько раз больше. В 2020–2021 годах магистральщики закупили много дешевого газа для ГТС. Облгазы его благополучно сожгли, а с расчетами, даже по низким тарифам, не сложилось. Сейчас на те деньги не купишь и трети того объема газа.
Хотя долги «Оператору ГТС» никто собственно и не рвался возвращать. Даже смело планировали новые. Например, «Днепргаз» заложил в своем бюджете за транспорт газа в 2023 году аж 0 (ноль) гривен. Интересно, а сейчас-то цифру поменяют?
Называя вещи своими именами, рассчитывать на погашение старых долгов слишком оптимистично. Вопрос, скорее, в том, усилится или замедлится темп их наращивания.
Сейчас озвучивалась идея провести очередной взаимозачет долгов. Но тут требуется решение парламента. Кроме того, никуда не денется НДС объемом под пару десятков миллиардов гривен. Да и МВФ от очередной «проводки» точно будет не в восторге.
В общем, пока создать удалось лишь рай для юристов и судебного оспаривания. И не факт, что это произошло случайно.
А тема серьезная: эту зиму уже прошли на старых запасах и благодаря тому, что зима снова (пятый год подряд) оказалась теплой. Плюс были запасы в ПХГ, не сильно большие, но хватило. Однако, по слухам, в 2023-м будет еще одна зима. И опять нужны запасы газа, а их стало меньше.
А вот бардака в системе, похоже, больше. Хотелось бы наоборот. Схем у нас хватает. Только времени на них все меньше, а риски все выше.
Больше статей Игоря Маскалевича читайте по ссылке.