В течение марта на спотовом рынке электроэнергии в Украине происходила «торговля воздухом». Именно так в свое время назвали такой процесс СМИ, когда в 2020 году его осуществляла государственная генкомпания «Центрэнерго», находившаяся тогда под контролем Игоря Коломойского. Сегодня выгодоприобретателем этого процесса является ДТЭК.
Государственный оператор атомных электростанций НАЭК «Энергоатом» на рынке на сутки вперед сознательно ставит завышенную цену электроэнергии. В результате часть его ресурса не продается и выпадает на балансирующий рынок.
На балансирующем рынке эту электроэнергию по одной копейке за мегаватт-час покупает генерация ДТЭК Рината Ахметова. Потом продает ее потребителям по рыночной цене — около 3000 грн/МВт·ч.
И так получается, что государственная компания производит электроэнергию, но не продает. А частная — не производит, но продает. По нашим подсчетам, только в марте, когда объемы неакцептированного ресурса на балансирующем рынке были наибольшими, «Энергоатом» потерял около миллиарда гривен, которые заработала ДТЭК. Побочным следствием этой схемы было сохранение высокой цены на электроэнергию даже в профицитные часы.
Как проходят торги электроэнергией
Для того чтобы понимать суть махинации, нужно знать правила, по которым продается электроэнергия (э/э). Закон о рынке электроэнергии с июля 2019 года синхронизировал торговлю этим ресурсом в Украине с европейскими правилами.
Продажа электроэнергии в зависимости от времени прогнозирования происходит в четырех сегментах.
1-й сегмент. Рынок двусторонних договоров (РДД), когда э/э продают на квартал, месяц, неделю. Торговля в этом сегменте осуществляется на площадке Украинской энергетической биржи (УЭБ).
2-й и 3-й сегменты. Рынок на сутки вперед (РСВ) и внутрисуточный рынок (ВСР). Это так называемый спотовый рынок, где э/э торгуется на завтра и на сегодня. Площадкой для этих торгов является госпредприятие «Оператор рынка».
Очевидно, что чем ближе к моменту потребления, тем больше стоит ресурс. Каждый следующий сегмент обычно показывает большую стоимость.
4-й сегмент. Балансирующий рынок (БР), или «рынок наказания». Здесь игроки могут купить со штрафом недостающую электроэнергию, необходимую именно в этот час. С другой стороны, и это актуально для мартовских событий, сюда «проваливается» и э/э, которую не продали ни в одном из предыдущих сегментов.
Тогда ее за бесценок (0,01 грн/МВт·ч) может купить маневровая генерация, которая разгружается на тот же объем. Стоимость этой лишней электроэнергии является премией для маневровой генерации за разгрузку. Администратором БР является системный оператор НЭК «Укрэнерго».
Как происходило перекачивание ресурса из «Энергоатома» в ДТЭК
Согласно данным «Укрэнерго», в марте объемы положительных небалансов на БР значительно выросли — до 470 тыс. МВт·ч со 180 тыс. МВт·ч в январе (см. рис. 1).
Почему так произошло? Есть объективные причины: профицит вырос из-за восстановления системы после российских ударов, сокращения потребления вследствие потепления, увеличения объемов генерации из солнца, а также беспрецедентного наводнения, повысившего генерацию на ГЭС.
Но это касается всего рынка. А на РСВ больше повлияли рукотворные факторы. Трейдеры «Энергоатома» выставляли заявки на продажу с высокой ценой, выше, чем у других продавцов. В результате примерно 35–40% их объемов не были акцептированы. Ресурс «проваливался» на БР.
Там этот объем за 0,01 грн/МВт·ч откупала генерация ДТЭК, разгружая свои угольные блоки, и продавала уже по рыночной цене: около 3 тыс. грн за мегаватт-час.
Свой ресурс в полном объеме также не мог продать государственный оператор ГЭС «Укргидроэнерго». Это связано с сильным наводнением, длящимся в Украине почти с начала года.
Впрочем, «Укргидроэнерго» — второй после ДТЭК покупатель на балансирующем рынке. Другими словами, компания хотя бы пытается предотвратить убытки: разгружает свои ГЭС на объем непроданной электроэнергии.
Со второй половины марта этим механизмом начала пользоваться и государственная компания «Центрэнерго», правда, в намного меньших объемах, чем ДТЭК.
Важно также то, что крупнейшим покупателем на спотовом рынке является «Д.Трейдинг» — трейдинговая компания ДТЭК. Она покупает 60–70% всего ресурса на РСВ.
С одной стороны, в наличии классический монопольный сговор двух компаний — крупнейшего продавца и крупнейшего покупателя. С другой — сознательное нанесение убытков «Энергоатому» его трейдерами для сохранения высокой цены на рынке.
Высокая цена очень нужна ДТЭК, которая является наибольшим поставщиком электроэнергии в стране через «Д.Трейдинг» для крупных потребителей и поставщиков универсальных услуг (ПУУ) — для мелких потребителей и населения.
Интересно, что примерно такая же ситуация наблюдалась весной 2020 года, о чем делал расследование проект «Схемы» Радио Свобода. Тогда ресурс «Энергоатома» на балансирующем рынке выкупала госгенерация «Центрэнерго», которую контролировал менеджмент Игоря Коломойского.
Правда, тогда электроэнергию на БР откупали не по символической цене 0,01 грн/МВт·час, а за 55% от цены РСВ. Да и объемы со схемой этого года несопоставимы: 2 тыс. МВт·ч за два месяца 2020 года против 300 тыс. МВт·ч только за март 2023-го.
Сколько ресурса потерял «Энергоатом»
Для понимания масштабов потерь государственной компании надо знать, как распределяется ее электроэнергия.
Напомним, что сегодня «Энергоатом» несет наибольшее финансовое бремя по обеспечению населения дешевой электроэнергией согласно постановлению Кабмина №483 от 5 июня 2019 года о возложении специальных обязанностей (ПСО).
С октября 2021 года была попытка внедрить так называемое финансовое ПСО, когда госкомпании «Энергоатом» и «Укргидроэнерго» покрывали бы убытки ПУУ от поставок дешевой электроэнергии населению деньгами, а не товаром.
Однако фактически финансовое ПСО не заработало. Каждый месяц «Энергоатом» отдает ПУУ до половины от произведенного им объема на нужды населения и покрытие убытков. Положением о ПСО предусматривается, что «Энергоатом» продает ПУУ ресурс по цене базовой электроэнергии на РСВ, сложившейся за три месяца до этого.
После 24 февраля прошлого года Минэнерго своим приказом обязало «Энергоатом» и «Укргидроэнерго» передавать дополнительный объем госпредприятию «Гарантированный покупатель» (ГарПок), которое распределяет ее между ПУУ согласно их заявкам для компенсации потерь от поставок э/э населению.
Еще одно принудительно-добровольное бремя «Энергоатома», хотя и в меньших объемах, — прямые поставки э/э для «Укразалізниці» по ценам ниже рыночных.
Все оставшееся «Энергоатом» может распродать на свободном рынке по прямым договорам (РДД) или на споте (РСВ/ВСР).
Наиболее очевидным шагом оператора АЭС было бы распродать как можно больший объем по прямым договорам. Но он не спешит подстраиваться под конъюнктуру рынка и снижать цены на аукционах РДД. Из-за этого большинство лотов не продается. «Энергоатом» вынужден идти с этим ресурсом на РСВ, где снова ставит слишком высокую цену. Снова не продается, и он «выпадает» со своим ресурсом на балансирующий рынок.
В марте «Энергоатом» произвел немногим меньше 5 млн МВт·ч. Из них ПУУ напрямую он поставил 1,97 млн МВт·ч, еще 0,67 млн отгрузил через ГарПок. Еще 0,22 млн МВт·ч ушли на УЗ согласно договору от ноября 2022 года по регулируемой льготной цене 2300 грн/МВт·ч.
Согласно данным в аукционных бюллетенях УЭБ, по прямым договорам в коммерческом сегменте было продано 1,08 млн МВт·ч. В середине февраля цена составила 3250 грн/МВт·ч, затем 3100 грн. В конце февраля, когда начало теплеть, а сетевые ограничения после российских ракетных и дроновых ударов постепенно снижались, цена упала до 2800 грн/МВт·ч.
На протяжении марта «Энергоатом» не смог продать электроэнергию дороже 2700 грн/МВт·ч. Но дешевле не опускался.
В результате около 40% доступного для продажи объема электроэнергии — 0,85 млн МВт·ч — «Энергоатом» был вынужден продавать на спотовом рынке. Из них, согласно статистике «Оператора рынка», были реализованы 560 тыс. МВт·ч. Остальное — около 300 тыс. МВт·ч — выпало на балансирующий рынок (см. рис. 2).
То есть «Энергоатом» произвел, но не продал ресурс примерно на миллиард гривен (300 тыс. МВт·ч умножить на 3000 грн/МВт·ч). Соответственно, ДТЭК Ахметова не произвела, но продала электроэнергии на эту же сумму.
Чем можно объяснить поведение «Энергоатома»
В прошлый раз, когда «Энергоатом» спускал свой ресурс на балансирующем рынке, его менеджеры неформально объясняли это необходимостью держать цену, потому что «Энергоатом» является маркет-мейкером — крупнейшим игроком рынка. Якобы в ином случае компания потеряет намного больше от продажи всего объема по низким ценам.
Но когда премия за разгрузку составляет почти 100% цены, даже продажа всего ресурса по 2650 грн/МВт·ч (сейчас это нижнее ограничение цены на РСВ в дневные часы) все равно выгоднее, чем бесплатная передача на балансирующем рынке около 300 тыс. МВт·ч.
Следует отметить, что эта схема не могла состояться без сознательного решения менеджеров «Энергоатома» нанести убытки своей компании. Так, по данным УЭБ, с 3 по 10 марта «Энергоатом-Трейдинг» провел шесть аукционов для продажи по двусторонним договорам, выставляя на март объемы 1,5 млн, потом 0,7 млн, потом 0,5 млн МВт·ч. Но процент реализации на этих аукционах составил от 0,6 до 11%.
И в те же дни на РСВ атомная энергия ежесуточно «выпадала» на балансирующий рынок. Компании было бы выгодно продать этот ресурс по любой цене выше 1 копейки за мегаватт-час.
С другой стороны, ДТЭК от этой схемы получила не только бесплатную электроэнергию на продажу, но и сохранила высокую цену электроэнергии при наличии профицитных часов. Как известно, в Украине РСВ является бенчмарком для цены поставок электроэнергии. Обычно поставщики прописывают в контрактах ценовую формулу «Цена РСВ минус 2%».
Кто ответственен
Очевидно, такая схема не могла происходить как минимум без молчаливого одобрения руководителей отрасли от государства. Среди них министр энергетики Герман Галущенко, который раньше сам работал в «Энергоатоме» заместителем действующего президента Петра Котина, глава Нацкомиссии по регулированию энергетики Константин Ущаповский и куратор отрасли в офисе президента, заместитель главы ОП Ростислав Шурма.
Показательно, что в конце 2022 года руководитель ДТЭК Максим Тимченко публично критиковал руководство отраслью со стороны государства. Наибольшее возмущение в холдинге вызвала идея Шурмы перевести часть спецобязательств по компенсации льготной цены населению на тепловую генерацию. То есть на ДТЭК.
В неформальных разговорах с журналистами представители ДТЭК прямо указывали, что «Шурма, Ущаповский и Галущенко развалили энергосистему»: «Энергоатом» в убытках, добыча государственного угля критически упала, «Центрэнерго» — банкрот.
В 2023 году очередная информационная война между ДТЭК и действующими энергетическими чиновниками закончилась. Пока «Энергоатом» несет убытки в пользу ДТЭК, энергосистема в мире и спокойствии.