Среди преимуществ для НАТО в принятии к себе Украины – возможность значительно расширить свою систему топливного обеспечения, пишут эксперты Центра «Стратегия ХХІ» Михаил Гончар, Оксана Ищук, Игорь Стукаленко, Андрей Чубик в статье «Не пора ли прекратить? Что делать Украине с транзитом российского газа, нефти и аммиака?»
«Членство Украины в НАТО дает уникальную возможность для Альянса расширить свою сеть топливного обеспечения (продуктопроводы), которая отстала на полвека от реальных реалий - войны России в Европе против Украины и против Европы. Она не учитывает даже реалии членства в Альянсе стран Центральной Европы. И здесь у украинской нефтетранспортной системы есть свои перспективы», - говорится в статье.
В то же время, курс на декарбонизацию не означает автоматического прекращения использования нефти, уточняют эксперты.
«Конечно, «Укртранснафта» уже сегодня должна прорабатывать сценарии прекращения транзита российской нефти, перепрофилирования части инфраструктуры для других нужд или выведения их из эксплуатации. При этом важное значение будет иметь использование нефтетранспортной инфраструктуры для обеспечения энергетической безопасности государства, в частности, обеспечения устойчивости системы снабжения нефтепродуктами», - говорят авторы статьи.
Эксперты отмечают, что необходимо учитывать опасность дальнейших ракетных ударов с российской стороны даже после восстановления территориальной целостности Украины в границах 1991 года. «Вполне вероятной может быть потребность в частичном развитии такой защищенной инфраструктуры», - добавляют они.
Также эксперты объяснили, почему Украина до сих пор продолжает транзит российского газа и как это прекратить. Транзит сохраняется главным образом не из-за коммерческого интереса, а из-за договоренностей с ЕС.