Западная Украина переживает небывалый рост интереса со стороны всего украинского бизнеса. Помимо сотен тысяч беженцев, которые хлынули сюда со всей страны, война сделала этот регион привлекательным и для украинского бизнеса, который волею судьбы оказался в районе боевых действий и вынужден переезжать.
Те, кто живет во Львове, удивлены: за последние несколько месяцев на объездной дороге города как грибы растут логистические центры. Это беспрецедентное строительство — яркий пример изменения экономической роли региона из-за нападения России на Украину.
Война внесла свои коррективы. И слово индустриализация, которое тут практически все уже забыли, начинает звучать по-новому. Если все будет так же продолжаться, западная Украина, особенно Львовская, Закарпатская, Ивано-Франковская (а возможно, Волынская и Черновицкая области) могут стать точкой промышленного роста в ближайшие год-два. Оснований для этого несколько.
Причина первая. Релокация
Война внесла серьезные коррективы в планы среднего и крупного бизнеса. Еще буквально несколько месяцев назад никто из предприятий машиностроения и металлообработки, пищевой, фармацевтической и легкой промышленности, находящихся в Сумской, Черниговской, Харьковской, Запорожской, Николаевской, Киевской и Днепропетровской областях даже не могли себе представить, что спустя очень короткое время будут реально изучать возможность срочного переезда в западную Украину. А некоторые — эвакуируются и станут частью промышленности этого региона.
По состоянию на сегодня, регионы западной Украины получили уже более тысячи заявок на переезд. Из них реально переместились чуть больше 200 компаний. Это то, что можно увидеть по официальной статистике в рамках программы релокации Минэкономики. Но многие переезжают не по программе, а сами по себе. Признаться честно, большинство переехавших — это в основном «малыши», ФОПы или небольшие фирмы (с оборотом до 10 млн грн в год), которые перевезли или свои склады, или маленькие мастерские.
Но с каждым днем в этом длинном списке появляются уже и крепкие предприятия. В ту же Львовскую область, по моей информации, переехало около восьми таких компаний с совокупным оборотом до 5 млрд грн в год. Еще столько же — на финальной стадии принятия решений. В ближайшие месяц-полтора могут переехать еще около десяти предприятий. Совокупный оборот переехавших предприятий (если все полноценно запустятся) может составить не менее 10 млрд грн в год, а это, ни много ни мало, — около плюс 5% к валовому региональному продукту (ВРП) Львовской области. И это самые скромные оценки. И что самое интересное, если по результатам 2020 года Львовская область по ВРП была на пятом месте среди всех регионов и отставала от той же Харьковской области на 20 млрд грн, то уже в этом году Львовская область точно войдет в тройку самых богатых областей и будет дышать в спину Днепропетровской области и городу Киеву.
Аналогичные процессы происходят и в других областях. Кто-то вывозит линии, просто их складирует и ждет развития событий. Кто-то перевозит и сразу пытается запускать производство. Но абсолютно каждый представитель крупного бизнеса, с которым я общаюсь последние два месяца, уже отчетливо осознает, что как было раньше уже не будет. Значит, нужно вывезти все, что можно, и диверсифицировать риски. И даже если все нормализуется, по возможности «заякориться» на западе страны, поближе к границе с ЕС.
Причина вторая. Логистика
Еще один аргумент в пользу западной Украины — логистика. Этот регион неминуемо становится ключевым окном для экспорта. Причина — блокада всех морских портов в Украине.
В 2021 году через наши порты прошло 153 млн т грузов, из них на экспорт перегружено 118 млн т, принято в качестве импорта — 24 млн т грузов. Больше всего за год в портах было обработано зерновых грузов и руды — соответственно 49,9 млн и 37,75 млн тонн.
Поэтому весь этот громадный товарный поток (хотя бы его основная часть) неминуемо встанет на колеса и поедет в направлении запада или юго-запада страны. Но вот пока пропускная способность существующих железнодорожных и автомобильных коридоров в разы меньше. В марте через западные пограничные переходы было перемещено всего 222 тыс. т грузов. Объем среднесуточной погрузки в последнюю декаду марта продемонстрировал рост и достиг 35 тыс. тонн. Даже если удастся достичь 1 млн т в месяц, это и близко не компенсирует потери портов. Этот объем нужно увеличить как минимум в пять раз.
Поэтому объективно будут происходить несколько процессов:
- Будет расширяться существующая железнодорожная инфраструктура.
Это единственно возможный вариант. На сегодня общая пропускная способность западного региона — около 1500 вагонов в сутки или 85 тыс. т грузов. Планируется увеличить эту пропускную способность еще на 1800 вагонов или на 100 тыс. т грузов в сутки. Итого получим минимум 3 млн т грузов в месяц. Немало, но по итогам года это перекроет объем, который переваливался в только порту Николаева.
Уникальным в этом контексте может стать проект частичной или полной интеграции железнодорожной инфраструктуры с европейской, по примеру интеграции украинской энергосистемы с ENTSO-E. Как известно, ширина украинского ж/д полотна шире европейской (1520 мм против 1430 мм), поэтому сейчас рассматривается вопрос увеличения количества евроколей в западных областях. Во Львовской области таких проектов есть три. В Ивано-Франковской — пять, в Черновицкой — один.
Но речь может также идти и о всеобщим переводе ширины колеи на евростандарт. Как минимум всей западной Украины, как максимум — всего Правобережья, что откроет для государства колоссальные возможности загрузить отечественную промышленность — на строительство тысяч километров новых дорог потребуются миллионы железобетонных шпал, рельс и других элементов железнодорожного полотна, которые можно и нужно производить в Украине. А самое главное — это полностью интегрирует нас в европейское транспортное пространство, создав огромный толчок к международной торговле. Да, возможно, это звучит маловероятно, но и в 2017 году, когда мы подписали соглашение с ENTSO-E об условиях возможной синхронизации через пять лет, мало кто верил в реалистичность этой задачи. Но время расставило все на свои места.
- Будет расширяться логистическая инфраструктура западных областей.
Помимо физической транспортировки грузов, их нужно где-то переваливать, хранить, сортировать. Во всех районах, близких к пограничным переходам с Польшей, Венгрией, Румынией и Словакией, будет наблюдаться существенный рост инвестиций в строительство логистических центров и объектов хранения и перевалки грузов.
Инвестиции в строительство инфраструктуры неминуемы. Например, «Лемтранс» Рината Ахметова активно ведет строительство большого логистического хаба на 100 тыс. контейнеров в год на границе с Польшей. Есть и проекты поменьше, находящиеся в активной стадии строительства.
Возьмем для примера зерновые. Ожидается рост инвестиций в строительство элеваторов. Например, из 1200 элеваторов, зернохранилищ, хлебокомбинатов и хлебоприемных пунктов во Львовской области работают только 27, в Ивано-Франковской — 11, в Закарпатье — 2, в Черновицкой — 7, на Волыни — 22, что составляет в совокупности чуть более 5% от все зернохранилищ страны.
- Будут создаваться предприятия по переработке, расположенные максимально близко к границе ЕС.
Уже сегодня очевидно, что физически вывезти все грузы в связи с возможной дальнейшей блокадой основных морских портов будет невозможно. Поэтому логично, что сырье можно и нужно будет перерабатывать внутри региона, чтобы получать максимальную добавленную стоимость, и возможность как экспортировать готовую продукцию уже меньшим тоннажем и не обязательно железной дорогой, так и продавать ее внутри Украины.
Приведу пример. Кукуруза. Из кукурузы можно производить спирт — как пищевой, так и технический. Яркий пример — производство биоэтанола, который используется в качестве моторного топлива. Сегодня мы производим до 100 тыс. т биоэтанола в год, и эту цифру можно значительно увеличить. На фоне проблем с поставками нефтепродуктов — явный плюс. Для производства одного литра спирта нужно около полукилограмма кукурузы. Объем рынка нефтепродуктов до войны — 7,5 млн тонн. Дальше считайте сами. Из кукурузы можно также производить кукурузный крахмал и полимолочную кислоту — продукцию с гораздо большей добавленной стоимостью и весьма востребованной на мировых рынках. Это уже не говоря о развитии скотоводства и мясопереработки, в основе которых лежит зерновая кормовая база.
Все это — новые акценты для политики правительства: усилия нужно направлять не на вывоз зерновых любой ценой, а на увеличение их переработки внутри страны, что является более системным решением.
Таких кейсов десятки, если не сотни. Нам необходимо комплексное виденье, что и как мы можем переработать, какие инвестиции для этого требуются и где взять на это средства.
Причина третья. Активность местной власти
Одним из факторов, повлиявших на принятие положительного решения и переносе предприятий на запад, стала активность региональных властей. После начала войны именно областные ВГА стали драйверами переезда и в принципе сработали и до сих работают в этом направлении неплохо. Но их ресурс ограничен. Реальное стимулирование дальнейшей индустриализации лежит на национальном, правительственном уровне.
Причина четвертая. Миграция рабочей силы
По самым скромным оценкам, в западную Украину переехало как минимум два миллиона человек. Десятки тысяч останутся тут навсегда. А это — наличие ресурса, так нужного бизнесу для работы.
Особенно это актуально в приграничных с Польшей и Венгрией территориях, которые, по сути, опустели из-за миграции работников в последние несколько лет и где предприятия ощущали острую нехватку высококвалифицированных кадров. Теперь ситуация несколько изменилась, а значит, появляется больше возможностей для поиска рабочей силы.
Причина пятая. Граница с ЕС
Близость границы с Европой — один из ключевых факторов, который будет влиять на развитие производства в регионе. Это и экспорт, и импорт, и даже инвестиции.
Хотя пока с трудом верится в наплыв европейских инвестиций даже в западную Украину, возможности для сближения бизнесов имеются. Тот же польский бизнес активно посматривает в сторону региона и видит разные формы сотрудничества с украинскими компаниями.
Причина шестая. Фактор России и Белоруссии
Коллективная позиция большинства стран ЕС в нежелании торговать товарами и услугами с Россией и Беларусью открывает новые возможности для Украины и украинского бизнеса.
Целый перечень товаров, которые традиционно поставлялись Россией и Беларусью на рынки стран Балтии, Польши и других государств восточной Европы, отныне туда не экспортируются из-за эмбарго ЕС.
Речь идет, например о лесоматериалах, цементной продукции, изделиях из железа и стали, бумаги, масел, изделиях из резины, алкоголя и техники, и многого другого.
Дефицит уже ощущается и сформировал устойчивый спрос на аналогичную продукцию в Украине. К примеру, сегодня наблюдается беспрецедентный спрос на гофрокартон, который традиционно поставляли Россия и Беларусь. Украинские заводы работают в несколько смен, чтобы удовлетворить европейские заявки. Таких товарных позиций сотни, и это делает запуск соответствующих производств на западной Украине еще более привлекательным.
Причина седьмая. Советское наследие
В Советское время на западной Украине работало немало промышленных гигантов. Регион славился своим станко- и приборостроением, транспортным, радиотехническим, электротехническим, сельскохозяйственным машиностроением, машиностроением для пищевой и нефтехимической промышленности, а также предприятиями химической и нефтехимической промышленности. «Электрон», ЛАЗ, Львовсельмаш, Дрогобычский и Надворнянский НПЗ, Дрогобычский завод автомобильных кранов, «Кинескоп», «Искра», Львовский завод автопогрузчиков, Яворивское ПО «Сера», — далеко не весь список предприятий всесоюзного значения.
После приватизации лишь небольшая часть из них сохранила производство. Многие канули в лету, и сейчас на их территориях офисные и торговые площади. В основном это касается заводов, находившихся в центре и в черте областных центров, где каждый квадратный метр на вес золота. Но есть и немало предприятий, которые находятся, по сути, в законсервированном состоянии, со всеми документами, подъездными путями (в том числе железнодорожными), наличием подключения газа и электроэнергии. Многие из них потенциально могут стать донорами для переезда.
После Союза у нас осталась и сильная сетка политехнических высших учебных заведений и профтехучилищ, которые готовят соответствующие кадры для украинской промышленности.
Что нужно, чтобы это произошло?
Все это в совокупности делает индустриализацию западной Украины реалистичной. Но сама по себе она не произойдет. Для этого нужны конкретные шаги правительства, которые помогут масштабировать происходящее на Западе.
Первое. И самое главное. Как я уже говорил, правительство должно отойти от принципа «завозим из-за границы все, что можем» к позиции «производим в Украине все, что нужно». В этой связи «обнуление» таможни и беспрепятственный завоз абсолютно всех видов товаров с нулевым НДС и таможенными пошлинами наносит большой урон украинским производителям и может свести на нет потуги отечественных предприятий перенести и построить новые заводы в западной Украине. Нужен здравый протекционизм. Сейчас нам его простят западные партнеры.
Второе. Нам необходима абсолютно новая промышленная политика, направленная на стимулирование переработки сырья в продукцию с высокой добавленной стоимостью.
И тут, как ни парадоксально, наше правительство конкурирует с правительствами некоторых стран ЕС, уже активно пытающимися затащить наших производителей к себе. Например Румыния, имеющая слаборазвитую промышленность, предлагает длинные кредиты (на 15–25 лет) под несколько процентов, с грантовым компонентом и другими льготами для тех, кто согласится разместиться у них.
Очевидно, что в нынешних условиях рассчитывать на иностранных инвесторов даже в западные регионы особо не приходится. Главным инвестором будет инвестор внутренний.
Поэтому, если мы хотим выиграть эту гонку, простого отсутствия военных действий и приглашений переезжать недостаточно — нужны реальные финансовые стимулы, которые будут конвертированы в новые рабочие места.
Третье. Необходима комплексная и эффективная экспортная стратегия. Полумертвое экспортно-кредитное агентство должно быть полностью перезагружено, а часть министерств переориентирована на продвижение украинского экспорта. Запрет на ввоз продукции из России и Беларуси в Европу, готовность половины мира помогать нам любым способом — это огромные возможности для украинского экспорта, и упускать эту возможность нельзя. Нужно начинать страховать экспорт, кредитовать предприятия, и, конечно же, возобновить возврат экспортного НДС — без этого ничего не будет.
Четвертое. Нужна новая политика госзакупок. Весь госзаказ должен быть направлен исключительно на внутренний рынок. Как я уже писал, деньги в Украине есть и, скорее всего, будут только у государства. Именно государственный бюджет в ближайшие два-три года станет основным источником концентрации и перераспределения серьезных финансовых ресурсов в стране. Покупать за границей на государственные деньги можно и нужно лишь критический импорт. Все остальное — только на внутреннем рынке.
Вместо выводов
Выводов, на самом деле, два:
- Украинскому бизнесу, который активно работал в регионах, максимально пострадавших от боевых действий, или же который работает в регионах, находящихся на линии возможного развития военных действий, необходимо обратить внимание на западную Украину и просчитать вариант диверсификации бизнеса.
Делать это нужно немедленно, потому что риски существенны.
- Западная Украина может стать неким компенсатором деиндустриализации Востока в связи с войной с Россией, а также инструментом активной дальнейшей экономической интеграции со странами ЕС. Правительству необходимо разработать комплексный подход к стимулированию роста производства в западной Украине и возглавить этот «тренд». В противном случае релокация не станет массовой и будет носить лишь локальный характер.
Больше статей Михаила Бно-Айрияна читайте по ссылке.