UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Верхи" не хотят, "низы" не могут

В этом году с местными бюджетами случилась очередная новация - у них не хватает средств не столько на выплату зарплат бюджетным работникам, сколько на индексацию заработанного.

Автор: Роман Якель

или Почему педагоги и медики не увидят индексированных зарплат

В этом году с местными бюджетами случилась очередная новация - у них не хватает средств не столько на выплату зарплат бюджетным работникам, сколько на индексацию заработанного.

Под занавес прошлого года нардепы внесли изменения в Закон "Об индексации денежных доходов населения", заложив пункт: "Индексация проводится в пределах финансовых ресурсов бюджетов всех уровней". Но Кабмин к началу второго полугодия 2015-го так и не разработал новый порядок индексации. Наверное, члены правительства увидели, насколько высоким уровень инфляции будет к концу года. Ведь, по данным Государственной службы статистики, индекс потребительских цен только в январе–сентябре текущего года составил 141,4% к соответствующему периоду предыдущего... И ради частичной экономии бюджетных средств в этом году правительство просто сделало индексацию зарплат необязательной выплатой, чего раньше не было.

Бюджетные работники надеются, что зарплату с индексацией им таки выплатят. Но в каком объеме - это в районных и областных учреждениях вопрос из вопросов. На начало четвертого квартала этого года у местных бюджетов Тернопольской области дополнительная потребность в средствах для этих выплат была на уровне 176 млн грн. Например, в образовательных учреждениях необеспеченность средствами превышала 70 млн грн, из которых 48 млн составляла индексация зарплат, в учреждениях здравоохранения образовалась дыра в 90 млн грн (индексация в ней - свыше 78 млн). В результате направления в конце октября в область дополнительных объемов образовательной и медицинской субвенции, а также стабилизационной дотации (суммарно - почти 79 млн грн) нехватку средств удалось уменьшить, но все равно она значительна.

Почему так сложилось? Львиная доля расходов местных бюджетов приходится на образование. А к сформированной в советский период сети общеобразовательных учреждений до сих пор не применялись новые подходы и серьезное реформирование.

В области, как и в целом в Украине, стремительно растут расходы на обучение одного ученика. В некоторых начальных школах Тернопольщины стоимость его содержания сегодня достигает 30–35 тыс. грн в год. Так что ученик обходится дороже, чем студент.

Но разве может быть иначе, если за последнее десятилетие в селах ощутимо уменьшилась средняя наполняемость классов и выросло число школ с небольшой численностью учеников. По информации департамента образования и науки облгосадминистрации, в 2015/2016 учебном году в области действуют 184 малокомплектные школы, тогда как еще десять лет назад их было втрое меньше - 60. Или другая красноречивая статистика. Если в 2005 г. только 414 учеников в сельской местности находились на индивидуальной форме обучения, то сейчас - более двух тысяч (2114). О качестве обучения промолчим.

Финансирование малокомплектных школ, с одной стороны, требует дополнительных средств, а с другой - не позволяет обновлять их материальную базу. В прошлые годы районные власти закрывали или приостанавливали работу до десятка школ. Сейчас чуть больше. В этом учебном году в области закрыли три школы - 1–2-й и 1-й степени и приостановили деятельность десяти начальных школ. Но в масштабах районов и области подобные меры погоды не делают.

Для примера рассмотрим ситуацию в двух соседних районах - Монастырисском и Бучачском.

В небольшом Монастырисском районе средняя промышленность, за исключением одного добывающего предприятия, уже давно не работает. Это - классическая депрессивная территория. Зато в этой местности сохранилась довольно густая сеть образовательных учреждений - 35 школ, из которых 12 малокомплектных. В подавляющем большинстве случаев общины ни за что не соглашаются закрывать (считай - терять) школы. По их логике, если нет школы - умирает село. Однако в этом учебном году в районе таки удалось приостановить деятельность двух школ - 1-2-й и 1-й степени и перевести учеников в соседние учебные заведения. Но экономия от таких мер очень незначительна - в пределах
0,5 млн грн.

Руководители образовательной сферы района убеждают, что дальше оптимизировать, то есть сокращать, образовательную сеть некуда. Ведь нужно обеспечить подвоз учеников с одновременным ремонтом дорог, сохранить оборудованные помещения закрытых школ - кабинеты, столовые, библиотеки. Основная беда - с подвозом учеников до школ, в которых лучше качество обучения и более комфортные условия пребывания. Дела заметно не продвигаются ни в районе, где действительно сложно аккумулировать средства для приобретения хотя бы одного школьного автобуса в год, ни в масштабах области.

Возможности для поиска лишних средств крайне ограничены. Часть школ Монастырисского района переведены на альтернативные виды обогрева - твердое топливо и электроотопление. Но с учетом увеличенной стоимости котлов, монтажа оборудования, а также подорожания дров и угля экономия получается максимум несколько десятков тысяч гривен в год. Потому что не работают государственные программы поддержки перехода бюджетных учреждений на другие виды отопления. Так что по этой статье средства на образовательную сферу не сэкономить.

Конечно, даже в депрессивном районе собственные доходы районной казны растут. В течение девяти месяцев их поступило почти на 700 тыс. грн больше, чем было запланировано. Но для элементарного удовлетворения нужд бюджетной сферы этого перевыполнения не хватит. Остается рассчитывать на образовательную субвенцию и, частично, на стабилизационную дотацию. Но и этого мало. Поэтому зарплаты педагогам района индексируют, но со значительным отставанием от уровня инфляции - на ее июньском уровне. Кроме того, районная власть воспользовалась постановлением Кабмина №88 от 25 марта 2014 г., позволяющим корректировать надбавки за престижность педагогического труда "в пределах фонда оплаты труда", и сократила эти стимулирующие выплаты до минимального уровня - 5%. Это возмущает учителей: чем мы хуже коллег из соседнего района, где надбавки выплачивают в максимальном размере - 20%.

"Образование не должно зависеть от того, какими средствами располагает район, - заступается за педагогов начальник отдела образования Монастырисской райгосадминистрации Зина Павельчак. - Ведь каждый учитель выполняет государственный заказ. Поэтому Министерство образования и Министерство финансов должны выработать такие подходы, чтобы выплачивать учителям достойную зарплату и одинаковую индексацию и надбавки за престижность педагогического труда независимо от того, в каком районе работает учитель, в городе или селе".

Однако до конца года в Монастырисском районе средств хватит лишь для выплаты индексации зарплат педагогам на уровне июня и этой 5-процентной надбавки за престижность.

Почти миллиона гривен не хватает в районном бюджете и для выплаты индексации зарплат медицинским работникам. "Все обязательные выплаты в бюджетных отраслях будут осуществлены, - заверяет начальник управления финансов райгосадминистрации Степан Шевчишин. - А необязательные выплаты будут зависеть исключительно от поступления средств из государственного бюджета".

В почти в два раза большем по населению Бучачском районе средние предприятия работают лучше. Но сеть школ еще более плотная и одна из самых больших среди районов области - 59 общеобразовательных учебных заведений. Из них, слава Богу, малокомплектных школ совсем немного - лишь 5–6. в этом учебном году их статус-кво был полностью сохранен. По известной причине - не удается обеспечить подвоз учеников к большим школам. Другое развитие событий сложно представить. В прошлом году с Тернопольщины для нужд АТО изъяли 11 школьных автобусов, вместо этого в госбюджете 2015-го предусмотрены средства для приобретения всего одного транспортного средства. Достойная компенсация, не так ли?

Бучачский район - один из нескольких в области, где педагогам выплачивают надбавку за престижность работы в максимальном размере - 20%. Однако на полную индексацию зарплат до конца года средств ощутимо не хватает. По расчетам финансового управления райгосадминистрации, до
6 млн грн не хватает для индексации зарплат учителям, более одного миллиона гривен - медикам. И средств от перевыполнения районного бюджета явно недостаточно, чтобы залатать эти дыры.

Необеспеченность местных бюджетов средствами на основные выплаты бюджетным работникам в Тернопольской области повторяется из года в год. Как показал 2015 г., она может касаться и индексации зарплат. Тревожные звоночки звучат ежегодно, но правительство и Верховная Рада делают вид, что не замечают отставания с реформой в системе образования, которая определила бы оптимальную сеть общеобразовательных учебных заведений с соответствующей наполняемостью классов, обеспечением педагогами и т.п. В медицине тоже никак не удается четко определить и разграничить перечень услуг, которые предоставляются на первичном и вторичном уровнях, и закрепить за ними объемы финансирования. А отдавать эти вопросы исключительно на откуп будущих объединенных общин, которые в пределах финансового ресурса (то есть доведенных до нижней черты объемов образовательной и медицинской субвенций) самостоятельно будут определять, какая сеть учебных заведений и медицины им нужна, рискованно. Потому что это грозит новыми витками общественной напряженности.

Реальная финансовая децентрализация так и не произошла, а ее второй этап, предусматривавший стопроцентное финансирование делегированных государством полномочий, спустили на тормозах Министерство образования и Министерство здравоохранения, которые за прошлый год так и не смогли разработать нормативы бюджетной обеспеченности регионов. Образовательная и медицинская субвенции по-прежнему определяются по принципу "дадим, сколько есть".

Если государство возлагает на местную общину обязанность, например, дать тысяче детей среднее образование, оно же и должно определить, какие конкретно услуги должна оказывать местная власть, что будет показателем качества предоставления этих услуг, сколько денег нужно для выполнения этой функции в каждом конкретном случае. Это и есть нормативы бюджетной обеспеченности. А пока их не будет, ничего в отношениях общин и государства принципиально не изменится.

И зачем тогда начинать реформу местного самоуправления и территориальной организации власти, если она может дискредитировать другие реформы, производные от нее?