UA / RU
Поддержать ZN.ua

Помощь местного значения

Как регионы поддерживали бизнес в год пандемии

Авторы: Игорь Бураковский, Станислав Юхименко

В отличие от традиционных экономических кризисов, пандемия коронавируса привела к масштабным негативным социально-экономическим последствиям для всех стран мира. Сложность поиска адекватного ответа на вызванные пандемией проблемы была обусловлена высоким уровнем неопределенности и необходимостью находить определенный компромисс в решении медицинских, экономических и социальных проблем.

Как реагировал бизнес на карантинные ограничения и чего ожидает от власти

Часть предпринимателей полностью прекратили или приостановили свою производственно-коммерческую деятельность. Очевидно, что такие предприниматели и уволенные работники нуждаются в первую очередь в социальной помощи (выплатах по безработице и т.п.) и соответствующих государственных информационных и административных услугах.

Часть приспособилась к новым условиям без существенных изменений базовой модели работы бизнеса. В этой ситуации бизнесу требуются меры традиционного содействия — нормальная регуляторная среда, возможность привлекать финансовые и другие ресурсы на приемлемых условиях и получать соответствующие государственные административные и информационные услуги.

Некоторые предприниматели достаточно быстро и существенно рестуктурировали свою производственно-коммерческую деятельность с тем, чтобы выйти на рынок с новыми товарами и услугами на основе использования новых бизнес-моделей. Как и в предыдущем случае, такие предприниматели нуждаются в мерах традиционного содействия, перечисленных выше.

Какие потери понесли предприниматели в период пандемии

Характер и величина таких потерь определялись сферой (отраслью) деятельности, размерами предприятия и его финансовым состоянием на начало пандемии, особенностями рынков сбыта товаров и услуг и т.п.

Предприятия, деятельность которых прямо ограничивается, теряют рынки, доходы и рабочую силу. Очевидно, что они нуждаются в определенной компенсации доходов для того, чтобы прежде всего сохранить персонал. При этом работникам, лишившимся работы, требуются как пособие по безработице, так и содействие в трудоустройстве.

Предприятия, деятельность которых не ограничивается. В общем плане их потери связаны с сокращением спроса на товары и услуги со стороны предприятий, деятельность которых прямо ограничивается во время карантина, или с сокращением предложения товаров и упомянутыми предприятиями.

Критически важные предприятия (прежде всего поставщики коммунальных услуг) несут потери вследствие ухудшения платежной дисциплины. При этом они, как правило, не могут прекратить поставлять услуги потребителям-должникам или ввести против них жесткие санкции.

Финансовые посредники (в первую очередь банковские учреждения) несут потери, связанные с реструктуризацией долгов или их невозвращением.

Арендодатели (помещения, имущество) несут потери, связанные с сокращением спроса на помещения вследствие снижения деловой активности и перехода на дистанционную форму работы, с пересмотром ставок арендной платы.

Как и в предыдущем случае, заметим, что для более или менее точной оценки соответствующих потерь нужны специальные исследования. В целом же эпидемия в основном негативно повлияла на малые и средние предприятия. По данным Министерства развития экономики, торговли и сельского хозяйства, доля МСП, деятельность которых подпадала под действие запрета и жестких ограничений, в общем объеме добавленной стоимости по затратам производства составляла 6,2%, причем часть из них пытались приспособиться к новым условиям производственно-коммерческой деятельности.

Какую поддержку получил местный бизнес от местной власти в 2020 году

В зависимости от финансовых и других возможностей местная власть либо принимала пакеты решений о поддержке местного бизнеса (Львов), либо ограничивалась отдельными мерами помощи. Как правило, такой пакет включал освобождение от платы за аренду коммунального имущества (или льготы) и уплаты отдельных местных налогов и сборов, возмещение некоторых затрат предприятий, информационные меры и т.п.

Несмотря на потери для местных бюджетов, на местном уровне вводились разного рода льготы по уплате единого налога физическими лицами-предпринимателями. Эта льгота действовала на протяжении разного периода. В отдельных областях ею могли воспользоваться все предприниматели, а не только попавшие под действие ограничений. Так, в Черкассах на период карантина была установлена нулевая ставка для ФЛП первой и второй групп, а на период два месяца после снятия ограничений ставка устанавливалась на уровне 5% от размера прожиточного минимума (ФЛП первой группы) и 10% от размера минимальной заработной платы (ФЛП второй группы). В Кривом Роге налоговые льготы предоставлялись сразу дифференцированно: для ФЛП первой и второй групп, попадавших под ограничения, вводилась нулевая ставка единого налога и 50% для тех, кто продолжал работать.

В целом отмена (уменьшение) единого налога для ФЛП была одной из самых популярных форм поддержки бизнеса в регионах, причем во многих случаях едва ли не единственным инструментом на местном уровне.

Для поддержки бизнеса местная власть также использовала ряд финансовых стимулов: компенсацию уплаты единого социального взноса за каждого нового наемного работника, прямую финансовую поддержку на конкурсной основе, разные схемы удешевления кредитных средств для предпринимателей. Причем прямая финансовая поддержка, удешевление кредитных средств и т.п., как правило, осуществлялись в рамках соответствующих местных программ поддержки местных МСП.

Так, в Виннице была введена частичная компенсация уплаты ЕСВ за каждого нового наемного работника начиная с месяца, в котором его приняли на работу, и до конца 2020 года.

С целью поддержки микро- и малых предприятий в Житомире решили возмещать часть уплаченных процентов по банковским кредитам. Одним из условий получения компенсации является отсутствие просроченной задолженности по выплате заработной платы, задолженности перед бюджетами всех уровней, ПФУ и пр. на момент введения карантинных мер.

Киевская городская власть в сотрудничестве с Фондом развития предпринимательства решила ввести схему кредитования инвестиционных проектов под 6,5% на время действия карантинных мер. В целом на финансово-кредитную поддержку МСП город выделил в 2020 году 7 млн грн. За счет этих средств будет компенсировано 50% номинальной процентной ставки размером 13%, установленной кредитным договором.

Достаточно широко использовался и такой инструмент поддержки, как освобождение арендаторов от арендной платы за использование помещений (имущества), принадлежащих местной громаде. Например, Власовская поселковая городская рада (г. Светловодск Кировоградской области) приняла решение об освобождении предпринимателей от арендной платы за пользование нежилыми помещениями, находящимися в собственности громады.

Аналогично Винницкая горрада отменила плату за аренду коммунальных помещений с 16 марта по 3 апреля (на момент принятия решения карантин был введен до 3 апреля 2020-го), а также за торговые места на коммунальных рынках тем, кто не пользуется ими во время карантина.

Важную роль в поддержке бизнеса сыграли и общенациональные программы помощи, каждая из которых имела четкое региональное измерение. Здесь роль местной власти заключалась в том, чтобы помочь местным предпринимателям воспользоваться соответствующими возможностями.

Прежде всего речь идет о выплате помощи на детей физическим лицам-предпринимателям (см. табл. 1), которые выбрали упрощенную систему налогообложения и относятся к первой и второй группам плательщиков единого налога. Фактически речь идет об определенной компенсации снижения или потери доходов соответствующей категории населения.

Также нужно назвать программу одноразовой компенсации субъектам хозяйствования с целью возмещения затрат, понесенных на уплату ЕСВ. Размер одноразовой компенсации составит среднемесячную сумму ЕСВ по расчетам последних десяти месяцев. Порядок предоставления одноразовой компенсации субъектам хозяйствования был утвержден на заседании Кабинета министров 9 декабря 2020 года. Так что масштабы таких выплат сейчас трудно оценить.

В 2020 году были также введены разовые выплаты до 8000 грн, которые могут получить наемные работники или ФЛП (см. табл. 2). Фактически это одноразовая материальная помощь застрахованным лицам, которые могут потерять доходы в случае полного запрета сферы их деятельности вследствие усиления ограничительных противоэпидемических мер.

Важную роль в поддержке местного бизнеса играет Государственная программа «5–7–9», состоящая из трех компонентов, а именно: компенсации процентов, кредитных гарантий и антикризисной поддержки (см. табл. 3).

Много это или мало? Для сравнения: в среднем по Украине выданные по программе средства составляют 5,6% от доходов местных бюджетов и немного больше 4% капитальных инвестиций (при всей условности этих сравнений). Вместе с тем для ряда областей объемы этих средств оказались весьма значительными, в частности в Харьковской области — 6,16% от доходов местных бюджетов и 7,6% от капитальных инвестиций, в Кировоградской — 10,93 и 10,54%, в Тернопольской — 11,94 и 16,26%, в Волынской — 11,67 и 12,06%, в Черниговской — 10,52 и 14,17%, в Черкасской — 9,01 и 11,96% соответственно.

Вместо традиционных выводов эту статью мы завершим двумя вопросами для общего обсуждения. Как можно объективно оценить эффективность мер поддержки экономической активности для бизнеса, для громады, для страны? Какими инструментами реально могли воспользоваться, но не воспользовались центральная и местная власти для поддержки бизнеса? Без аргументированных ответов на эти вопросы адекватная экономическая политика невозможна.

 Статья подготовлена в рамках проекта «КОВИД-19 и Украина: независимый мониторинг и оценка социально-экономических последствий пандемии для регионов Украины. Фаза 1», реализуемого Институтом экономических исследований и политических консультаций при поддержке Международного фонда «Відродження».