Существуют серьезные сомнения, что с лета этого года - момента, когда управление многоквартирными домами перейдет к их жителям, ситуация в сфере коммунального обслуживания принципиально изменится. Уже сейчас очевидно, что власть всячески сопротивляется созданию ОСМД. Часто жители получают от государственных регистраторов необоснованные отказы в создании объединения совладельцев. И если они не успеют такое объединение создать, компанию по управлению домом им просто навяжут.
Очевидно, это будет тот же ЖЭК, который раньше обслуживал дом, но за единственным исключением: по новому законодательству вся ответственность за состояние здания ложится на плечи жителей, соответственно с чиновников снимается "бремя" надлежащего обслуживания домов. Любой контроль над работой ЖЭКа будет утрачен, поскольку ответственность управляющего перед владельцами в законе не прописана, перечень документов, которые может потребовать житель от управляющих, отсутствует.
В последние годы на рынке появилось множество частных фирм, предоставляющих качественные коммунальные услуги, но они соревнуются за обслуживание новостроек в крупных городах, не требующих ремонта, а значит, гарантируют стопроцентные прибыли. Но в большинстве случаев ситуация совершенная иная - свыше 70% жилищного фонда Украины нуждается в капитальном ремонте, миллионных инвестициях, вместо которых мы можем получить еще большие злоупотребления в коммунальной сфере.
Квартплата вне закона
В середине 2000-х Дмитрий Фоменко длительное время находился в командировках, поэтому его жене иногда приходилось с теми или иными проблемами обращаться в Коммунальное ремонтно-эксплуатационное предприятие (КРЭП). Ответ практически всегда был одинаковый: у нас ничего нет. Инструментов, материалов, средств... Фоменко решили: за что же тогда платить квартплату? И в какой-то момент перестали это делать. Со временем КРЭП подало на них в суд и предсказуемо выиграло это дело. Решение суда обосновывалось утвержденными исполкомом тарифами. Предоставление услуг, их количество и качество суд особенно не интересовало, но г-н Фоменко проявил настойчивость и решил в судебном порядке доказать, что примененные к нему тарифы незаконны. Он выявил кричащие вещи: оказывается, еще в 2004 г. полномочия устанавливать тарифы законодатель передал от органов государственной власти органам местного самоуправления. В Кировограде, например, тарифные распоряжения председателя облгосадминистрации утратили силу летом 2005 г., а горисполком утвердил тарифы только в 2007-м. Значит, почти два года город жил без тарифов, и коммунальщики вместе с чиновниками городской рады делали вид, что им об этом ничего не известно!
Кировоградцы вспоминают, что примерно в то время действовал единый тариф: 24 коп. за квадратный метр в месяц в домах без лифта и 32 коп. - с лифтом. Какой же перечень услуг входил в этот тариф? Никакого! Поэтому ЖЭКи и ссылались на постоянное отсутствие средств, поскольку не было ни перечня, ни тарифа, ни понимания, что они должны делать!
Более того, протоколы общественных слушаний (а их проведение некоторое время было обязательным в случае изменения тарифа) в КРЭПе №9, обслуживавшем дом Фоменко, были явным образом сфальсифицированы. Почти два года рассматривалось соответствующее уголовное дело, в конце концов, три работника КРЭПа признали свою вину и... по устоявшейся судебной традиции, попали под амнистию! Освобождение виновных от ответственности было шито белыми нитками и стало возможным благодаря вмешательству одного из влиятельных депутатов горрады и действиям прокурора, который фактически был адвокатом подозреваемых.
Но даже такой результат пригодился: факты подделки протоколов и раскаяние фальсификаторов админсуд признал в качестве основания для отмены тарифных решений. Также в судебном решении констатировалось, что вопреки законодательству тарифы рассчитывались не исполнителями услуг, а чиновниками горрады, к тому же утверждение тарифов проходило с существенным нарушением процедуры, необходимой для принятия таких решений.
Если исполнитель услуг не принимает участия в расчете, он не понимает, из чего состоит тариф и насколько он экономически обоснован. Если проще, то хватит ли средств на надлежащее содержание домов? Проблема в том, что в случае утверждения тарифа, который не покрывает затрат, орган, утвердивший его, обязан был компенсировать исполнителю услуг разницу до необходимого уровня. Однако никто не слышал о том, чтобы какой-либо руководитель КРЭПа настаивал на компенсации разницы тарифа до экономически обоснованного уровня, чтобы предоставлять качественные услуги. Бездеятельность руководителей коммунальных предприятий объясняется их некомпетентностью и зависимостью от городского головы, ведь именно он подписывает с ними контракт на работу. Следовательно, по молчаливому согласию нерадивых руководителей состояние домов ухудшалось, а политики-популисты заигрывали со своим избирателем с помощью низких тарифов. Но кто от этого выиграл? Точно не потребитель.
В сентябре прошлого года в Высшем административном суде Украины окончательно завершилось рассмотрение административного дела об отмене тарифов с 2007-го по конец 2009 г. по всему городу, и по июнь 2012 г. - по поселку Горный. Перерасчет плательщикам не провели. А из-за реорганизации КРЭПов и ЖЭКов в ЖЭО средства уже и не вернут - реорганизация правопреемственности, скорее всего, не предполагает.
Жителям, еще остающимся на обслуживании в ЖЭО, следует обращать внимание на нюансы, которые большинство людей просто не замечают. Если в тарифе предусмотрено, что обслуживающая контора должна, скажем, раз в год ремонтировать крышу дома или оголовки вентканалов и этого не сделала, то уплаченная за эти услуги сумма должна быть возвращена плательщикам или зачислена в будущие платежи. Правилами содержания жилых домов и придомовых территорий предусмотрено, что представители эксплуатационной конторы должны дважды в год проводить плановые осмотры домов и составлять соответствующие акты, фиксируя неполадки, требующие исправления, и именно эти данные - отправная точка для формирования тарифов. Большинство ЖЭКов и КРЭПов, вывески которых изменены на ЖЭО, не делают этого или подходят к осмотрам формально. Получается, там работают некомпетентные люди? Так будут ли компетентными управляющие, назначенные властью? Не пора ли побеспокоиться о порядке в своих домах, чтобы успеть самим подобрать себе управленца, которому будете доверять?
Коммунальная мафия
Похожая ситуация и с тарифами на вывоз мусора, которые господин Фоменко также оспаривал в суде. В частности, установленные исполкомом нормы вывоза мусора (одна из основных составляющих тарифа на вывоз мусора) были пересмотрены через четыре, а не через пять лет, как установлено законодательными актами. Методика измерения норм была применена задним числом, а некоторые моменты в расчете просто выходили за рамки здравого смысла. Например, замеры проводились в некоторых домах по несколько раз, в одно время там проживало 800 людей, а через месяц, скажем, уже 500. Как могло за такой короткий срок так резко измениться количество жителей? Вывод очевидный - никакого измерения не было, а расчет вручную подогнали под упомянутую методику. В подтверждение такого вывода еще одно наблюдение: в микрорайоне, где живет г-н Фоменко, - в поселке Горный фактическое количество образования отходов почти наполовину меньше утвержденного исполкомом. По всем фактам подано заявление о преступлении, но уже три года правоохранители пытаются закрыть дело, а не расследовать его.
Завышенные нормы на вывоз мусора уже отменены в апелляционной инстанции, и правомерность исковых требований подтверждена кассационно, но людям до сих пор не вернули несколько миллионов переплаченных гривен. В ответе на информационный запрос в главное управлению жилищно-коммунального хозяйства Кировоградской городской рады о перерасчете чиновники пишут, что им ничего неизвестно об этом деле. Но ведь главное управление постановлением суда было привлечено к делу как третье лицо на стороне ответчика! Не знать - не могут!
В то же время исполнители услуг по вывозу мусора пользуются старыми нормами, которые также завышены и приняты с процедурными нарушениями. Очевидно, что в такой ситуации следует применять минимальные нормы, установленные правилами, - там показатели похожи на реальные. Также следует организовать раздельный сбор отходов, тогда нормы могут быть еще меньшими, соответственно, и тариф снижен. Кстати, раздельный сбор является обязательным условием предоставления услуг согласно законодательству.
Ответить на все эти интригующие вопросы никто не может: ни городское управление, ни предприятия, которые предоставляют или предоставляли услуги. Все их ответы сводятся к тому, что они или не владеют информацией, или такая информация является коммерческой тайной! Это нонсенс! Очень похоже, что это не тайна, а договорняк, который новоизбранные депутаты должны были бы разрушить и проконтролировать возврат переплаченных средств, обеспечить законные, честные расчеты норм, тарифов, основанных на фактических показателях и реальных накладных расходах предприятий.
Можно ли будет наладить контроль над всем этим, применив новые формы управления домами, например, создав ОСМД? Шанс есть, ведь жители сами смогут устанавливать размер взносов, учитывая неотложные потребности, принимать участие в комиссиях по определению количества и качества услуг. Но это станет возможным только при активном и небезразличном участии людей. В Кировограде, например, ОСМД охвачено только полтора процента жилья, лишь 21 дом из 1406 коммунальной собственности. В целом по Украине ОСМД созданы только в 37% всех многоэтажек. Более 60% украинцев - люди старше 40 лет, привыкшие к "советской" системе работы коммунальных служб в самых плохих ее проявлениях. Более того, чем старше человек, тем ответственнее он относится к оплате счетов, обоснованность которых, как подтверждает пример г-на Фоменка, часто вызывает сомнения. Следовательно, вместо ожидаемого разгосударствления сферы ЖКХ мы можем войти в эпоху коммунального беспредела и безответственности.