UA / RU
Поддержать ZN.ua

Коммунальные предприятия раздора

Власть меняется, а столичные схемы и скандалы — нет

Автор: Богдан Прохоров

В Киеве более сотни коммунальных коммерческих предприятий (КП) в прошлом году использовали треть бюджета города — 18,7 млрд грн. Журналисты регулярно обвиняют власть в коррупции на КП, а в последнее время поводы для этого создают и силовики, новости об обысках появляются едва ли не ежедневно. Какая настоящая цель этих обысков и станет ли в городе меньше коррупции? Этот вопрос в украинском контексте всегда является, скорее, политическим.

В течение последних месяцев мы видим, что прокуратура ходит от одного коммунального предприятия к другому с обысками. Некоторые дела действительно старые, такие как подозрение бывшему руководителю КП «Жильеинвестстрой-УКБ» о строительстве им жилья в 2019–2020 годах. Некоторые обыски вообще касаются не самих КП, а их подрядчиков, уклоняющихся от уплаты налогов.

Мы уже услышали заявления о том, что эти обыски медийная атака политических оппонентов на нынешнюю власть Киева. Сам мэр соглашается с тем, что коррупция существует, но заявляет, что его команда с ней борется, что подтверждают отчеты департамента внутреннего аудита самой КГГА. Прокурор Киева его слова публично опровергает… Заколдованный круг, который никто на самом деле не хочет реально разорвать.

Но мы как горожане, на средства которых существуют чиновники и коммунальщики, как обычно, результатов обысков не ощутим. Ведь коммунальные предприятия, как и государственные, по своей сути являются источником коррупции. И обыски на них не помогут преодолеть причину коррупции коммунальную собственность на активы. Опыт политических разборок в Украине позволяет говорить, что очень часто «потоки» из этих КП перенаправляются в другие карманы. Поэтому сотни предприятий будут приносить выгоду тем или иным заинтересованным лицам, но не нам с вами.

В качестве примера можно привести сообщение нынче внефракционного народного депутата Гео Лероса, избиравшегося от «Слуги народа», о целом пуле связанных между собой юридических лиц, которые в последние четыре года «разыгрывают» между собой тендеры коммунальных предприятий из сферы строительства КП «Спецжильефонд», КП «Жильеинвестстрой-УКБ», КП «Дирекция строительства дорожно-транспортных сооружений г. Киева». Скорее всего, вы о них ничего не слышали. А если и слышали, то не о том, что эти КП являются крупнейшими получателями инвестиционных средств из бюджета города. Журналисты Bihus.Info и «Наші гроші» провели ряд журналистских расследований и выяснили, что от этих КП подряды на 11,32 млрд грн получили пять фирм, связанных с экс-депутатом Киеврады Денисом Комарницким.

В файлах, изученных журналистами, содержался детальный перечень тендеров, которые должны были «выиграть» эти фирмы. Выборочная проверка показала, что в дальнейшем киевские коммунальщики объявляли именно эти торги (слово в слово), и победы доставались как раз компаниям из орбиты Комарницкого.

Власть поменялась, а схемы и скандалы остаются неизменными. Означает ли это, что коммунальное имущество всегда будет коррупционным?

Что делать, чтобы КП приносили пользу не отдельным политикам, а нам?

Детальные советы киевским чиновникам и депутатам Центр экономической стратегии дает в большом исследовании 128 киевских коммерческих коммунальных предприятий.

Основной это понять, какие КП действительно необходимы нам как горожанам, а от каких следует избавиться как от источника коррупции.

Мы считаем, что город может владеть компанией, только если она является естественной монополией и у нее нет частных конкурентов (к примеру, водоканал) или если она несет уникальную общественную ценность, которую частное предприятие обеспечить не может (например, содержание зеленых насаждений).

Например, какую уникальную общественную ценность несет упомянутое выше КП «Жильеинвестстрой-УКБ»? Вопрос риторический, ведь жилые дома в Киеве строят все желающие.

Подобных КП, которые получают из бюджета инвестиции и землю, а потом распределяют их на строительство домов, мостов и путепроводов, мы насчитали 15. Отдельные из них упоминаются в указанном выше расследовании Дениса Бигуса о распределении средств между «правильными» фирмами.

Так же, очень ли нам нужна коммунальная сеть аптек КП «Фармация»? Кто-то ответит утвердительно, потому что покупает там лекарство дешевле с карточкой киевлянина. В действительности при желании город может обеспечить льготное лекарство в любой аптеке, аналогичная государственная программа «Доступні ліки» работает именно так.

Таких коммунальных предприятий, которые можно приватизировать уже сейчас, получив средства в бюджет и избавившись от источника коррупции, мы насчитали 43 (из 128 действующих).

Итак, первый совет: продать ненужное.

А если КП реально необходимо, и приватизировать его сейчас не вариант?

Среди действительно важных для киевлян коммунальных предприятий есть три огромные компании: метрополитен, «Киевпасстранс» и «Киевтеплоэнерго». Если бы они находились в государственной собственности, государство уже внедряло бы в них реформу корпоративного управления, потому что по размерам они сравнимы с крупнейшими государственными предприятиями (см. рис. 1).

Рис. 1

Киевская власть тоже неоднократно заявляла, что городу следует внедрить лучшие практики управления такими компаниями. «Создание наблюдательных советов в коммунальных предприятиях столицы это историческое решение и новая практика, которая, безусловно, будет содействовать внедрению более прогрессивных методов управления и контроля эффективности», именно так комментировал решение Киеврады об управлении крупнейшими КП столицы заместитель городского головы. Единственная проблема решение готовилось с 2016 года, было принято в урезанном виде в конце 2019-го и до сих пор не выполнено.

Создание профессионального наблюдательного совета с независимыми членами на многострадальном «Киевтеплоэнерго» было условием международных партнеров, которые были готовы выделить 140 млн евро под низкий процент на модернизацию полученных городом от «Киевэнерго» теплосетей.

Наблюдательные советы важны даже на предприятии с единственным собственником как предохранитель от политического влияния. И именно поэтому, очевидно, киевская власть уже почти пять лет сопротивляется этому «прогрессивному методу управления и контроля эффективности» (см. рис. 2).

Рис. 2

Поэтому совет второй: все же провести реформу корпоративного управления самыми крупными киевскими КП.

Как видим, такие стратегические решения городская власть внедряет со скрипом. Но есть менее сложные решения, как сделать так, чтобы коммунальные предприятия работали на нас, а не на политиков. Например, усилить департамент внутреннего аудита (Киеваудит), контролирующий закупки всей структуры КГГА, в том числе коммунальных предприятий. Он периодически проверяет качество выполненных работ и детально описывает выявленные нарушения в ежегодных отчетах, которые подает напрямую городскому голове.

Так, за три года деятельности по результатам проведенных аудитов (в том числе и деятельности КП) Киеваудит выявил финансовых нарушений на общую сумму почти 3 млрд грн, а на основе его отчетов (являющихся публичными) зарегистрировали 164 уголовных производства (или материалы приобщены к существующим производствам).

Очевидно, что выявить всю коррупцию на всех КП Киеваудит не сможет. Но увеличить его штат и количество аудитов вполне реально. Ведь с 2018 года аудит проводился только в 25 коммунальных предприятиях (в некоторых по несколько раз), что является каплей в море.

Что еще можно сделать? По крайней мере заставить КП выполнять закон, обязывающий эти предприятия публиковать существующую у них информацию. Статья закона, посвященная КП, содержит перечень из 12 пунктов. Вот примеры данных, которые киевские КП должны были бы обнародовать согласно закону, но не делают этого:

Но даже ту информацию, которая обнародуется, нам с вами можно и надо анализировать. Например, мы сделали дашборд, на котором каждый может увидеть финансовое состояние, качество закупок и размер средних зарплат в 128 киевских КП.

А значит, третий совет: качественнее контролировать КП.

Следовательно, чтобы коммунальные предприятия работали не на «смотрящих» или непорядочных политиков, а на нас с вами, городской власти следует оставить в собственности только несколько самых необходимых КП, а остальные продать. Полномочия управлять несколькими самыми крупными КП следует передать от политиков к профессионалам.

Но этих двух решений не будет до тех пор, пока мы как избиратели не будем эффективно контролировать избранных нами депутатов Киевской городской рады и назначенных ими чиновников городской администрации.

Материал подготовлен в рамках проекта, финансово поддержанного Atlas Network.