UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кадастровая карта, или Что можно увидеть через слегка приоткрытую дверь?

Каждый, кто проявил интерес к одесской земле, не мог не заметить одну особенность: значительная часть участков, нанесенных на карту, обозначена как частная собственность. Пометка "приватна" присутствует на землях Дома приемов областного совета, Дворца спорта, ряда городских кладбищ, парка Победы и многих других объектов.

Автор: Нина Перстнёва

Вот уже более месяца земельная кадастровая карта доступна гражданам всей страны в онлайн-режиме. Выставив на всеобщее обозрение участки в городах и селах, госчиновники поспешили заявить: отныне информация о землях стала открытой. На самом деле электронная карта напомнила приоткрытую дверь, через которую можно увидеть лишь часть того, что за ней находится.

Выяснилось: предоставленная информация страдает множеством погрешностей и нестыковок. Это сразу же было признано Госземагентством. Более того, глава ведомства Сергей Тимченко призвал граждан помочь исправить неточности. Таким образом, жителям страны предложили добровольно поучаствовать в проекте, на который уже потрачены 2,5 года и уйма средств. Чем могут помочь граждане? Свою лепту в процесс исправления неточностей способны внести собственники и пользователи участков. Но заинтересованы ли они в этом?

Каждый, кто проявил интерес к одесской земле, не мог не заметить одну особенность: значительная часть участков, нанесенных на карту, обозначена как частная собственность. Пометка "приватна" присутствует на землях Дома приемов областного совета, Дворца спорта, ряда городских кладбищ, парка Победы и многих других объектов.

Возможно, речь идет об ошибках. Или нет? Данные сведения вызвали живейший интерес общественности. Однако никто из власть имущих до сих пор не удосужился пояснить людям, насколько приведенная информация соответствует действительности…

Автор этих строк с интересом изучила сведения об участках на побережье и санаторных землях. Ошибок - уйма. Несуразности вроде плавающих в море наделов для ведения сельского хозяйства уже исчезли. Убрана информация о частных владениях в Одесском порту. Кое-где очищен от частной и какой-либо иной собственности песчаный берег. Хотя в действительности сегодня вряд ли удастся найти на побережье свободный участок. Фактически весь берег передан в аренду. В Одессе два яхт-клуба и один - в Черноморке. Но кадастр этих данных вообще не показывает. А речь идет не об одном гектаре земли.

Много вопросов и по зеленым склонам над морем. В районе центральных городских пляжей они остались целы. Масштабные планы по их застройке, к счастью, провалились. Однако выделенная для этих целей земля находится в аренде у частных структур. Одни открещиваются от нее через суд, другие, напротив, держатся обеими руками. Согласно проекту нового генплана Одессы, который власти планируют принять в этом году, склоны должны остаться зеленой зоной. То бишь застройка здесь противопоказана. В связи с этим еще в прошлом году представители общественности на заседании градостроительного совета при городском управлении архитектуры подняли вопрос о необходимости инвентаризации земельных участков на склонах. Чтобы знать, сколько земли передано в частные руки.

Так вот, кадастровая карта, которая и должна прояснить ситуацию, напротив, еще больше ее запутала. Помимо крупных участков, закрепленных за известными арендаторами, она засветила и ряд других наделов, которые непонятно как там появились. Электронный кадастр дает о них скупые сведения: только размер и форму собственности. Она - частная. И ни слова о целевом назначении. Да и частная ли она - тоже вопрос. Известно, что большинство участков под рекреационные объекты и гостиничные комплексы выделялось частным структурам в аренду на 49 лет. Кроме тех, что были проданы с аукциона. Но коммунальная собственность на берегу попадается очень редко.

Еще сложнее разобраться с мелкими наделами. Как правило, горсовет решения по ним принимает пакетом. Поэтому информация о том, кто и что получил, зачастую остается в тени. В качестве примера возьмем земельную нарезку на 8-й станции Большого Фонтана.

Всем в городе известно, что здесь, у самого моря, расположены владения, подконтрольные народному депутату Сергею Кивалову. По информации городского управления земельных ресурсов, частный вуз, а именно - Международный гуманитарный университет арендует здесь пять участков. Один - для обслуживания учебно-оздоровительной базы, а фактически особняка с башнями, получившего в народе названия "Дом Гарри Поттера". А четыре - для озеленения прилегающей территории общего пользования. Еще одним наделом владеет Одесская юридическая академия. Однако кадастровая карта, если говорить о форме собственности, показывает совсем иную картинку. Половина этих участков - тоже частные владения. Что это, ошибка? Как узнать? Не говоря уже о том, как исправить. Спросите, зачем? А зачем приватизировать то, что является местом общего пользования?

Недавно стало известно, что частная компания, владелица одесского дельфинария, расположенного на берегу моря в районе "Ланжерона" (в этом месте, как показывает кадастр, в частной собственности почти полгектара земли), строит набережную, предназначенную для общего пользования. Собственник посчитал: коль я строю, значит, мое. И решил приватизировать с помощью суда мощение, подпорную стенку, клумбы, фонтаны, то есть, по сути, эту самую набережную. Свои действия он пояснил так: не уверен, что завтра по воле нечистоплотного чиновника на ней не появятся будки с шаурмой. Поднялся большой шум. Мэр города даже создал специальную комиссию для изучения ситуации. Ибо нет уверенности, что завтра там не появится ограждение.

Словом, нет доверия: у частника - к властям, у властей - к частнику. А у граждан - и к тем, и к другим.

В районе между центральными пляжами "Ланжерон" и "Отрада", как показывает кадастр, змейкой вытянулись пять участков размером в 8–10 соток. Их целевое назначение - индивидуальное дачное строительство. Они были выделены горсоветом в позапрошлом году на подставных лиц в интересах нынешнего руководства города. Но когда все всплыло, власти решение отменили, и мэр города Алексей Костусев (для которого якобы и предназначалась нарезка) заявил, что земля будет возвращена городу. Так возвращена или нет? Кому верить, мэру или кадастру? Нет ответа.

Еще хуже ситуация с санаторными землями. Большую часть из них власти в разное время покромсали на кусочки. Уцелевшие территории облеплены частниками, как липкая лента мухами - не отодрать. И эту круговую "осаду", скажем, санатория им. Горького можно увидеть на кадастровой карте. Он расположен на 16-й станции Большого Фонтана. Правда, упоминания о том, что это "Горьковка", там нет. Лишь указано целевое назначение участка.

Но земли других государственных и профсоюзных здравниц на карте вы не увидите. На месте "Лермонтовского", им. Чкалова, "Аркадии", "Золотой горки" зияют пустоты. Правда, можно, если располагаешь дополнительной информацией, отыскать земли двух детских противотуберкулезных санаториев. Дело в том, что в электронном кадастре эти участки есть, но отсутствует какой-либо намек на то, что это здравницы.

Речь идет, в частности, о "Хаджибее", что рядом с Одесской киностудией, - ее земли как раз нанесены на карту. И они, кстати, тоже - частная собственность. Так вот, к ним примыкает большой участок. Кадастр дает о нем такие сведения: 1 га, частная собственность. Все. Но это и есть земли детского санатория "Хаджибей". Во всяком случае, так хочется верить. Ибо место расположения и размер участка совпадают. В самой здравнице прояснить ситуацию не смогли. Старый госакт на землю, которым располагает здравница, кадастрового номера не содержит.

Второй санаторий находится в Черноморке, недалеко от моря, на 7,6 га земли. Это "Люстдорф". На карте в месте его расположения в окружении частных владений можно увидеть участок точно таких же размеров. Это и есть земли детской здравницы - кадастровые номера совпадают. Но электронная система сообщает, что это - "государственная собственность для эксплуатации и обслуживания комплекса строений и сооружений хозяйственной зоны". Техническая неточность? Учитывая историю передела здравницы, уверенности в этом нет. Работники "Люстдорфа", видя, как за забором, отгородившем детей от моря, возводятся коттеджи и яхт-клуб с вертолетной площадкой, причем на землях, которые совсем недавно принадлежали санаторию, говорили: "Все идет к тому, что рано или поздно все здесь будет частным". А вот слова руководителя другого санатория, его реакция на сведения публичного кадастра: "Они нас морально готовят к тому, что все это уже - не наше".

Если это так, то публичная кадастровая карта свою положительную роль в плане прозрачности уже сыграла. В своем нынешнем виде, с неточностями, ошибками и белыми пятнами, она продемонстрировала ту вакханалию, которая царила и царит в земельной сфере. В общем, каковы земельные отношения в стране, такова и карта.