UA / RU
Поддержать ZN.ua

Галопом по бюджетам Причерноморья

Как зарабатывают и на что тратят средства Запорожье, Николаев, Одесса и Херсон

Авторы: Мария Квицинская, Константин Шокало, Леонид Ситченко

Самыми большими достижениями децентрализации стали значительное расширение полномочий органов местного самоуправления (ОМС) и увеличение местных бюджетов. Но увеличение объема финансов на местах не означает автоматического решения проблем граждан. Ниже поговорим о том, как выполнялись бюджеты Запорожской, Николаевской, Одесской и Херсонской территориальных громад (ТГ) в 2018–2020 годах и что громады запланировали на 2021-й. Информация взята с Государственного веб-портала Минфина и официальных сайтов ОМС.

Центр совместных действий продолжает анализировать бюджеты областных центров. Мы уже рассказывали, как тратят деньги на Западе и в Центре Украины.

Откуда деньги?

Местные бюджеты, как и моря, не наполняются водой из одной реки. Они получают деньги из нескольких основных источников:

Детальнее о наполнении местных бюджетов читайте в нашем материале.

На большинство из них местная власть оказывает непосредственное влияние. Она может изменять ставки местных налогов, стимулировать развитие бизнеса в громаде, привлекать инвестиции и т.п. Изменение доходов бюджетов ТГ многое говорит о качестве работы местных управленцев.

По сравнению с 2018 годом в 2019-м во всех громадах облцентров Южного региона, кроме Херсонской ТГ, бюджет вырос. Но уже в прошлом году бюджеты во всех громадах уменьшились. Интересно, что в 2020 году, несмотря на карантинные ограничения, во всех облцентрах региона налоговые поступления с доходов граждан повысились. В то же время объем межбюджетных трансфертов значительно уменьшился.

На 2021 год во всех радах облцентров прогнозируют увеличение доходов по сравнению с 2020-м. Но ни одна из громад не ожидает, что доходы этого года превысят те, что были в «доковидные» времена.

Жить в долг или по средствам?

С увеличением доходов должны вырасти и расходы, ведь в каждом городе есть проблемы, решение которых требует значительных средств. Важно, чтобы доходы и расходы были сбалансированы, ведь чрезмерные аппетиты показывают, что власть плохо планирует расходы, чем загоняет громады в долги. А условное «голодание» и нерасходование бюджетных средств является показателем нежелания решать локальные проблемы.

Образцом планирования поступлений и расходов в Южном регионе являются депутаты Херсонской и Николаевской ТГ. В этих городах на протяжении 2018–2019 годов расходы незначительно превышали доходы, что вполне допустимо. После 2020-го в Херсоне ситуация улучшилась: теперь расходы на несколько процентов меньше, чем доходы.

ZN.UA

В Запорожской ТГ планирование доходов и расходов значительно улучшилось на протяжении последних лет, об этом говорят и цифры. В 2019-м расходы на 6,9% превышали доходы, город потратил на 635 млн грн больше, чем получил. В 2020 году перерасход сократили почти вдвое, Запорожье потратило на 3,9%, или на 305 млн грн больше, чем получило. В 2021 году, по плану, расходы должны превышать доходы всего на 0,3%, или на 25 млн грн.

Самые серьезные проблемы с планированием бюджетов у Одесской громады. До 2021 года расходы значительно превышали доходы: в 2019-м перерасход составил 876 млн грн, что на 7,2% больше от полученных доходов. По плану на 2021 год, доходы должны превысить расходы на 8,6%, или на 870 млн грн. Это большие средства. Например, почти столько же за 2020 год потратил Измаил — второй по населению город Одесчины.

Самостоятелен ли Юг?

Увеличение собственных доходов значительно усиливает самостоятельность громад. Так, власть на местах может лучше планировать свои расходы и не выпрашивать денег из других бюджетов для латания дыр. Чтобы понять, кто кого кормит, предлагаем разобраться, какие из доходов преобладают в бюджетах территориальных громад.

ZN.UA

По сравнению с 2018 годом во всех громадах Южного региона можно наблюдать увеличение доли поступлений от НДФЛ. В 2018 году эта доля составляла приблизительно треть от всех налоговых поступлений, а по плану громад на 2021 год, на НДФЛ придется половина всех доходов.

Увеличение налоговых поступлений и уменьшение межбюджетных трансфертов свидетельствуют о большей автономии громад. Так, в 2018 году ТГ на 33–47% финансировались за счет государственного или других бюджетов. В 2021-м доля субвенций и дотаций уменьшилась более чем вдвое. Самыми зависимыми от внешних средств остаются Херсонская и Николаевская громады.

Во всех громадах, кроме Запорожской, третьим по объему поступлений является единый налог. В этом году его доля в бюджете ТГ, по плану, должна составить более 10%.

Значительным источником доходов громад также является налог на имущество. Доля этого налога наибольшая в бюджете Запорожья — 12%. Здесь он постоянно растет на протяжении последних четырех лет и является третьим по объему источником доходов. В других громадах доля налога на имущество меньше. В Николаевской и Одесской громадах этот налог составляет 9,5 и 8,7% доходов громад соответственно. Наименьшая доля имущественного налога в Херсоне: в этом году должна составить до 4,9%.

ZN.UA

Важной статьей доходов являются поступления от бюджетных учреждений, составляющие от 1,4 до 4,4% бюджетов громад. Следует вспомнить еще и о поступлениях от реализации подакцизного табака, алкоголя, топлива на территории громад, а также об акцизах за растаможивание автомобилей, доля которых составляет от 1,7 до 3,3%.

Бизнес отдельно, городская власть отдельно?

Значительная часть поступлений бюджета состоит из налогов, связанных с предпринимательской деятельностью и доходами граждан. В основном это единый налог и часть НДФЛ. Поэтому благоприятные условия для бизнеса в громадах являются залогом стабильных поступлений в бюджет. Улучшая эти условия, местная власть стимулирует и увеличение полученных от налогов средств.

Довольно распространена практика утверждения программ социально-экономического развития. В них местные депутаты определяют, как именно городская власть будет улучшать условия ведения бизнеса. Такие программы есть у всех областных центров Южного региона и рассчитаны до конца 2021 года. Если вы житель Одессы, Херсона, Николаева или Запорожья, то совсем скоро сможете принять участие в общественном обсуждении проектов программ экономического развития на следующие несколько лет. Информация о таких обсуждениях обычно публикуется на сайтах ОМС.

Городские рады занимаются и информированием бизнеса. На сайте Одесской городской рады размещают новости о грантовых возможностях, изменениях в законодательстве. Похожий раздел есть и на сайте Николаевской городской рады, но часть этой информации устарела и требует обновления.

Выглядит так, что местная власть облцентров Южного региона не очень заботится о поддержке бизнеса. Например, в Центральном регионе мероприятий по поддержке местных предпринимателей больше.

Получили деньги, а дальше что?

Кроме работы по увеличению доходов, городская власть должна правильно их использовать. В этом ей может помочь постоянный контроль со стороны громады, ведь местные бюджеты наполняются преимущественно из их налогов. Соответственно, власть и должна тратить их на потребности громады: строить детские садики, больницы и велодорожки, развивать пешеходную инфраструктуру и решать другие важные для горожан проблемы.

Приоритетом всех городских рад в 2021 году является образование.

ZN.UA

В Херсоне планируют потратить на него более 70% от всех расходов. Депутаты других городских рад предполагают выделить на образование значительно меньше, чем в Херсонской ТГ. Впрочем, эта статья расходов наибольшая во всех ТГ: от 37,7% в Одессе до 44,4% в Николаеве. Расходы на образование совместно делят между собой местный и государственный бюджеты. За счет местного бюджета содержат здания учебных заведений, закупают образовательные материалы и проводят олимпиады. Также местная власть может доплачивать педагогам громады.

Государство финансирует образование на местах через образовательную субвенцию. Эти средства должны тратить только по целевому назначению. Например, на зарплаты учителям школ и ПТУ, закупку материалов для «Новой украинской школы», обеспечение инклюзивности в образовании.

Следующим приоритетом громад является жилищно-коммунальное хозяйство. В Запорожье, Николаеве и Одессе доля расходов на эту сферу составляет 11%, а в Херсоне планируют потратить вдвое меньше — 5%. Эти деньги должны расходоваться на обеспечение горожан качественными жилищно-коммунальными услугами: питьевой водой, водоотводом, теплоснабжением, вывозом мусора и т.п.

Социальная защита и здравоохранение являются очень важными сферами, но расходы на них не в приоритете в Южном регионе. Во всех областных центрах сфера социальной защиты не вошла в шестерку наиболее финансируемых расходов в этом году. В этой сфере деньги должны тратиться на финансирование льгот, выплату компенсаций и материальной помощи, создание центров досуга и т.п.

Здравоохранение в Одессе и Николаеве тоже не вошло в шестерку наиболее финансируемых сфер. А вот Запорожье и Херсон планируют потратить на здоровье своих налогоплательщиков 5,1 и 2% соответственно. Эти средства также включают субвенцию на лечение больных сахарным диабетом, кислород для больных COVID-19 и поддержку отдельных учреждений здравоохранения.

Более приоритетными для Запорожья являются расходы на дорожную и транспортную инфраструктуру, в Одессе — на строительство и региональное развитие, в Херсоне — на содержание ОМС.

За последние четыре года во всех территориальных громадах Юга финансирование системы образования постоянно растет, увеличившись почти вдвое. Другие расходы в основном уменьшаются. В частности, снизилось финансирование системы ЖКХ на 2–4,8%, а также дорожной и транспортной инфраструктуры во всех областных центрах. Исключением стал только Николаев, где в 2021-м планируют выделить на дороги на 4,2% больше, чем в прошлом году. Уменьшились и расходы на содержание ОМС: на городскую раду Запорожья пойдет почти втрое меньше средств, чем в 2020-м, а в Одессе и Херсоне — почти вдвое.

ZN.UA

Так правильно ли использовали налоги?

В Центре совместных действий считают, что на этот вопрос должен самостоятельно ответить каждый житель Запорожья, Николаева, Одессы и Херсона. Вы сами хорошо знаете проблемы вашего города и можете увидеть, качественно ли местная власть выполняет свою работу. Если вы считаете, что она сознательно игнорирует или не замечает проблем, есть несколько способов повлиять на распределение бюджетных средств. Это участие в общественных слушаниях, подача собственного проекта на конкурс общественных бюджетов, направление официальных обращений местным депутатам, проведение уличных акций, привлечение общественных организаций, медиа и известных персон и т.п. Помните, что благосостояние вашей громады зависит в том числе и от вас.