Донецкий «Шахтер» впервые стал чемпионом Украины 11 июня 2002 года. Тогда же президент этого клуба, украинский миллиардер Ринат Ахметов заявил, что теперь он требует от футболистов и тренеров выиграть европейский кубок. В ответ на эти слова скептически усмехнулись не только болельщики киевского «Динамо», раздосадованные первым пролетом столичной команды мимо золотых медалей. В то, что «Шахтер» способен победить в борьбе за международный трофей, не верили даже в Донецке, где свою команду считали родной и любимой, но все-таки насквозь местечковой. Через семь лет, в 2009-м, мэр Донецка регулярно ворчал на вандалов, которые несколько раз сумели растащить на сувениры кованую копию Кубка УЕФА, установленную в парке возле здания горсовета. Кубка, завоеванного донецким «Шахтером»…
Эту всем известную историю в данном случае следует напомнить для того, чтобы понимать - легкомысленно относиться к претензиям того же Ахметова на укрепление международных позиций принадлежащего ему холдинга «Метинвест» нельзя.
«Мы должны выиграть чемпионат мира по качеству, чемпионат мира по себестоимости, чемпионат мира по продажам… Основная наша цель - это экономический рост, который обеспечит достойную работу, достойную зарплату, достойное жилье людям», - эту полюбившуюся ему спортивную метафору Ринат Ахметов снова публично произнес на минувшей неделе во время запуска новой доменной печи №3 на Енакиевском металлургическом заводе. Этот проект обошелся «Метинвесту» в 220 млн. долл. Всего же за пять лет в ЕМЗ было вложено 600 млн. долл. Зато теперь отмечаем как факт, что из пяти доменных печей, построенных на территории СНГ за последние 20 лет с нуля с использованием современных технологий, две расположены в Енакиево. И на этом техническое перевооружение, призванное дать второе дыхание металлургическому гиганту с долгой историей, не заканчивается. И даже не приостанавливается. «Значит, это кому-нибудь нужно», - не обязательно быть Маяковским, чтобы сделать такой вывод.
Президент Украины Виктор Янукович, прибывший на торжественный запуск нового комплекса в качестве почетного гостя, больше говорил о локальных позитивных последствиях этого события для его родного города. Радовался, что наконец-то есть весомое и наглядное улучшение экологической обстановки, традиционно сложной в Донбассе в целом и в Енакиево в частности. Поздравил земляков с тем, что стабильная работа и активное развитие градообразующего предприятия дают уверенность в завтрашнем дне… Ну, и так далее.
Однако Ринат Ахметов одной емкой фразой дал понять, что его интересы и амбиции простираются далеко за пределы Енакиево, Донецкой области и Украины. Тем более что чемпионом страны, развивая метафору, «Метинвест» уже давно стал. Этот холдинг не просто является самым крупным и структурированным. Он задает тон в отечественной металлургии. Формирует тренды. Сам при этом активно завозит на украинские просторы международные стандарты, всячески намекая на готовность войти в лучшие дома.
И пусть претензии на мировое господство выглядят слишком маловероятными (есть же еще и Китай, и знакомый с 2005 года украинцам индус Лакшми Миттал), то заявка на чемпионство в пределах Европы и СНГ выглядит гораздо более убедительной, чем шансы «Шахтера» в ближайшие годы выиграть Лигу чемпионов.
В этом «походе на Европу» металлургическому заводу в Енакиево, судя по объемам сделанных и предполагаемых инвестиций, отводится одна из ключевых ролей. Промгигант активно насыщают современным оборудованием (этот процесс не останавливался даже в кризисном 2008-м, когда большинство реконструкций на отечественных предприятиях были заморожены до лучших времен), накачивают деньгами и специалистами.
Например, доменную печь №3 собирали по всей Европе. Люксембургский концерн «Пауль Вюрт» поставил два компонента нового комплекса - бесконусное загрузочное устройство и систему очистки доменного газа. Чехия - электрофильтры для аспирации. Австрийский Siemens VAI - автоматизированную систему управления производственным процессом. Молодые специалисты (130 человек) специально прошли стажировку в Европе и России, чтобы обслуживать новый агрегат.
Одновременно была выведена из эксплуатации старая домна, носившая гордое имя «Комсомольская». На заводе на этом месте уже красуется памятный транспарант: мол, служила нам верой и правдой с 1953 года, за что ей большое спасибо. Печь ненамного пережила комсомол, в честь которого была названа…
При этом следует учитывать, что доменная печь, пусть сама по себе и уникальная для украинских реалий, является частью большой стратегии развития ЕМЗ. «Стоит ли напоминать заводчанам и нашим высоким гостям о том, в каком состоянии Енакиевский метзавод и особенно его доменный цех вошел в группу «Метинвест»? Перед нами была поставлена непростая задача - превратить одно из старейших предприятий отрасли, которое было на грани остановки, в эффективный и современный завод. И сегодня мы открываем уже вторую доменную печь в Енакиево за последние четыре года… И впереди у нас большие планы», - отметил, открывая новый объект, генеральный директор «Метинвеста» Игорь Сырый.
На реализацию этих больших планов корпорация Ахметова готова потратить миллиард долларов. Бюджет ФК «Шахтер» в год европейского триумфа составлял вдесятеро меньшую сумму, кстати.
На что будут потрачены эти деньги? Прежде всего, на самый мощный проект из пока обнародованных - на новую аглофабрику. «Я очень хочу, чтобы мы с вами очень скоро встретились на открытии новой аглофабрики. Это тоже моя давняя мечта и мечта жителей города Енакиево, которые ждут, что наконец-то им на голову не будет сыпаться агломерат или продукты его переработки. Я хочу, чтобы публично об этом сказал Ринат Леонидович», - потребовал глава государства, выступая перед работниками Енакиевского метзавода.
Ахметов произнес «я обещаю!» уверенно, поскольку строительство фабрики уже распланировано вплоть до бюджета - 250 млн. долл. Треть выделяемой на модернизацию металлургического завода суммы потратят на экологические программы, в том числе на переход на вдувание пылеугольного топлива и использование доменного газа на когенерационной электростанции. Планируется также новый прокатный стан и освоение выпуска перспективных на внутреннем рынке строительных профилей.
В конечном итоге производство стали на ЕМЗ должно вырасти более чем в полтора раза - с 2,6 млн. до 4,5 млн. тонн в год.
Ожидается, что технологическая модернизация производства должна привести к уменьшению валовых выбросов пыли более чем в пять раз (с 15 тыс. тонн в 2010 году до 2,7 тыс. начиная с 2017-го). И для расчета контрольных показателей были взяты европейские стандарты в сфере защиты окружающей среды. Комплекс энергосберегающих мероприятий позволит снизить общую энергоемкость производства стали ЕМЗ на 24% (с текущих 23 ГДж/тонна до 18 ГДж/тонна в 2020 году), при этом потребление природного газа планируется снизить более чем на 46% (с 316 млн. кубометров в 2010-м до 170 млн. начиная с 2016 года).
Объемы вложенных и предполагаемых инвестиций позволяют предположить, что именно Енакиево Ринат Ахметов наметил как плацдарм для своей собственной евроинтеграции. Не дожидаясь результатов работы неторопливого госаппарата, отечественный бизнес в лице крупнейших игроков курс на европейский вектор развития обозначает прямо и недвусмысленно. Причины этого очевидны - там понятные и прозрачные правила, там стандарты, там защита собственности и респектабельность. Отечественные миллиардеры готовы потратить часть своих капиталов, чтобы все это было и в Украине. Потому что им хочется уверенности в завтрашнем дне.
В данном конкретном случае от этого выигрывают, конечно, и жители Енакиево. Слухи о возможном закрытии завода появляются с завидным постоянством. Градообразующее предприятие, формирующее треть местного бюджета и обеспечивающее работой шесть тысяч жителей, неразрывно связывают с судьбой самого города. Наверняка оценят горожане и снижение нагрузки на местную экологию - извечную беду промышленно развитых регионов. Не лишними были и 1,5 млн. долл. «социальных» инвестиций - в рамках приближения к все тем же европейским стандартам.
На первый взгляд, выбор Енакиево как места, где можно разместить «окно в Европу», кажется странным. Но, с другой стороны, почему бы и нет?