UA / RU
Поддержать ZN.ua

Все по 6,99! Большая газовая распродажа

Консервация олигархической газовой монополии под лозунгом борьбы с ней

Авторы: Агия Загребельская, Юлия Самаева

Правительство временно, до 31 марта, установило предельную цену на газ для розничных потребителей на уровне 6,99 грн за кубометр. Происходит это ручное вмешательство государства в только что созданный рынок под лозунгом борьбы с произволом олигарха Дмитрия Фирташа и его монополии на рынке газа. План власти ошеломляет: за время действия двухмесячных ограничений НКРЭКУ и АМКУ получают институциональную возможность, которая бы позволила лишать газсбыты Фирташа лицензий, вводить в них временные администрации и, в итоге, их национализировать, уничтожая шаг за шагом монополиста. Вероятно, в правительстве не заметили, что ввели изменения до апреля 2021-го, а не 2031 года.

Рынок газа заработал в августе 2020-го, но к началу отопительного сезона немногие обратили внимание на то, что государство прекратило контролировать цену газа и маржу его поставщиков. Информационная кампания со стороны государства была такой «мощной», что даже с началом зимы далеко не все потребители, во-первых, знали, что отныне могут менять газового поставщика, во-вторых, умели это сделать. Но даже те, кто хотел, сталкивались с откровенным произволом облгазов, которые успешно сопротивлялись отмене газового крепостничества и препятствовали смене поставщика. И тут государство тоже не взялось помогать, дождавшись, наконец, массовых протестов в ответ на рост как цены газа, так и торговой наценки фирташевских поставщиков на 40%. Почему ждали? Говорят, что играют в долгую и собираются уничтожить фирташевскую монополию на рынке. Мы бы поверили, но…

Единственный плюс в решении правительства об установлении предельной цены газа — это его временность. Ведь краткосрочный треш лучше бессрочного. Все остальное — сплошной минус.

Во-первых, госрегулирование цены поставок природного газа населению без внесения изменений в Закон «О рынке природного газа» — нелегитимно. Ведь в законе четко указано, что цены на газ — свободные. А все исключения из этого правила должны определяться только этим законом. Такого «карантинного» исключения в законе нет и не могло быть. Следовательно, правительство вводит регулирование цен на газ незаконным образом, не имея на это полномочий. Как следствие, это может закончиться блокированием постановления в суде и дальнейшей его отменой, невыполнением газовиками требований постановления без юридических последствий для них, взысканием газовыми компаниями убытков с государства за незаконное вмешательство в цены с дальнейшим их возмещением за наш счет, в том числе путем включения в коммунальные тарифы и т.п.

Во-вторых, правительство не дает ответа на вопрос: а как накажут газовиков, если они будут продавать газ населению дороже, чем по 6,99 грн? В какой срок и какой государственный орган будет выполнять карательную функцию? Учитывая, что изменения вносятся в «антиковидное» постановление, этим органом могла бы быть, например, Госпродпотребслужба. Однако она институционально существенно более слабая, чем Антимонопольный комитет и Национальная комиссия, осуществляющая государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг. Служба не является независимым регулятором, имеет ограниченные полномочия по сбору материалов для наказания, не демонстрировала до этого каких-либо впечатляющих результатов, значительную часть штрафов проигрывает в судах и не находится в форме настолько, чтобы справиться с олигархами, которых не смогли побороть АМКУ и НКРЭКУ. Да и профильный закон не наделяет ее полномочиями по контролю над ценообразованием на газовом рынке.

НКРЭКУ/Facebook

Власть это осознает и в кулуарах говорит о том, что злостных нарушителей будут лишать лицензий, а полномочия НКРЭКУ расширят, вплоть до возможности вводить временные администрации в компании-нарушители. Но это всего лишь планы.

Сейчас же, при наличии прямой нормы в законе о свободных ценах и отсутствии в профильном законе полномочий НКРЭКУ по контролю над ценами на рынке поставок газа, комиссия вряд ли сможет хоть как-то «укусить» вымогателей. Более того, попытка это сделать может завершиться санкциями для самой комиссии и ее членов. И это не вспоминая о том, что процедура наказания нарушителей в НКРЭКУ настолько продолжительная, сложная и неэффективная, что штраф фирташевским газовикам за вымогательство на температурных коэффициентах уже три года как находится в процессе обжалования, а насчитывать коэффициенты газовики продолжали даже после его наложения. Предложенная проектом модель позволяет газовикам манипулировать для увеличения конечной цены до тех самых 10 грн. Например, цену газа они могут установить на уровне 6,99 грн, но чтобы его купить, надо будет заплатить сверху 3 грн за какие-то информационно-консультационные услуги, либо те же самые температурные коэффициенты, либо как возмещение затрат на его транспортировку. Формально норму постановления выполнят, но фактически для населения газ так и не подешевеет.

В-третьих, введение государственного регулирования цен во время сезонных скачков роста стоимости газа — это не борьба, а консервация газовой монополии Фирташа. Поскольку сменить газсбыт Фирташа на другого поставщика может только сам потребитель, и процедура изменения не такая простая, то у украинца должна быть мотивация потратить на это свое время. Лучшая мотивация — деньги. Наиболее эффективно она работает в зимний период, когда разница в ценах разных поставщиков наиболее ощутима. Устанавливая одинаковую для всех поставщиков цену в пиковые периоды, государство убивает такую мотивацию, и самостоятельно защищает поставщиков фирташевского дорогого газа от потери клиентской базы.

К слову, будучи еще и крупными импортерами газа, компании Фирташа, закупив летом дешевый газ, имеют возможность пересидеть временное ценовое регулирование без значительных потерь, а вот новые игроки, которые только что вышли на этот рынок, чтобы создать конкуренцию для монополиста, не так прочно стоят на ногах, так что для них месяцы «карантинных» ценовых ограничений могут стать последними — заработок существенно снизится, а новые потребители не придут. Поэтому очень сомнительны утверждения адвокатов этих изменений о том, что больно будет всем, потому что болевой порог у участников рынка однозначно разный.

112 Украина

И если основной причиной для введения государственного регулирования цены на газ является именно монополия Фирташа, которая иногда незаконными методами не отпускает потребителей к поставщикам с более низкой ценой, то вместо устранения причины государство, наоборот, ее еще больше усиливает. Ведь после ликвидации в прошлом году большинства территориальных отделений Антимонопольного комитета ведомство просто не в состоянии оперативно решить проблему в каждой области, дав быстро по рукам каждому газсбыту, который навязывает потребителю свой дорогой газ.

И напоследок. Регулируемая государством цена должна быть экономически обоснованной и рыночной. Если государство устанавливает цену ниже рыночной, то бизнес имеет право получить компенсацию — разницу между рыночной и установленной государством. Но обоснования цены в 6,99 грн мы так и не увидели, а наши источники в правительстве говорят, что это была просто самая низкая цена на рынке на момент возникновения проблемы. Надеемся, в правительстве понимают, что в суд с такой формулировкой идти стыдно, а перспектива для газовиков получить в дальнейшем компенсацию из государственного бюджета более чем реальна.

Особенно при условии, что, в отличие от других, НАК «Нафтогаз Украины» не обязана продавать газ поставщикам по 6,99 грн за кубометр, то есть смело сможет прибегать к манипуляциям и усиливать и без того чрезмерный рыночный вес в секторе. И в случае любой пертурбации на рынке поставщиков, например, если кто-то из них обанкротится или все же лишится лицензии из-за нарушения, потребителей будет обслуживать поставщик последней надежды — опять же «Нафтогаз Украины». И для того, чтобы он зафиксировал также цену в 6,99 грн за кубометр, НКРЭКУ еще должна внести изменения в правила для поставщика последней надежды, потому что сейчас там и цена выше, и правила ее формирования другие.

В разговорах с несколькими чиновниками, причастными к наработке правительственного решения, ZN.UA указывало на многочисленные его недостатки, в ответ мы услышали, что это все незначительные детали, потому что сейчас речь идет о «борьбе за структуру рынка». Благородная цель — РГК Дмитрия Фирташа распределяет примерно 70% газа в Украине. Но хотелось бы напомнить действующей власти, что за прошедший год она ничего не сделала для институционального усиления АМКУ, который должен был возглавить такую борьбу в цивилизованной стране. А в нынешнем варианте речь идет, скорее, не о борьбе, а о поддавках. Которые продолжаются годами, при любом президенте, и трудно поверить, что за возможность неплохо заработать венский узник не бросает крошек со своего стола очередным шутам при власти и регулировании. Очевидно, это случилось снова.

Вишенкой на торте абсурда стали вполне серьезные обсуждения в кулуарах ОПУ перспектив будущего «сбытопада» (по аналогии с «банкопадом») и национализации газсбытов Фирташа. Ведь что же национализировать, если фирташевская монополия без потерь переживет ценовое регулирование, избавится за это время от части мелких конкурентов и оставит себе клиентскую базу? А даже если и так, то станет ли более здоровым рынок, если одного монополиста заменит другой, да еще и государственный?

Хотим ли мы рынок, на котором будет один игрок — НАК «Нафтогаз Украины», который годами рассказывает о приоритетности развития собственной добычи газа, но дальше разговоров не особенно продвинулся? Потому что импортный лучше, он дает сезонность, он дает чрезмерные прибыли на сумасшедшие премии. И не имеет значения, кризис ли в стране, война ли. НАК — это государство в государстве, и усиление ее веса в секторе точно не сделает этот рынок лучшим и более конкурентным.

Есть ли хороший выход вообще?

У государства может быть один-единственный правильный путь в этих условиях — развивать конкуренцию на рынке газа и оперативно прекращать злоупотребления. Полномочия в этой части есть у Антимонопольного комитета и НКРЭКУ. В арсенале ведомств имеется и кнут, и пряник. Усилить и АМКУ, и НКРЭКУ нам обещают в течение действия временных ценовых ограничений. Но поверить в это невозможно, потому что и комиссия, и комитет давно требуют не косметического, а капитального ремонта, да к тому же и независимости с непредвзятостью.

И тут мы подходим к настоящей причине такого положения дел. Власть на самом деле бессильна в отношениях с олигархами, потому что в основном ест с их рук. Но даже если речь идет не о классических «поддавках», любые инструменты принуждения, в том числе полностью законные, олигархи могут заблокировать и дезактивировать. И во время каждого кризиса они искусственно подводят власть к двум вариантам: плохому или очень плохому. При этом моделируя по ходу ситуацию в свою пользу для получения профитов с кризиса в виде либо дополнительных доходов, либо усиления монопольного влияния, либо осложнения отношений Украины с международными партнерами. Кстати, МВФ пока воздерживается от оценки правительственного решения, но не думаем, что их убедит аргумент об экономии 4,4 млрд грн субсидий благодаря цене в 6,99. Потому что и мы, и они видели значительно большие расходы на субсидии, а главное, точно понимаем, что должны предполагать и настоящий рынок, и настоящая демонополизация.

Но, к сожалению… Что бы ни сделала сегодня власть — это только консервация статус-кво. И пока президент В.Зеленский, который в представлении украинцев сконцентрировал всю власть в стране в своих руках, не начнет настоящую деолигархизацию, подобные кризисы будут возникать постоянно и тянуть нас все сильнее и сильнее на дно. А это уже больше из области фантастики, а не экономики, политики или права. Потому что уже сейчас у Зеленского нет достаточного влияния и власти в стране, чтобы это сделать. И мы очень сомневаемся, что у него есть для этого желание.

Больше статей Агии Загребельской и Юлии Самаевой читайте по ссылкам.