Не захватив в течение шести месяцев Украину в результате прямой вооруженной агрессии, Россия быстро разработала и задействует новые гибридные механизмы с повышением ставок и угрозами применения тактического ядерного оружия (ТЯО). Европа и США продолжительное время — с 4 марта, когда была захвачена Запорожская АЭС, — не воспринимали всерьез действия РФ в отношении ядерных объектов в Украине и вяло реагировали на нарушение международных принципов обращения с ними. Именно эти дисфункция ООН и никчемность усилий ее специализированной организации МАГАТЭ и подтолкнули Кремль к применению гибридного механизма ядерной эскалации.
Ядерно-политический шантаж
Резкое наращивание российской военной и пропагандистской активности вокруг ЗАЭС свидетельствует о том, что Кремлем наработан особый сценарий розыгрыша «ядерной» карты. Не исключено, что «ядерно-политическая атака» должна стать, по замыслу Москвы, основным механизмом завершения СВО, а также гибридного ядерного шантажа Запада по сценарию, который условно можно назвать «Карибский кризис-2». О вероятности такого сценария шла речь в исследовании Центра глобалистики еще в 2017 году. Схема «Карибского кризиса» считается в Кремле идеальной для получения стратегических уступок от Запада. О ней периодически вспоминал Путин начиная с 2007 года. Конечно, речь не идет о повторении один в один ситуации 60-летней давности. Это может быть гибридный вариант в духе современных подходов, когда оружием становится то, что им не должно быть, — ядерная энергетика.
Контуры использования мирного атома в военных целях прослеживаются с учетом того, что на передовую позицию выдвинут первый заместитель главы администрации президента РФ Сергей Кириенко. Он — бывший руководитель «Росатома» в 2005–2016 годах, герой России, один из числа претендентов на Кремль. Кроме всего этого, он занимается вопросом Украины после Владислава Суркова и Дмитрия Козака.
Его программная статья, опубликованная на сайте прокремлевского издания «Известия» в день России, 12 июня, хотя и была снята, но четко высветила намерения действий в отношении Украины. Речь шла о присоединении оккупированных территорий Украины к РФ. Механизм — не сурковские квазигосударственные «народные республики», а территории, которые «исторически были в составе России» и теперь возвращаются путем «волеизъявления народа» на референдуме.
Основной замысел С.Кириенко может состоять в применении гибридной модели смешанной ядерной эскалации с дальнейшей деэскалацией по следующей ориентировочной схеме, контуры которой проступают в тумане росагитпропа.
- Дальнейшая эскалация в районе Запорожской АЭС (город Энергодар) с нагнетанием паники как на местном уровне, так и в Украине и Европе по поводу возможного ядерного инцидента с непредсказуемыми последствиями и обвинениями ВСУ и «киевской власти» в обстрелах АЭС, что является проявлением «ядерного терроризма Киева».
- Отсоединение ЗАЭС от Объединенной энергосистемы Украины, обесточивание части потребителей на юге Украины с дальнейшим подсоединением к единой энергетической системе РФ. Переведение ЗАЭС под контроль России
- Параллельный трек — псевдореферендум о «воссоединении региона с Россией» 11 сентября для фиксации «волеизъявления» населения оккупированных территорий с дальнейшим быстрым присоединением к РФ. Объявление после «референдума» города Энергодар зоной повышенной ядерной опасности на «территории России» в связи с «агрессивными действиями ВСУ» против «российского объекта ядерной энергетики и граждан РФ», проживающих на территории Запорожской области и соседних областей, которые «находятся под оккупацией киевской власти».
- Дальнейшие манипуляции с угрозой подрыва боезарядов, установленных на АЭС, что может быть как блефом (неизбежное поражение собственных сил), так и предусмотренным согласно сценарию пиком эскалации, невозможностью штурма ВСУ Энергодара и пропагандистским демонстративным «террористическим ударом ВСУ». Отвлечение внимания Европы от ЗАЭС с помощью прекращения поставок газа по «Северному потоку-1», что уже анонсировано на конец августа — начало сентября.
- Размещение (или сообщение без самого факта размещения) около Энергодара тактического ядерного оружия для создания «защитного ядерного зонтика» с одновременным ультиматумом об угрозе его применения в случае игнорирования его:
- Киеву — о прекращении боевых действий и отводе ВСУ за пределы областей «Новороссии»;
- США, НАТО и ЕС — о прекращении поддержки Украины и возврате Альянса к границам 1997 года.
Именно последнее и может представлять собой эскалационное, по логике Кремля, завершение СВО с дальнейшей трансформацией ее в то, что «еще не начинали». Это не меняет сути агрессии, но дает индульгенцию режиму на продолжение войны со стороны российского общества.
Возможность применения ТЯО следует из официальных документов РФ. «Принципами государственной политики РФ в области ядерного сдерживания» от 2020 года это предусмотрено в случае «агрессии против Российской Федерации с применением обычного вооружения, когда под угрозу поставлено существование государства». В понимании кремлевской верхушки подобная угроза связана с «агрессией, которую США и НАТО руками киевской власти ведут против России». Другой документ «Принципы государственной политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2030 года», принятый в 2017 году, предусматривает: «В условиях эскалации военного конфликта демонстрация готовности и решимости применения силы с использованием нестратегического ядерного оружия является действенным сдерживающим фактором».
Через пропагандистские ресурсы Кремль обоснует необходимость сохранения контроля над ЗАЭС и прекращения «агрессивных действий ВСУ» заботой о ядерной безопасности Европы. Этим самым будет, по логике Кремля, одновременно продемонстрирована решительность для США, НАТО и ЕС, что Россия готова идти до конца — сценарий «радиоактивного пепла».
Маловероятно, что российское политическое руководство и военное командование решатся на применение ТЯО, но не возникает особых сомнений в их готовности использовать фактор ядерного шантажа как с позиции ядерно-энергетической — дефицит электроэнергии в Украине в осенне-зимний период из-за выпадения основной части генерирующих мощностей АЭС из энергобаланса, так и с позиции создания проекции угрозы нанесения удара маломощным ядерным боезарядом.
Вероятно, Кремлю может казаться, что таким образом можно будет достичь завершения СВО, прекращения сопротивления Украины и «восстановления Новороссии», что не было достигнуто в 2014–2015 годах. Очевидно, в Кремле грезят, что на основе оккупированных и присоединенных к РФ через псевдореферендум территорий юга и востока Украины может быть быстро образован Новороссийский федеральный округ. Таким образом, правящий режим РФ обеспечит «достойное празднование» 7 октября 2022 года 70-летия Владимира Путина как «собирателя земель», а Сергей Кириенко может повысить свою весовую категорию в соревновании за Кремль после Путина.
«Росатом»: санкционный трек для Макфола—Ермака
«Мы категорически отрицаем какую-либо причастность «Росатома» или кого-то из его сотрудников к управлению или деятельности станции на любом уровне», — это цитата из письма «Росатома» 19 августа в адрес европейского издания EU Observer. Как общеизвестно, после захвата ЗАЭС оккупанты объявили ее частью «Росатома». А значит, это опровержение свидетельствует, что Кремль опасается того, что ядерная госкорпорация окажется под теми или иными рестрикциями. Еще в мае ее руководитель Алексей Лихачев докладывал кремлевскому фюреру, что они «видят риски». Конечно, С.Кириенко как бывший многолетний руководитель «Росатома» как никто понимает, что корпорация стала соучастником преступления вместе с российской военщиной, то есть Лихачев вместе с министром обороны Сергеем Шойгу и Сергеем Кириенко являются организаторами не только агрессии против Украины, но и ядерного террора Европы.
Среди чувствительных для «Росатома» мер может быть ряд действий со стороны западных стран. Прежде всего речь идет о том, что ядерная сфера не должна быть исключением из режима санкций в ЕС и США, поскольку Россия уже перешла красную линию и стала использовать гражданскую атомную энергетику как оружие. Не надо ждать, когда почти критическая газовая зависимость Европы дополнится еще и критическим уровнем ядерной и ядерно-технологической.
Стоит вспомнить, что Международная рабочая группа по вопросу санкций против России (группа Макфола—Ермака) в своем «Плане действий…» от 19 апреля с.г. предусмотрела санкции против «Росатома». Но их не видно ни в одном из пакетов. Пока. А тут есть где разгуляться. Успешные действия Вооруженных сил Украины под командованием Валерия Залужного должны быть дополнены целенаправленными действиями группы Макфола—Ермака.
Необходимо, чтобы Украина обратилась к правительствам ряда зарубежных стран по поводу замораживания проектов «Росатома» до полного прекращения российской агрессии и вывода оккупационных войск с территории Украины. Официально называют 36 зарубежных проектов «Росатома», хотя полтора десятка из них, похоже, существуют только на бумаге.
Особенно нужно требовать от гибридного друга Украины президента Франции расторжения соглашения о стратегическом сотрудничестве от 2 декабря 2021 года между французским ядерным конгломератом Framatome и «Росатомом». Должно быть прекращено сотрудничество между дочерней компанией «Росэнергоатом» и французской EDF. «Росатом» продолжает гордиться производством в партнерстве с Areva (сейчас — Orano) тепловыделяющих сборок в подмосковной Электростали для семи атомных энергоблоков в Европе. Также «Росатом» и Alstom продолжают работать над разработкой турбины в России через созданное в 2007 году совместное предприятие «Альстом-Атомэнергомаш».
Должно быть категорическое требование к Еврокомиссии, правительствам Франции и США о расторжении сделки начала февраля 2022 года на приобретение «Росатомом» при содействии EDF 20% французской компании — производителя турбин GEAST (совместное предприятие американской General Electric и французской Alstom). Без турбин украинского «Турбоатома» или американско-французских GEAST «Росатом» не сможет реализовывать свои зарубежные проекты. Например, проект АЭС Akkuyu в Турции без турбин и генераторов GEAST трудно себе представить.
Россия должна быть исключена из международного проекта сооружения во Франции реактора термоядерного синтеза ITER на плато Кадараш.
Правительство Украины должно обратиться к Европейской комиссии и правительствам стран — членов ЕС по поводу перевода энергоблоков с реакторами ВВЭР советской конструкции на нероссийское топливо. В конце концов, это не такая уж и неподъемная задача. По данным Евратома, только 18 из 103 атомных энергоблоков в ЕС зависят от поставок российского топлива. Они производят не более 10% всей ядерной энергии в ЕС.
Должен быть пересмотрен подход к ранее выданным лицензиям государственных органов США, Канады, ЕС «дочкам» и «внучкам» «Росатома», в частности, «Техснабэкспорту» (международный бренд TENEX) и Uranium One. Последние ведут разветвленную деятельность по продаже и добыче уранового сырья, все больше наращивая объемы поставок в США и Европу, создавая зависимости по схеме, подобной той, которую реализовывал «Газпром» с поставками газа в страны ЕС. Фактически «Росатом», уничтожая конкуренцию на мировом рынке, переподчинил себе добычу урансодержащего сырья в Казахстане (мировой лидер) и Узбекистане. Таким образом, «Росатом» контролирует 36% глобального рынка. Только в США, действуя через дочерние компании, он имеет 25 контрактов на поставки уранового сырья с 19 американскими фирмами до 2028 года на общую сумму в 6,5 млрд долл. Американские эксперты указывают, что австралийские и канадские шахты в последнее время сократили добычу из-за того, что Россия демпинговала ценами на уран на мировом рынке. Uranium One активно внедряется в перспективные литиевые проекты в третьих странах, например, в Аргентине совместно с… Канадой. Был бы вполне логичным и без особых последствий прямой запрет на импорт урана в США от структур «Росатома».
Пример адекватного подхода к проектам «Росатома» в обстоятельствах войны России в Европе демонстрирует Финляндия, прекратившая реализацию совместного проекта строительства АЭС «Ханхикиви-1» в мае этого года. Также правительство Чешской Республики в 2021 году заблокировало участие РФ в тендере на строительство еще одного энергоблока АЭС «Дукованы».
Были бы чувствительными для России совместные действия ЕС по прекращению проекта строительства двух энергоблоков АЭС «Пакш» в Венгрии, где подрядчик — «Росатом» — был избран в обход обязательной в ЕС тендерной процедуры. Два в одном: удар по «Росатому» и действие на уничтожение кремлевской метастазы в центре Европы — коррупциогенного, антиевропейского режима Орбана.
Другая дочерняя компания «Росатома» — «Атомфлот» — также фигурирует в упомянутом Плане группы Макфола как кандидат на введение санкций. Суда компании, как специализированные ледоколы и контейнеровозы, так и суда вспомогательного технического флота, должны подпасть под запрет заходов в порты Европы, Северной Америки, стран G7, их обслуживания, ремонта и т.п. «Атомфлот» не должен получать любое оборудование от европейских или американских компаний.
Необходимо инициировать, чтобы Всемирная ассоциация ядерных операторов (WANO, главный офис в Лондоне) пересмотрела деятельность своего московского центра, прекратив участие в нем операторов из стран — членов ЕС и осуществив соответствующий их трансфер в Парижский центр.
Следовало бы обратиться в Интерпол по поводу розыска и задержания руководителей и членов наблюдательного совета (девять человек), правления (14 человек), общественного совета (24 человека) «Росатома» как лиц, содействующих террористической деятельности на объекте атомной энергетики в соседней стране.
Не санкциями едиными
Необходимы асимметричные решения и действия. Сейчас такие напоминают предостережения британского и американского парламентариев, что радиационное заражение территории стран — членов НАТО активизирует статью 5 Вашингтонского договора. Звучит хорошо, хотя это мнение не парламентов, а отдельных депутатов. Нам от этого толку мало, поскольку это фактически очередное очерчивание линий для Кремля рамками «войны в Украине». Не выйдет радиация за пределы Украины, вот и не будет удара НАТО по РФ в ответ, а в рамках «войны в Украине» можно делать все что угодно, — так поймут в Кремле этот посыл.
Верховной Раде Украины совместно с парламентами ряда стран Центрально-Восточной Европы и Скандинавии нужно призвать Конгресс США завершить процедуру признания РФ страной — спонсором терроризма, чтобы сделать опасный сценарий невозможным как для Украины и Европы, так и для Восточной Азии в случае китайской агрессии против Тайваня.
Необходимо обратить внимание США, что в случае успеха российского сценария ядерной эскалации вокруг ЗАЭС Китай воспользуется шаблоном российских действий с тем, чтобы постепенно, а не одномоментно захватить Тайвань, сначала высадив десант на две АЭС Тайваня (действующую «Куошен» и выведенную из эксплуатации «Цзиньшань»), которые удобно расположены для такой десантной операции на морском побережье в северной части острова всего в 25 км от столицы Тайбэй. Формальный повод, как и российские измышления для вторжения в Украину, — подозрение Пекина в создании Тайванем ядерного оружия и необходимость обезопасить Азию от «ядерного терроризма Тайбэя».
В Черном море Россия тоже может воспользоваться полученным опытом с тем, чтобы в случае конфликта с НАТО превентивно захватить АЭС «Чернаводе» в Румынии, находящуюся в каких-то 60 км от побережья, и предъявить ультиматум США и НАТО, чтобы они забрали военную инфраструктуру из Центральной Европы. Аналогичный сценарий может быть отработан и для региона Балтийского моря, для приморских АЭС новичков Альянса: Финляндии — «Ловийса» и «Олкилуото», и Швеции — «Форсмарк» и «Оскархамн».
Стоило бы подтолкнуть наших партнеров к отработке нестандартных мер — ограничению доступа (блокада) в Калининградскую область, а также к российской военно-морской базе Тартус в Сирии. Блокада Калининградского эксклава может быть отработана как контрмеры в контексте российских майских учений на территории области, когда осуществлялись «электронные» одиночные и групповые пуски по мишеням, имитирующим пусковые установки ракетных комплексов, аэродромы, защищенные объекты, скопления военной техники и командные пункты соседних стран НАТО — Польши и Литвы — «в условиях радиационного и химического заражения местности».
Именно такие или подобные действия могут поломать сценарий Кремля «Карибский кризис-2». Призывы, даже когда их озвучивают четыре главы государств и правительств, а также обеспокоенность и глубокая обеспокоенность давно не действуют на Кремль.
Что не нужно делать
Продолжать сохранять НАЭК «Энергоатом» и Минэнерго российские метастазы в лице деркачевских ставленников и их кураторов на Печерских холмах.
Полагаться на дисфункциональные ООН и МАГАТЭ и содействие с их стороны. Международная бюрократия, пронизанная российской коррупцией, работает в первую очередь сама на себя.
Соглашаться на варианты наподобие «признание Крыма российским в обмен на добровольную передачу контроля над ЗАЭС Украине с выводом российских войск» под хор западных подпевал Путина о «предотвращении глобальной катастрофы», обещания Нобелевской премии мира тем, кто преодолел «Карибский кризис-2» и уберег мир от «ядерной зимы».
Забывать гений Сунь-Цзы: «Война — это путь ухищрений и обмана», и что к этому прибегают как враг, так и гибридные друзья.
Больше статей Михаила Гончара читайте по ссылке.