В историю можно не только войти, но и вляпаться. Российский фюрер, полностью изменив за десять лет пейзаж на западной границе Богоспасаемой Руси (тм), таки вляпался.
Он фактически возродил НАТО, европейская часть которого в 2012 году представляла собой груду штабов почти без войск. Он даже расширил эго Альянса почти до пригородов экс-Ленинграда (и это реально здорово). Вдобавок к Европе, слил все, что можно, на Дальнем Востоке, причем даже не за союз, а просто за брезгливый нейтралитет.
Но самый грандиозный вляп ждал его в Украине. Сейчас с трудом верится, но десяток лет назад Путин был одним из самых популярных политиков у нас, а почти 90% украинцев считали россиян дружественным народом. А ведь было.
Через два года российские войска вторглись в украинские Крым и Донбасс, а в этом году тотальный марш на Запад («даешь Киев и Львов!») превратил войну в полномасштабную.
Однако с Киевом за три дня не сложилось. Великая российская армия оказалась таким же мифом, как и российско-украинская дружба. Лучше всего у нее получается воевать против гражданских — и на наши города пачками сыпать ракеты и беспилотники. Цель — выморозить побольше украинцев — совершенно официальна, как и призывы выгнать 10–12 миллионов жителей Украины из страны.
Только по энергетике уже зафиксированы более тысячи пусков ракет и вылетов беспилотников.
Бьют, чем могут. По Харькову, Запорожью и Николаеву систематически — списываемыми советскими ракетами С-300. В Херсоне, убегая из города, доблестные «освободители» не забыли до основания взорвать питающие город трансформаторы.
В целом ударам подверглись до половины энергетической инфраструктуры и практически все тепловые электростанции. По некоторым трансформаторным подстанциям прилетало уже по десятку раз.
Расчет очень прост: «ломать не строить», и образуется накопительный эффект разрушений.
Благодаря, без преувеличения, героической работе ремонтников разрушить целостность Объединенной энергосистемы Украины оркам за десять масштабных ударов не удалось. Хотя в ноябре система дважды была на грани — 24 ноября в результате ударов были остановлены все атомные станции страны.
Наиболее тяжелая ситуация в Харькове и на Одесчине.
Харьковчане, где до границы нет и трех десятков километров, имеют сомнительное удовольствие наблюдать старты ракет прямо из-под недалекого Белгорода. Энергосистема города держалась на газовой Харьковской ТЭЦ-5 и угольной Змиевской ТЭС в полусотне километров, плюс переток с запада страны. Вот по ним уже больше ста дней и бьют. Начали с пристанционных трансформаторов, сейчас удары идут и по генерации. Периодически вырубает всю область, и ток сейчас, скорее, «включают», чем выключают. Но он есть, что крайне огорчает наших российских «братьев». Били даже по древней и маломощной ТЭЦ «Эсхар». В декабре заодно прошлись и по газодобыче. Цель та же — по максимуму сбить добычу и поставки топлива в города.
Чтобы затруднить переброску тока из других регионов, бьют и по подстанциям соседней Сумской области (там тоже несладко). В Чернигове по местной ТЭЦ еще весной лупили артой.
К Одесчине орков не пустили, так что зенитными ракетами (как в Николаеве) по ней не достают. Но там свои проблемы — местной генерации там практически нет. До войны область сидела на атомной электроэнергии от николаевской Южно-Украинской АЭС (три блока по 1000 МВт) и Ладыжинской ТЭС на Виннитчине.
Этого хватало, юг был энергоизбыточным (плюс рядом крупнейшая на планете Запорожская АЭС).
Но пришли война и… прилеты. По Ладыжинской ТЭС удары пошли еще в октябре. После первого пожар на трансформаторах тушили семь часов, после второго управились быстрее, но здоровья оборудованию не добавилось. С ноября пошли удары и подстанциям, обеспечивающим подачу от Южно-Украинской АЭС. Одновременно был нанесен удар по новой распределительной подстанции Днепровской ГАЭС (это ухудшило общую маневренность системы). Подстанция новая, современная и компактная. Оказалось, что компактность при наличии столь добрых соседей — это не всегда хорошо. Похоже, в будущем таки придется переносить под землю. Ну а пока местной генерации в области кот наплакал (возобновляемая энергетика зимой работает откровенно никак). Так что ситуация там…
От налетов вырубает не только свет, но и тепло. Временами без него оставалась практически вся Одесса. Рассматривались даже экзотические сценарии поставок электроэнергии с турецких плавучих электростанций (размещать их пришлось бы в Румынии).
А тем временем российские боты и местные полезные идиоты разгоняли слухи о том, что вокруг темно из-за экспорта электроэнергии в Венгрию. В реальности все обстояло строго наоборот — транзитом через Венгрию, Румынию и Приднестровье удалось наладить хоть какое-то энергоснабжение части области. По иронии, маршрут поставки идет мимо российских военных баз и контролируемой россиянами же Молдовской ГРЭС. А при ударах по югу Украины под отключения электроэнергии попадает и Кишинев.
Для полного счастья — недалеко расположенные базы в Крыму, и время подлета тех же иранских «мопедов» до Одессы минимальное. В одном из последних налетов из 15 «шахедов» до цели долетели пять. Обычно по Украине сбивают 75% выпущенных ракет и дронов. Это много, но ущерба от остальных хватает. В общем, когда энергетики говорят, что им нужно оборудование и еще раз оборудование, все так и есть.
А еще надо бить в ответ, в идеале — в Подмосковье. Даже совершенно миролюбивое «Укрэнерго» говорит партнерам на Западе, что «по мере того, как вы увеличиваете свою способность восстанавливать энергосистему, вы должны уменьшать их способность разрушать». Потому что, чтобы пережить эту зиму, нам нужно идти в обе стороны. Только ПВО и укрытия вопрос не закроют. В перспективе нужна распределенная генерация. Есть проекты установки относительно небольших газовых ЭС на 20–30 МВт.
В понедельник утром в Киеве иранский «шахед» врезал по подстанции 330/110 кВ «Нивки» в Киеве. Пожар длился несколько часов. Многие районы города снова погрузились во тьму.
Почти привычно. В сетях вполне буднично обсуждали, и почему двухсоткилограммовый «шахед» все-таки пробил защиту (трансформатор имел защитную стену и мешки с песком), и как стоит усилить защиту других.
А так, который там уже по счету удар? С сентября столица попадает под почти все крупные волны ударов (их уже было девять), а часто и прилеты по соседним областям имеют целью вырубить ее энергосистему.
Орки систематически пытаются отрезать Киев от двух западноукраинских АЭС (Ровненской и Хмельницкой). Прилеты по подстанции «Киевская» скоро начнут считать двузначными цифрами. На поставляющей в Киев подстанции «Винницкая» тоже нескучно. Вспомнили даже о линии 330 кВ от Чернобыльской АЭС, в результате — прилеты по ПС «Лесная».
Ударили и по машзалу Троещинской ТЭС-6 (в распредустройства били и раньше). Летело и в еще «сталинскую» Дарницкую ТЭЦ. Дроны летали и на Вышгородскую ГЭС (ПВО помогло большей их части уйти на дно моря).
С осени крышу «Укрэнерго» украшает след разрыва «шахеда», накрыли даже почти столетнюю ТЭЦ-3.
В общем, зима уже нескучная, и отключение электричества на тридцать и более часов для ряда районов — вполне реальность. Особенно на левом берегу, где повреждена ТЭЦ-6, питающая Троещину.
Удары из шока потихоньку стали почти статистикой. Идет попытка выморозить целую страну. Европа, XXI век. И это все, что сейчас надо знать о русском народе. Толстого, Тургенева там не читают, о Стругацких давно забыли. Ок, выводы сделали, нужно выстоять.
В Киеве порядка 1,1 млн абонентов, и в нормальной ситуации городу требуется 1500 МВт (примерно две трети для населения и комбыта).
Реальность очень другая, и иногда эта цифра вдвое ниже. Если добавить, что в нее входят неотключаемые и критически важные потребители (то же метро или больницы)... В общем, генераторы не роскошь, а необходимость.
В начале налетов энергетики города разбили потребителей на три очереди, грубо по 300 МВт. Внутри каждой очереди — десять групп. И пытались выдерживать графики. Выглядело внушительно, однако по мере нарастания налетов (и повреждений) графики всех видов, от стабилизационных до плановых, становились все эфемернее. До весны будет очень сложно. Тот же Нацбанк планирует, что дефицит электроэнергии снизится (но не до нуля) только летом.
Придется рассматривать очень разные сценарии.
Россияне откровенно надеются на полный паралич системы… Тем более система уже дважды падала (но ее собирали). Полного паралича они вряд ли дождутся, но варианты будут разные и все предполагают работу 24/7. Вообще-то многие (не все) так работать уже научились. Но дури и даже откровенных попыток борьбы за кресла тоже хватает. Автор написал бы о Минэнерго, но редактор вычеркнет мат… Многое осталось «как всегда», если коротко.
Но на выходе — идет триста-какой-то день «трехдневной» войны. И пока у «освободителей» все не по плану, так что и энергетический террор своих целей не достигнет. Не дождетесь.
Больше статей Игоря Маскалевича читайте по ссылке.