UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТурбоАтака «Газпрома»: чем она угрожает Европе и Украине

О возможной реанимации «Северного потока-2» и кремлевских сценариях мультикризиса

Авторы: Денис Винский , Михаил Гончар

РФ сократила подачу газа по газопроводу Nord Stream. Сначала с 167 млн кубометров в сутки до 100 млн, а со временем до 67 млн кубометров. Официальная причина — британская Industrial Turbine Company (UK) limited, выполнявшая капитальный ремонт турбины газоперекачивающего агрегата (ГПА) компрессорной станции (КС) «Портовая», не может вернуть ее из ремонта в Канаде из-за санкционного режима. Эта фирма является дочерней другой британской компании — Siemens Energy Industrial Turbomachinery Limited, которая, в свою очередь, входит в Siemens Energy Sector в конгломерате немецкой Siemens AG. При чем здесь Британия и Канада, становится понятно с учетом факта покупки немцами турбинного бизнеса Rolls Royce Energy из Соединенного Королевства в 2014 году. Британская компания как раз специализированно занимается ремонтом турбин. В этом случае с использованием своих мощностей в Канаде. Но суть вопроса не в корпоративном разделении труда конгломерата Siemens, а в российских манипуляциях, по которым прослеживается далеко идущий сценарий.

Читайте также: Как лоббист “Газпрома” Райнер Зеле подсадил Австрию на российскую газовую иглу - DW 

Немного необходимых технических деталей

На КС «Портовая», являющейся базовой и единственной для «Северного потока», эксплуатируются восемь ГПА, из них шесть мощностью по 52 МВт и две по 27 МВт с турбинами производства Siemens.

Обратимся к официальным документам «Газпрома». Согласно внутрикорпоративному стандарту «СТО Газпром 2-3.5-051-2006», на компрессорной станции должны быть предусмотрены резервные агрегаты.

Кроме того, надо обеспечить равномерное срабатывание ресурса ГПА. Для этого в системе автоматизированного управления компрессорной станции предусмотрен соответствующий алгоритм. Когда один из рабочих агрегатов останавливают для выполнения регламентных работ, то резервный сразу включается. И так поочередно. Это обеспечивает равномерное срабатывание ресурса всех ГПА, как рабочих, так и резервных.

Исходя из технической документации КС «Портовая», схема ее функционирования предусматривает шесть рабочих ГПА плюс один резервный. Но в этом случае роль резервного выполняют два ГПА меньшей мощности. На спутниковом снимке КС «Портовая» желтым и красным контурами показана локация ГПА с турбинами разной мощности. Две резервные турбины позволяют более плавно регулировать мощность компрессорной станции.

Исходя из наработки ресурса турбинами, устанавливается очередность их ремонта. Турбину с использованным ресурсом демонтируют, а на ее место монтируют ту, которая хранилась на КС. Демонтированную турбину отправляют на капремонт, а по возвращении — монтируют вместо следующей, требующей капремонта. И так поочередно. Последняя турбина возвращается из ремонта и направляется на хранение на КС. Таким образом обеспечивается капремонт турбин без снижения объема подачи газа через КС. Все это закреплено внутренними стандартами и инструкциями.

С учетом приведенного выше, сообщение «Газпрома» от 14 июня об уменьшении подачи газа по Nord Stream выглядит более чем странно. Из восьми ГПА на КС работают почему-то только три. Какие именно ГПА остались в работе, «Газпром» не уточнил. Количество турбин на ремонте также не озвучено. Но согласно регламентам самого же «Газпрома», в ремонте может находиться только одна турбина, потому что иначе не будет обеспечен резерв ГПА на КС. Siemens также сообщает только об одной турбине, которую не вернули из ремонта, что вполне отвечает нормативам.

В то, что из строя вышли одновременно четыре турбины Siemens, не поверит ни один специалист. Какой-либо аварии или пожара, или же ракетного удара со стороны сил НАТО в ходе учений Baltops-2022 по КС не наблюдалось. Сообщений ФСБ о задержании польских, литовских, латвийских, эстонских или финских диверсантов в районе бухты Портовая тоже не было. Следовательно, исходя из сообщений и действий «Газпрома», прослеживается определенный сценарий. Вице-канцлер правительства Германии Роберт Габек вполне резонно отметил: «У меня сложилось впечатление, что это политическое решение, а не решение, которое можно оправдать с технической точки зрения».

«Северный поток-2»: попытка реанимации?

Наиболее вероятно, что налицо очередное использование газопоставок и трубопроводов как гибридного оружия Кремля для шантажа ЕС, начавшего дискуссии о газовом эмбарго в рамках возможного седьмого пакета санкций. Принимая во внимание военную логику Кремля, а не коммерческую логику «Газпрома», резонно предположить, что следующим этапом будет остановка газопровода «Северный поток» для выполнения «плановых профилактических работ». Это уже объявлено по «Турецкому потоку» с 21 по 28 июня. Показательно, что на аукционе 20 июня «Газпром» не зарезервировал дополнительные мощности для транспортировки своего газа через ГТС Украины. Автоматически это вызывает последующую ценовую эскалацию и дополнительное давление на Еврокомиссию.

Читайте также: Европа может пойти на кратковременный запуск "Северного потока-2": эксперт указал на опасность одного из сценариев

Действительно, традиционно «Северный поток» останавливается в июле. В прошлом году это было 13–23 июля, в этом году предварительно планируется 11–21 июля, но не исключено, что может быть и по-другому.

Следует обратить внимание, что внутритрубная диагностика выполняется раз в год во время остановки газопровода. Ее проводит известная немецкая ROSEN Group из Лингена со штаб-квартирой в Швейцарии. С учетом того, что запуск диагностического устройства выполняется на российском побережье, а выемка — на немецком, в Грайфсвальде, с дальнейшей обработкой полученных данных в Германии, то, вероятно, «Газпром» может найти «технические проблемы» на отрезке, расположенном в российских территориальных водах или на приморском участке при внешнем контроле газопровода. А далее «Ростехнадзор» традиционным образом запретит использование «Северного потока» на некоторое время для устранения выявленных проблем». Цены на газ в Европе еще больше подскочат, что, опять-таки, на руку Кремлю как с коммерческой точки зрения — продаешь меньше, а получаешь больше, так и с политической — превентивный удар по намерениям ЕС включить газовое эмбарго в седьмой пакет санкций.

«Газпром», с учетом необходимости выполнять свои обязательства перед европейскими клиентами, пафосно заявит о «спасительном варианте» — «Северном потоке-2». Мол, точно такой же газопровод может успешно заместить аварийного брата-близнеца по тому же маршруту. Существующие альтернативы при этом умышленно не рассматриваются. Дескать, Польша отказалась от импорта российского газа, поэтому Ямал—Европа не может быть задействован, а Украина блокирует транзит российского газа через газопровод «Союз» под надуманным предлогом форс-мажора на КС «Новопсков». Увеличить транспортировку через Уренгой—Помары—Ужгород «Газпром» отказался еще раньше, а здесь еще и (не)случайная авария на Уренгойском месторождении случилась, — все как и в августе прошлого года с аварией на Новоуренгойском газоочистительном комплексе, которая формально маскировала осушение «Газпромом» рынка ЕС.

По логике Кремля, остается один-единственный вариант — «Северный поток-2». Германия и Еврокомиссия согласятся на такой вариант, поскольку под угрозой срыва закачка газа в ПХГ на зиму 2022/2023. Росагитпроп уже смакует тему безвыходного положения для ЕС, акцентируя внимание еще и на серьезной аварии, произошедшей в США на заводе по сжижению природного газа Freeport LNG, откуда СПГ поступает в Европу. Также отмечается всплеск спотовых цен на европейских хабах. Если в мае и до середины июня цены на газ держались в основном в коридоре 80–100 евро за МВт·ч, то через несколько дней цены подскочили до более чем 120 евро/МВт·ч (124,1 евро/МВт·ч на хабе TTF 17 июня или 1361,8 дол. США за 1000 кубометров в более привычном для нас виде).

Российский вице-премьер Александр Новак «предрекает» европейцам тяжелые газовые годы впереди, подталкивая их к принятию «непопулярных решений» и отговаривая от темы газового эмбарго. Еще один «пророк» от Путина российский представитель в ЕС Владимир Чижов обещает «катастрофу для Германии», если «Северный поток» остановится, конечно, из-за «контрпродуктивных санкций Запада против РФ». О «рояле в кустах» в виде «Северного потока-2» речь не идет. Пока. Но вполне понятно, к чему подводят. Если под давлением обстоятельств правительство Германии согласится с запуском СП-2, то со временем, после «устранения неполадок» на СП-1, заработает и он. Транспортировку газа через Украину в таком случае «Газпром» прекратит, несмотря на угрозы арбитражного иска со стороны «Нафтогаза Украины».

Сценарий мультикризиса

Того, что происходящие события являются очередной газовой войной России против Европы, не скрывают российские эксперты, которые традиционно выступают с прогазпромовских позиций. ЕС пугают ценами на газ зимой от 2000 до 3500 долл. за 1000 кубометров против нынешних более 1300 долл.

За новой газовой «турбоатакой» Кремля стоят намерения не только реанимировать искусственной кризисной ситуацией «Северный поток-2», но и внести дополнительные турбулентности в малодушную и уже уставшую от «чужой войны» Европу, окончательно «орбанизировать» Макрона и поссорить Шольца с Габеком и Бербок, чем способствовать правительственному кризису в Германии, не допустить принятия решения в ЕС о седьмом пакете санкций с газовым эмбарго. И не только.

Просматривается более далеко идущий план — мультикризисный сценарий. В дополнение к продовольственному кризису в странах Африки Россия хочет подтолкнуть сценарий «холодомора» в Европе, не сработавший прошлой зимой.

Поскольку США и НАТО проявляют малодушие в вопросе военного разблокирования Черного моря, то в Кремле считают, что такое же малодушие Германия и ЕС проявят и на газовом фронте. Тем более что «рублевый ультиматум» Кремля, хоть и не в полной мере, но сработал. Это добавляет ему уверенности в том, что нужно продолжать идти путем повышения ставок и шантажа. А со временем, по мере приближения осени и выборов в американский Конгресс, когда Вашингтону будет не до Европы и Украины, можно будет ставить вопрос ребром и о снятии санкций ЕС подобно тому, как это уже делается в контексте «готовности России помочь в преодолении продовольственного кризиса» при условии пересмотра санкционного режима.

Для большей убедительности Кремль может дать указание «Газпрому» прекратить транспортировку газа через Украину под тем или иным предлогом. Как показывают события с транзитом казахстанской нефти через нефтепровод Каспийского трубопроводного консорциума, фантазии в придумывании искусственного повода у Кремля хватает. В скором времени объектом газовой атаки — отключения от газопоставок — станет Молдова в контексте попыток получить кандидатский статус в ЕС.

Для того чтобы еще больше хаотизировать Запад, «технические инциденты» могут «внезапно» возникнуть на трансатлантических оптоволоконных линиях связи между Европой и Северной Америкой. Активность главного управления глубоководных исследований минобороны РФ на больших глубинах в Северной Атлантике уже была неоднократно замечена в последние годы. Командующий британскими Вооруженными силами адмирал Тони Радакин, как и несколько лет назад его предшественник главный маршал авиации Стюарт Пич, обратил внимание на угрожающую подводную активность России в холодных водах Атлантики.

Удастся ли сценарий мультикризиса? Ни в Кремле, ни в «Газпроме» уверенности в этом нет, но алгоритм злонамеренных для энергетической безопасности ЕС и Украины действий уже просматривается. Блеф, зондаж, маскировка — эти методы из арсенала ФСБ со времен КГБ и НКВД уже в действии, в скором времени снова увидим, как работают шантаж и провокация.