UA / RU
Поддержать ZN.ua

ПЕРСПЕКТИВКА?..

Если абстрагироваться от публичных политически заангажированных и тем более эмоциональных «выражений» и «определений» относительно «газовых» перспектив Украины, то ситуация приблизительно такова...

Автор: Алла Еременко

Если абстрагироваться от публичных политически заангажированных и тем более эмоциональных «выражений» и «определений» относительно «газовых» перспектив Украины, то ситуация приблизительно такова. Приблизительно, потому что в этой теме все можно изменить одним словом, даже всуе оброненным.

Сказанное выше имеет непосредственное отношение к возможному «газовому» контракту с Туркменистаном и прежде всего с Российской Федерацией.

Весьма осторожные высказывания Президента Украины, премьера и членов его кабинета в начале этой недели по поводу переговорного процесса о «газовых» контрактах с Россией и Туркменистаном засвидетельствовали по крайней мере то, что «дразнить гусей» не имеет смысла и что этой аксиомой отечественный политистеблишмент пренебрегать не станет хотя бы какое-то время.

После резкого выпада Л.Кучмы в адрес «энергетического» вице-премьера и оправданий премьер- министра в связи с поездкой в Ашгабад в начале минувшей недели президенты Украины и Туркменистана сочли необходимым и возможным в телефонном разговоре подтвердить готовность к поиску взаимоприемлемых условий поставок в Украину туркменского газа и его оплаты. Вроде даже договорились о визите Л.Кучмы в сентябре в солнечный Ашгабад.

Это хорошая новость. И обсуждать действительно есть что. (Квинтэссенция известной на это время туркменской позиции представлена в таблице на стр. 9) Например, особые условия расчетов за туркменский газ. Ведь в случае принятия туркменской стороной коэффициента стоимости товаров и услуг (поставляемых в счет оплаты части газа) на уровне 2,5, Украине нужно будет платить деньгами (что еще никогда не удавалось сделать вовремя) — 29,4 доллара за 1000 кубометров газа. И еще около 19 долларов — за транзит до украинской границы (см. табл. на стр.9).

Впрочем, я лично насчет транзитных (особенно российских) ставок не уверена. Особенно после очередного украинско-российского раунда переговоров, состоявшегося в начале минувшей недели.

Когда до сих пор речь заходила о российско-украинском межгосударственном, межправительственном «газовом» соглашении, я все хотела выяснить: зачем оно нужно, если деловые отношения строятся между конкретными продавцами и покупателями газа? Теперь, похоже, появился некий вариант ответа. Ведь нельзя не заметить, что, пожалуй, впервые «газовые» переговоры, пусть даже первоначальные, с российской стороны уполномочены вести не «газпромовцы», Минтопэнерго РФ или там «итеровцы», а самые что ни на есть представители Российского государства во главе с замом руководителя службы главы правительства РФ В.Андриановым. И в весьма ультимативных предложениях Украине (см. табл. на стр.9) также значится не ОАО «Газпром», как обычно, а именно Российская Федерация. А уж если дойдет до дела (реального контракта), тогда уж государство РФ уполномочит доверенную компанию вести «газовые» дела с Украиной. Уполномочит ли она «Газпром», холдинг Itera либо кого иного — это, как говорится, дело десятое... Во всяком случае, сами россияне определенно дали понять, что на Itera Украине особо рассчитывать не стоит. А стоит задуматься, где взять почти по 100 долларов на каждые 1000 кубометров российского газа...

Правда, и украинцы в долгу не остались: предложили РФ платить по 10 долларов за транзит каждых 1000 кубометров российского газа через свою территорию. Платить деньгами. Если учесть, что годовой объем экспорта (и транзита украинскими газопроводами) российского газа в Европу и на Балканы, а также в Турцию в последние годы составлял 110—120 млрд. кубометров, то в итоге сделка могла бы принести Украине серьезную прибыль.

Впрочем, это маловероятная версия. Уже потому, что россияне также имеют железные аргументы в газопереговорном раунде. Например, такой: от транзитной ставки РФ при транспортировке в Украину туркменского газа в значительной мере зависит не только цена того же туркменского газа на украинско-российской границе, но и вообще участь украинско-туркменских «газовых» отношений. Потому что политическую целесообразность диверсификации источников газопоставок Украине почти нечем оплатить!

Другой, еще более веский, аргумент россиян — украинские долги. Причем делегация РФ четко выразилась, что с их погашением Украине определиться следует до начала октября. Не особо пока в этом смысле сыграло и украинское (!?) предложение о передаче россиянам «в концессию» чуть ли не половины газотранспортной системы Украины. Что в результате из этого получится — трудно сказать. Единственный очевидный вывод: «Шеллу», также претендовавшему в «газовые» концессионеры, на этом этапе ничего не светит...

Вдогонку российским экспертам публично прозвучала уже «обкатанная» версия погашения украинского «газового» долга: будучи в Черниговской области, премьер В.Ющенко напомнил о таком варианте зачета долгов, как передача россиянам части стратегических бомбардировщиков Ту-95МС и Ту-160. (Привет спецэкспортерам! Возможно, им снова будет чем заняться...)

В этой связи почему-то вспомнилось, как расстроились НАКовцы, когда их идею перехватили военные и спецэкспортеры. То ли из обиды, то ли из досады они почти год тому назад автору этого материала заявили, что бомбардировщики в счет погашения части долга были отданы Украиной чуть ли не в два-три раза дешевле.

А на днях господин Президент настоятельно порекомендовал господину премьеру внимательно прислушиваться к советам И.Бакая. Может, и потому, что он в свое время начинал переговоры о бомбардировщиках в счет долгов, а также пытался расплачиваться за туркменский газ еще будучи главой «Республики»?..

Интересно, что и кто скажет в случае очередной «газо-военной» сделки?

И тем более интересно: почему в Украине считают (не стану пока уточнять — кто из госчиновников), что единый энергобаланс с РФ — это для Украины панацея?! Я, конечно, не эксперт в таких далеко идущих планах, но умные люди говорят, что это больше похоже на ловушку. Украине северная соседка, конечно, при едином-то балансе даст и газ, и нефть, и электроэнергию. И с долгами, возможно, станет полегче. Но вот только тогда многолетняя возня и даже пусть временные, но все же успехи Украины в отстаивании хотя бы права на энергетическую независимость и права выбора партнеров в этой отрасли теряют смысл. Все балансы Украины в таком случае составлять будут не в Минтопэнерго Украины, и даже не в Кабмине, и даже у Президента Украины в этом вопросе останется формально совещательный голос. В лучшем случае. Все балансы Украины станут составлять в Москве...

Впрочем, очень похоже, что это уже и происходит — де-факто. И чтобы это не смущало мировое сообщество, кому-то, видимо, требуется всего лишь оформить ситуацию де-юре. Кому?..

Алла ЕРЕМЕНКО