UA / RU
Поддержать ZN.ua

Олигархи против портов

Ждем решения властей

Автор: Роман Ивченко

Украинские порты заявили о повышении тарифов на перевалку железной руды. Решение своевременное и уместное: мировые цены на руду рекордно взлетели, а правительство инициирует приведение тарифов на добычу минерала к рыночным показателям. Однако любые инициативы по повышению ставок блокируются крупнейшими производителями железорудного сырья (ЖРС). Они, естественно, хотят, как и раньше, получать сверхприбыли в ущерб интересам государства и других игроков рынка.

Надежду на то, что на этот раз олигархи не смогут одержать верх и продавить свои интересы, дает позиция действующей власти, взявшей курс на деолигархизацию. Уже готов к рассмотрению и соответствующий закон, который значительно урезает возможности и влияние для крупного бизнеса. Кроме того, офис президента поддержал инициативу правительства по повышению ренты на добычу железной руды. «Считаю, что это одна из важнейших налоговых реформ — увеличение налога на железную руду. Железная руда принадлежит народу, и нужно увеличивать налог разумно, чтобы никто не уходил в тень», — заявил на днях Владимир Зеленский, добавив, что нельзя позволить зарабатывать 200–300% за счет недр в стране, которая воюет, и в которой нечем платить пенсии.

Для понимания, на сегодняшний день компании, добывающие железную руду, платят с каждой тонны 11–12% от себестоимости минерала. Если законодательные изменения вступят в силу, с 1 июля 2021 года компании будут платить ренту от рыночной цены руды с содержанием железа 62% от ее цены. А бюджет страны соответственно дополнительно получит 3 млрд грн, что позволит покрыть часть бюджетного дефицита, который в 2021 году составляет 247 млрд грн (5,5% ВВП).

Повышение стоимости добычи обусловлено и рекордным повышением мировых цен на ЖРС. По данным Bloomberg, спотовые контракты на железную руду в начале мая выросли с 68 долл. до исторического рекорда — более 200 долл. Это исторический максимум стоимости руды, обусловленный несколькими факторами. Во-первых, после пандемии возрос спрос на этот материал, и горнодобывающие компании увеличили добычу. Во-вторых, мир переходит на электромобили и альтернативные источники энергии, что, по мнению экспертов, вызовет дополнительный спрос на металлы. Еще одной причиной подорожания эксперты называют конфликт между Китаем и Австралией, который длится с 2018 года. Австралия — крупнейший поставщик железной руды в мире и покрывает около двух третей потребностей Китая в импорте сырья. Но после того как страна сначала не допустила китайский Huawei к своей сети 5G, а потом потребовала расследовать происхождение «китайского» коронавируса, и без того холодные экономические отношения превратились в ледяные. Что спровоцировало ценовой взрыв на железную руду.

При таких расценках на ЖРС рента на добычу, согласно минфиновскому проекту, составляет 16%. Естественно это не устраивает основных игроков рынка, самый крупный из которых — группа «Метинвест», занимающая более 50% доли рынка. Группа полностью контролирует Северный горно-обогатительный комбинат (ГОК), Ингулецкий ГОК и Центральный ГОК, владеет 46% акций Южного ГОКа и 29,5% Запорожского железорудного комбината (через меткомбинат «Запорожсталь»). Кроме того, «Метинвест» пополам с группой «Приват» контролирует Криворожский железорудный комбинат.

В «Метинвесте» заявили, что разработчики законопроекта не учли местную специфику, поскольку украинская железорудная отрасль по своей сути является больше перерабатывающей, чем добывающей. И ее обогащение является энергоемким и затратным процессом.

Не поддержали крупные производители ЖРС и повышение ставок на перевалку железной руды, на котором настаивают украинские порты. Несмотря на то, что и спрос, и цена на руду рекордно возросли, стоимость перевалки остается на очень низком уровне. С 2018 года она колебалась на уровне 2,05–3,4 долл. за тонну (при рыночной цене 3,40–5,20 долл.). Одна из причин такого вынужденного демпинга — традиционное влияние акционеров группы «Метинвест» на государственные предприятия, занимающиеся перевозкой и перевалкой руды — порты и «Укрзалізницю». Свою роль сыграла и нестабильная ситуация на сырьевом рынке.

После того как украинские порты, в частности «Южный», решились повысить тарифы на перевалку руды до рыночного уровня в 5,2 долл. за тонну, на них обрушилась буря критики и обвинений: начиная с остановки перевалки руды, заканчивая огромными потерями для бюджета. Это при том, что подобная стратегия абсолютно логична и оправданна. В сохранении прежних расценок при нынешней рыночной конъюнктуре заинтересованы исключительно олигархи — владельцы предприятий, производящих ЖРС, но ни портам, ни государству это совершенно не выгодно.

Так, порт Южный из-за явно заниженной ставки на перевалку железной руды за первый квартал 2021 года показал 50 млн грн убытка и недовыполнил финансовый план. Если же дать возможность портам переваливать пользующийся повышенным спросом продукт по рыночным тарифам, это даст позволит им обновить мощности и прирастить экспортный потенциал Украины. При описанном выше спросе на сталь во всем мире Украина лишь выиграет от усиления экспорта.

По сути проиграют только олигархи, которые не смогут получать прежние сверхприбыли. Есть подозрение, что именно они и стали инициаторами информационной волны негатива против портов, обвинив их в ценовом сговоре и повышении тарифов на 30%. Правда, о том, что благодаря мировому повышению цены на железную руду, которую экспортирует тот же «Метинвест», этот продукт подорожал на 194%, в компании умолчали.

В этом противостоянии свое слово должно сказать государство. По мнению политического эксперта Виктора Тарана, от того, какую позицию займет офис президента и Кабмин, зависит не только состояние украинских портов и бюджетные показатели, но и дальнейший процесс деолигархизации, заявленный президентом. «Если государство не окажет портам хотя бы моральную поддержку и тех снова прогнут на перевалку руды фактически по себестоимости, это станет плохим сигналом для всех стейкхолдеров и, прежде всего, депутатов. После этого ОПУ будет гораздо сложнее собрать голоса парламентариев для принятия законов о повышении налогов на добычу и создания реестра олигархов», — пишет Таран.

Больше статей Романа Ивченко читайте по ссылке.