UA / RU
Поддержать ZN.ua

Газовое оружие Кремля. Может ли ЕС защититься?

РФ грубо нарушает регламенты ЕС и должна за это отвечать

Автор: Александр Кошевой

То, что Кремль использует свои ресурсы не только для продажи и получения прибыли, но и для расшатывания экономической и политической стабильности в Европе, по крайней мере с начала агрессии РФ против Украины, европейцам известно доподлинно. А в Украине, тем более в Польше, Литве, Латвии, Эстонии — странах «фантомных болей» Кремля, об этом знали и раньше.

Механика использования энергоресурсов с целью расшатать ситуацию в Европейском Союзе сегодня обусловлена экономико-правовыми факторами. Вопрос лишь в том, почему европейские чиновники и органы надзора не противодействуют злоупотреблениям рынком и не прекращают это безумное манипулятивное давление на рыночное ценообразование в ЕС со стороны мотивированных исключительно преступными намерениями компаний из РФ? При этом осознавая, что эти компании действуют совместно с высшим руководством РФ.

Читайте также: России не удастся победить в энергетической битве с Западом, у нас достаточно запасов — глава МЭА

История вопроса

История уходит корнями в 50-е годы ХХ века, когда добыча газа стала более интенсивной, и связывают это с открытием месторождения Гронинген. Предложенный министром экономики Нидерландов Яном Виллемом де Пусом принцип ценообразования получил название «гронингенский». Далее традиционная ценовая модель контрактов базировалась на разных данных, приближавших ее к рыночной стоимости, одновременно происходило все это по формулам, а не биржевым методом, с применением аналогов замещения, корректировками на налоговые отчисления и т.п. Периодически цену пересматривали.

Все это действительно не совсем отвечает современной либеральной экономической модели и немного устарело, будем откровенны. Европейский Союз решил изменить этот подход к ценообразованию, приняв так называемый Третий энергетический пакет. Цель либерализовать рынок, создать более прозрачные условия ценообразования, ограничить монополии.

Постепенно доля рынка, где ценообразование происходит через спрос и предложение, на спотовом рынке, начала увеличиваться. Сегодня она доминирует.

Впрочем, даже сейчас можно выделить: ценообразование на базе контрактов, биржевое ценообразование и регулируемое ценообразование. Одновременное существование биржевого и контрактного ценообразования также создает множество дополнительных источников для злоупотреблений и давления на него.

Главным выгодополучателем этого беспорядка, а также материальной выгоды стал Кремль и его сателлиты типа Венгрии, которых устраивает существующая цена.

Читайте также: Глава Еврокомиссии призывает ограничить цены на российский газ

Средства злоупотребления рынком

Злоупотребление рынком в этом случае является таким влиянием на процесс рыночного ценообразования, при котором цену контролирует преступник. Средства могут быть разными, и перечень их неограничен. Это и создание видимости ограниченности ресурса, и управление этим искусственным процессом во времени, и управляемый вброс недостоверной информации на рынок о каких-либо изменениях, касающихся влияния на ценовые факторы, объемы, сроки, и т.п. Главное — создать видимость того, что цена начинает неуправляемо расти, волатильна, ресурс ограничен, его не хватит, система не работает и ограничивает поставки ресурса и т.п. Все это элементы искусственного манипулятивного контроля над ценами на энергоресурсы.

Читайте также: Новые санкции против России — что готовит ЕС

Выгода РФ

Когда ценообразование становится зависимым от спотового рынка, у крупного поставщика этого рынка появляется возможность злоупотреблять своим доминирующим положением. И тут уже мошенники получили все инструменты для искусственного контроля над ценами. Сегодня РФ эту возможность использует по двум направлениям экономического фронта: для искусственного контроля над ценами и создания хаоса на финансовых рынках.

Дело в том, что, обезвреживая монопольные положения, европейцы при этом забыли, что имеют дело с государством — олицетворением манипуляций и злоупотреблений.

Итак, стратегия Кремля в этих войнах инструментально заключается в том, чтобы постоянно осуществлять давление на ценообразование, искусственно его контролировать. При этом не имеет значения, что там еще придумали европейцы в смысле закона. РФ всякий раз будет осуществлять давление на каждый подход к ценообразованию. На контрактное — с помощью манипулирования формулами, на биржевое — средствами искусственного контроля (манипуляциями и незаконным и спекулятивным использованиям инсайдерской информации), наконец, на регулируемое — идиотским путинским «мерзни-мерзни, волчий хвост».

Обычно происходит следующим образом: когда мы видим колебания цен и значительную волатильность, одновременно слышим заявления политического руководства РФ о тех или иным обстоятельствах, которые влияют на ценообразование и которые либо изменились «внезапно», либо вот-вот «изменятся», либо же находятся в процессе изменений. Обстоятельства могут быть любые, не суть важно, все они обычно являются манипуляцией вокруг цен.

Важно понимать, что когда мы рассмотрим вопрос в совокупности — действия политического руководства РФ, действия поставщиков ресурсов и всех их аффилированных лиц, то гарантированно приходим к выводу о согласованности их действий. Таким образом, политическое руководство РФ следует воспринимать в этом случае как преступника, осуществляющего искусственный контроль над рыночным ценообразованием. Банальный рыночный мошенник. Причем такого уровня, который позволяет задействовать применительно к нему уголовно-правовые средства контроля, а не только рыночные и регуляторные.

Читайте также: Отток капитала из России: Генпрокурор РФ считает, что поможет международное сотрудничество

Защита

Рыночное ценообразование в ЕС на оптовых энергетических рынках защищено законодательством о злоупотреблении рынком. Это в первую очередь регламент ЕС 1227/2011 о целостности и прозрачности на оптовом энергетическом рынке (так называемый REMIT — regulation on wholesale energy market integrity and transparency), запрещающий злоупотреблять энергетическим рынком. В частности, там речь идет о следующем: «Любое участие и любые попытки участия в манипулировании оптовыми энергетическими рынками запрещены…», а «лицам, которые владеют инсайдерской информацией по оптовым энергетическим продуктам, запрещено использовать такую информацию для приобретения или продажи, применения попыток по приобретению или продаже, от собственного имени или от имени третьего лица, прямо или косвенно, оптовых энергетических продуктов, которых касается такая информация».

Это и известный регламент ЕС 596/2014 (так называемый MAR II — market abuse regulation), который запрещает манипулировать рынком и незаконно использовать инсайдерскую информацию под страхом штрафов и применения уголовных санкций. Так, учитывая то, что рынки энергоресурсов не являются линейными структурами, наоборот, являются глобальными и построены разнопланово, со многими составляющими, некоторые несогласованности и пробелы в законодательстве — в пользу манипулятора. А выделить нужно: физическую составляющую, связанную с перемещением топлива, финансовую составляющую операционной деятельности, составляющую требований по приемлемому поведению. Все они сами по себе урегулированы еще рядом регламентов ЕС. Вопросы возникают при квалификации и правоприменении по каждому отдельному сценарию манипулирования с использованием разного набора составляющих.

Важно понимать, что, кроме политической окраски злоупотреблений, когда Кремль открыто использует газ как оружие в необъявленной войне против цивилизации, сами по себе действия по злоупотреблению рыночным положением предполагают уголовную ответственность в ЕС, а также являются поводом для применения санкций, измеряемых миллиардами евро.

Читайте также: Дефицит газа: Volkswagen рассматривает возможность переноса производства из Германии

Схватить преступника

Необходимо отметить, что схватить преступника, который наносит рыночный ущерб и получает от этого какую-либо выгоду, нелегко. Надо доказать связь между действиями экономического преступника и вредными последствиями.

Манипуляции вокруг факторов цен не обозначены бирками, их надо собирать, анализировать и доказывать, что компании с капиталом происхождением из РФ только декларируют, что занимаются исключительно рыночными практиками и получением прибыли. Но трудно не означает невозможно! Собственно, упомянутые регламенты создавали именно для таких и подобных ситуаций.

Почему Европа не отвечает релевантно действиям экономико-политических мошенников, доподлинно непонятно, средства у нее есть.

Чем опасны эта бездеятельность или несвоевременный ответ энергетически-экономическому агрессору и несвоевременное прекращение злоупотреблений рынком?

Все рынки связаны между собой видимыми рыночными и не только связями. В условиях информационно-асимметричной реальности мошенник, олицетворением которого сегодня выступает на энергетическом и финансовых рынках РФ, пытается и имеет возможность заражать дефектной искусственной ценой любые другие финансовые активы и рынки. Подобное влияние может вызвать эффект домино в мире финансов, спровоцировав, например, кризис ликвидности или вообще кризис.

Противодействовать злоупотреблениям организованной группы, действующей в составе политического руководства и компаний — поставщиков энергоресурсов происхождением из РФ, надо решительно и своевременно, жестко прекращая какие-либо их нерыночные действия по ценообразованию.

Выводы

Таким образом, в ситуации теперь уже официально объявленной энергетической войны Европейский Союз должен применять релевантные средства обезвреживания российской энергетической агрессии, используя их применительно к каждой ситуации.

В частности, по каждому случаю злоупотребления рынком следует регистрировать соответствующее уголовное дело, начинать уголовное расследование, назначать экспертизу для определения механизмов искусственного вмешательства и размеров убытков. А всю выгоду, полученную нерыночным способом с применением инструментов искусственного контроля рынка, взыскивать с представителей этой «группы влияния» и направлять на покрытие убытков потерпевших лиц.

В целом адекватный и своевременный ответ мошенническому поведению преступников происхождением из РФ, осуществляющих искусственный контроль над рыночным ценообразованием на энергорынках ЕС, должен быть каждый раз ощутимым и приводить к уменьшению и аресту активов преступной группировки. Иначе ресурсная война Европы с Россией не прекратится даже после завершения войны РФ с Украиной.

Больше статей Александра Кошевого читайте по ссылке.