UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экономика аутсайдеров

Почему Украина, обладая фантастическими сокровищами недр, не «взлетела» как Саудовская Аравия?

Авторы: Сергей Следзь, Вадим Башта

Пустынная Саудовская Аравия имела единственную возможность для своего быстрого развития — залежи нефти. Недра зеленой Украины заполнены несметными богатствами. Но в результате в пустыне Саудовской Аравии построен суперсовременный оазис для процветания местного населения. А украинцы при всех их национальных богатствах, тратят последние копейки на пропитание и коммуналку. Их даже уже начали предупреждать о грядущем (к 2050 году) дефиците питьевой воды. Почему так? И кто виноват?

Несметные богатства?

Украина все еще обладает более 20 000 месторождений и 117 видами полезных ископаемых. Причем 8700 из них имеют промышленное значение. Страна по праву входит в список ведущих минерально-сырьевых стран мира, в недрах которой находится заметная часть мировых запасов полезных ископаемых. Тогда почему, обладая таким потенциалом, наша экономика чувствует себя так отвратительно?

Промышленность, судя по динамике индексов промпроизводства, медленно, но уверенно деградирует. От стремительного падения ее уберегла лишь холодная зима 2021-го, поддавшая временных «плюсиков» в энергетику.

Но ведь аграрная сфера создает неплохой поток зернодолларов. Западные и отечественные компании даже запустили точечную переработку сельхозпродукции. Тем не менее экспорт продукции с высокой добавленной стоимостью даже в этой отрасли оставляет желать лучшего.

Постепенно теряется научный потенциал.

Сфера услуг, ограниченная очень низкой планкой доходов населения и «зверскими» аппетитами коррумпированных чиновников, также вяло развивается.

Малый бизнес уже «отгулял» свои «золотые» времена после известного указа 1998 г. об упрощенке. К тому же на его небольшой «каравай» в последнее время все с большим аппетитом поглядывают новые «деятели экономической и налоговой мысли».

А унылые районы новостроек, состоящие из малопригодных для человеческого проживания «сереньких» 25-этажных «свечек», просто отображают как в зеркале экономику страны, строительная отрасль которой после оплаты коррупционной мзды просто лепит то, на что у людей банально хватает денег.

Украина по размерам ВВП на душу населения находится во второй сотне списка.

И если саудиты, граждане Кувейта или Бахрейна даже после падения в «ковидный» год имеют 20–25 тыс. долл. ВВП на душу населения, поляки — более 15 тыс. долл., то Украина — лишь около 3400 долл., ненамного опережая только Лаос, Египет, Вьетнам и… Гондурас. Мы уступаем даже беднейшему государству Европы — Молдове.

Конечно, ради отражения реальности необходима поправка на мощный теневой сектор экономики. Однако даже если вышеупомянутую цифру подушевого дохода удвоить, принципиально мало что изменится.

Двенадцать лет застоя

После того, как в 1938 году американцы открыли в Саудовской Аравии нефть, государство из сообщества кочевников и купцов-владельцев караванов постепенно превратилось в прогрессивное экономическое сообщество. Разработка нефтяных месторождений требовала сооружения современных портов, дорог, электростанций и водных систем. Темпы экономического развития буквально удесятерялись практически каждое стартовое десятилетие.

В начале 90-х годов прошлого века общий объем ВВП саудитов составлял уже чуть более 100 млрд долл., к 2021-му году он увеличился еще в восемь раз — до чуть менее 800 млрд долл.

ВВП Украины также вырос с приблизительно 20 млрд долл. в 1992-м до около 140–150 млрд долл. в последние годы. Однако такой рост с учетом территории, потенциала и населения страны, мягко говоря, критически скромен.

История развития экономики Украины имеет три периода.

Первый охватывает 1990–1999 годы, когда темпы роста ВВП находились исключительно в красной зоне, по сути, экономика деградировала.

Второй включает 2000–2007 гг., когда за счет удачной внешней конъюнктуры традиционных экспортных товаров и захода в страну спекулятивного западного финансового капитала, экономика несколько восстановилась. Достаточно мощные темпы роста продержались более восьми лет и составляли вполне приличные в годовом исчислении от пяти до почти 12% ВВП.

Третий — с 2008-го до настоящего времени — характеризовался резкими провалами темпов роста в «красную» зону. После мирового кризиса 2008-го года государство так и не оправилось. Антирекорды зафиксированы в 2009 году — минус 15%, в 2014-м — минус 6,5%, в 2015-м — почти минус 10%. (Рекордный ВВП независимой Украины зафиксирован в 2008 году — около 188 млрд долл. В 2012–2013 годах он составлял около 180 млрд. долл.)

В 2020 году экономика Украины продемонстрировала падение еще на 4%. В результате в плане экономического развития потеряно уже даже не десятилетие, а 12 лет.

Оазис в песках

Саудовская Аравия могла ведь распределять нефть в пользу нескольких десятков шейхов и их челяди. И была бы сейчас государством с несколькими процентами мегасостоятельного населения. В этом случае простые саудиты, возможно, тоже бы искали заработка и счастья в других странах, как сегодня наши «заробитчане».

Однако правители Аравии в свое время поняли, что само по себе наличие национального богатства и денег — это еще не развитие. А строительство нескольких десятков больниц, школ и заводов не меняют положения государства и общества в целом. Поэтому руководство провело ряд комплексных и коренных социально-экономических реформ, почти моментально передвинувших Саудовскую Аравию на несравненно более высокий уровень развития.

Нефтегазовое хозяйство находится под жестким государственным контролем. А реформы проводились по принципу — конечный результат преобразований — благосостояние простого саудита, создание для него достойного уровня и качества жизни.

Нефтяной бум не стабилен, в торговле нефтью были и обвалы, пережили саудиты и военные действия, но выстроенная ими экономика оказалась стрессоустойчивой.

Почему? Потому что за счет национального богатства государства живет все население, а не обогащаются отдельные его группы. В нем черпают возможности для развития другие отрасли экономики, включая их пустынное сельское хозяйство. Еще в 90-х годах прошлого века Саудовская Аравия перешла на самообеспечение продовольствием, а излишки даже экспортирует.

Именно использование национального богатства во благо каждого гражданина создало финансовую сказку. Тем временем нынешние лидеры Саудовской Аравии, опираясь на подушку, созданную нефтедолларами, строят новую экономику, которая уже не будет зависеть исключительно от нефти.

У подданных короля нет экономических поводов обижаться на руководство. Саудовские налоги входят в десятку самых удобных в мире, а «коммуналка» там — чисто символическая.

Это у нас газ собственной добычи превратили в «шкуродерню» для граждан и для бизнеса. В Саудовской Аравии одно из производных национального достояния — бензин — продается вдвое дешевле средних мировых цен.

Это в Украине в трудные «ковидные» времена коммунальные тарифы растут, заставляя людей перекрывать трассы. У саудитов примеры иные. Так, во времена военных действий операции «Буря в пустыне» (1990–1991), когда королевство испытывало финансовые трудности, король Саудовской Аравии принял решение в два раза снизить и без того невысокие коммунальные тарифы для населения.

Согласно последним статистическим данным, в Саудовской Аравии ежегодно 2,4 млрд долл. (4,7% ВВП) направляется на развитие системы здравоохранения. Более четверти государственного годового бюджета тратится на образование. Государство спонсирует обучение своих граждан в зарубежных университетах — главным образом в США, Великобритании, Канаде, Австралии, Малайзии.

Как обстоят дела с медициной и образованием у нас, читатели ZN.UA хорошо осведомлены.

Средняя зарплата в Саудовской Аравии составляет около 3 тыс. долл. в месяц, а при рождении ребенка выплачивается помощь в размере около 50 тыс. долл.

Государства Персидского залива сумели построить современное общество с разнообразной экономической базой в негостеприимной пустыне, обеспечив использование национальных богатств в интересах развития всей страны.

Сказка для избранных

Экономика Украины, все ее национальное богатство и промышленное наследие, наоборот работает преимущественно на очень незначительную часть населения.

Кланово-олигархические группы, получившие контроль над промышленностью после псевдорыночной приватизации 90-х и имеющие неконкурентный и ничем не ограниченный доступ к недрам, не создали жизнеспособной экономики.

Вот уже тридцать лет экономику сотрясают перманентные финансово-экономические кризисы, время от времени сопровождающиеся резкой девальвацией национальной валюты.

В результате, государство с фантастическим потенциалом превратилось едва ли не в сырьевой придаток более успешных экономик мира. Доля продукции с высокой добавленной стоимостью, по сути — мизерна. Многие старые предприятия не модернизированы, инновации близки к нулю. Лишь сектор IT, благодаря «нишевому» налогообложению сумел создать свое «государство в государстве» и живет по большому счету независимо от чиновников, правоохранителей и прочих инструментов регресса.

Последний год оказался годом не только медицинского форс-мажора. Амортизируя собственные экономики, глобальные эмиссионные центры выплеснули «в мир» неимоверное количество денег на многие триллионы долларов.

В результате «надулись» не только акции и некоторые рынки недвижимости, но и традиционные предметы украинского экспорта, входящие в группу коммодитиз (от англ. commodities) — биржевые товары, активно перепродаваемые на организованных рынках мира.

Украинские железная руда, металлы, зерно и прочий экспорт неимоверно взлетели в цене на мировых рынках. Особенно отличилась руда — цены выросли почти в 2,5 раза.

Соответственно, за прошедший год Украина, как государство, могло сказочно обогатиться, получив в бюджет фантастические суммы. Если бы, конечно, применялись справедливые рентные платежи и адекватное налогообложение большого бизнеса, использующего недра, принадлежащие всему народу. А поскольку этого «если» нет, то и львиная доля прибыли оказалась в частных руках собственников экспортных компаний и фирм.

Заметим, что корпоративные доходы, например, в обладающей значительными национальными богатствами Норвегии, облагаются налогом по ставке 27%. При этом для нефтегазовой индустрии существует дополнительное налогообложение, повышающее общую ставку до 78%.

Т.е. прогрессивное налогообложение и высокие корпоративные налоги — надежный механизм перераспределения доходов, сокращения неравенства и построения богатого социально направленного государства.

Ведь при справедливой (соизмеримой с европейской) ренте, а также иными корпоративными налогами Украина могла бы отказаться от кредитов МВФ. Ей не нужно было бы создавать в финансовом секторе страны ОВГЗ сооружение, напоминающее пирамиду. Отпала бы необходимость за счет ковидного фонда финансировать «Большое строительство» или искать средства в карманах населения и мелкого бизнеса для преодоления последствий экономической турбулентности…

Не только Норвегия, но и другие цивилизованные государства применяют специальные налоги с повышенными ставками. У нас же рентные платежи в последнее время несколько повышены, но все еще находятся в «копеечном» соотношении с «запрыгнувшими» на рекордные высоты ценами на commodities.

Но и это еще не все. У нас предусмотрены… преференции для тех, кто «добывает» миллиарды из недр. Например, в виде сверхкомфортных тарифов на перевозку и аренду железнодорожных вагонов.

Дополнительной «конфеткой» для мегаприбылей монополий являются скидки по земельному налогу — в некоторых случаях монополисты оплачивают лишь четверть от нормы.

А экологический налог в отдельных сегментах может быть в 200 раз меньше, чем в богатой Германии. При этом бремя последующих расходов, связанных с загрязнением воды, воздуха и грунтов ложится на государство и всех его граждан.

Впрочем, в последнее время европейские страны дискутируют о том, чтобы включить недополученный Украиной экологический оброк в размер госпошлины на украинскую продукцию при пересечении границы.

В случае принятия таких изменений в европейское законодательство, деньги за загрязнение нашей территории будут пополнять казну не нашего государства, а стран, принимающих нашу экспортную продукцию.

Только нам кажется, что нет предела абсурду, сопутствующему многим аспектам нашей экономики и нашей законодательной базы? Стоит ли удивляться, что украинский «кооператив» списка Форбс удваивает и утраивает доходы по итогам «ковидного» 2020 года?

 

* * *

Чтобы стать богатой, Украине не обязательно изобретать Фейсбук, Амазон или Гугл, как не обязательно внедрять стартапы и создавать с нуля предприятия современного технологического цикла. Достаточно хотя бы надежно контролировать то, что по Конституции принадлежит всем гражданам и должно использоваться им во благо.

Без этого Украине никогда не стать Саудовской Аравией. Кроме того, недра — не бездонны. Саудиты после их опустошения останутся неземным оазисом в пустыне с практически неисчерпаемым национальным фондом благосостояния и новейшей инновационной экономикой. В то время как украинцы рискуют оказаться у разбитого корыта. А по праву принадлежащий им фонд национального благосостояния де-факто окажется рассеян по разным «райским» уголкам планеты в карманах настоящих «контролеров» общего национального богатства.

Пустые же обещания деолигархизации, честной конкуренции и свободы для всех на хлеб не намажешь…