UA / RU
Поддержать ZN.ua

Банковая переводит энергокомпании в ручное управление. Следим за руками

Оцените красоту игры…

Автор: Николай Тесля

Офис президента начал масштабную кампанию по постановке всего энергетического сектора под «ручной контроль». Повод — необходимость пройти зимний период. Реальная цель — контроль над средствами, которые иностранные партнеры готовы выделить на восстановление инфраструктуры. Для этого надо полностью сломать независимость работы госкомпаний, но команда Андрея Ермака считает, что сможет провести эту комбинацию под прикрытием «самого тяжелого отопительного сезона». Это ошибочное видение, но за эту ошибку заплатит каждый из нас.

Вдохновленные успехами контрнаступления соратники президента решили откровенно троллить иностранных партнеров. Правда, тон троллинга напоминает не всемирно известного Джимми Феллона, а звезду украинских ток-шоу покойного Михаила Чечетова с его «оцените красоту игры…».

«Членство нашего государства в Рабочей группе ОЭСР по вопросам борьбы со взяточничеством в международных коммерческих операциях будет играть важную роль в усилении антикоррупционной политики»,— заявляет глава офиса Ермак. Для большинства это никому не понятный набор слов. Для международных партнеров это звучит, как издевательство.

«Принципы ОЭСР» — это правила, по которым государственные предприятия должны работать без политического влияния. Компанией руководит наблюдательный совет, операционной деятельностью занимается независимый руководитель, задачи всем ставит правительство. Но задачи очень общие. Например, заработать денег.

Это не идеальная система, у нее свои недостатки. В наблюдательный совет можно назначить «своих» людей и контролировать менеджмент через них. Но эта система дает шанс, что появятся независимые руководители, которые могут противостоять ручному управлению. Если наблюдательный совет избран по прозрачным процедурам. Если члены наблюдательного совета ценят свою репутацию. Если руководитель избран по конкурсу и может сказать «нет» звонку сверху.

Потому что в государственных предприятиях все часто сводится к звонку сверху. Нет звонка — деньги идут на развитие и в бюджет. Есть звонок — деньги идут «куда надо».

Яркий пример — НАК «Нафтогаз Украины» в прошлом году. Между офисом президента и 50 млрд грн стоял не столько Андрей Коболев, сколько наблюдательный совет, понимавший необходимость закупки газа для отопительного сезона.

А потом наблюдательный совет одним решением Кабинета министров поломали, и все стало совсем грустно. Потому что от приличного до неприличного — один шаг. Вот Чебурашка — он же прилично выглядит. А вот если положить его на асфальт и обвести мелом, будет другая история. Коболева обвели, денег не стало. Никакие таланты нового руководителя Юрия Витренко не позволили привлечь инвестиции или финансирование. Никто не спустит деньги в черную дырку, которой является неподотчетный «Нафтогаз», где руководитель отчитывается только перед людьми, реально его поставившими. Со всем необходимым «домашним заданием».

Теперь офис решает обвести мелом каждого руководителя госпредприятия, у которого есть деньги. Там из истории с «Нафтогазом» вынесли очень логичный, понятный и аргументированный урок. Чтобы было больше денег… надо сменить руководителей на других предприятиях.

Ручное управление, по замыслу Банковой, необходимо установить на нескольких компаниях энергетического сектора. Следите за руками.

О кейсе ОГТСУ я уже писал. Несмотря на протесты международников и прессы, уже 16 сентября руководителя компании, отвечающей за газовую трубу, могут попросить на выход и поставить удобного и контролируемого менеджера. Говорят, международникам пообещали проводить все изменения с соблюдением правил и сначала обновить наблюдательный совет. Но все бумаги для простой замены руководителя на контролируемого уже готовы, министр Юлия Свириденко подготовила их быстро и эффективно. Не хватает подписи премьера. Он также выступает за «правила ОЭСР» на словах, а на деле нужные решения подписывает, не колеблясь. «Оцените красоту игры…».

Из опыта «Нафтогаза» также вынесли еще один урок: эффективность двухходовки «проводим аудит — отдаем дело в СБУ — выгоняем руководителя». По тому же протоколу пытаются выгнать руководителя «Укрэнерго» Владимира Кудрицкого — просто дежавю. У компании деньги есть, но они либо для бюджета, либо для отопительного сезона. Руководитель принципиальный, часть «звонков» игнорирует, наблюдательный совет же защищает его позицию.

Решение? Проводим аудит, отдаем результаты в СБУ.

При этом никого не смущает, что обвинения аудита противоречат заявлениям президента. Владимир Зеленский подчеркивает, что экспорт электроэнергии и синхронизация сетей спасают Европу. А аудит то же самое называет «миллиардными убытками для бюджета».

Но это только со стороны выглядит идиотизмом. На самом деле это нужно, чтобы передать дело в СБУ с формулировкой «государственная измена» и забрать от неподконтрольных НАБУ и САП. Следующими шагами должны быть травля в медиа и «вынужденное» решение министерства по смене руководителя «согласно законам военного времени». Технологию Минэнерго уже отработало. «Оцените красоту игры…».

Еще один «подконтрольный» руководитель вот-вот появится в «Нафтогазе». Бурная пиар-деятельность действующего Витренко связана только с попыткой обелить репутацию «на выходе», потому что картины в его кабинет уже выбирает в галерее действующий министр регионального развития Алексей Чернышов. Витренко наигрались, теперь ставят другого менеджера и тоже решением Кабинета министров, который выполняет функции наблюдательного совета. Это такой действенный ответ на просьбу послов G7 создать наблюдательный совет, озвученную несколько недель назад. «Оцените красоту игры…».

Из энергетических компаний останется только «Энергоатом», но там сейчас все «свои». А чтобы международники были счастливы, можно будет даже пойти на немыслимый шаг: корпоратизацию «Энергоатома». Это будет замечательная реформа, о ней можно будет напоминать каждый раз, когда будет приезжать Энтони Блинкен. Правда, в законе, делающем возможной корпоратизацию, по состоянию на сегодняшний день есть пункт о том, что руководителя все-таки назначает Кабмин. Зато название, зато корпоратизация. «Оцените красоту игры…».

Из крупных государственных компаний останется только «Центрэнерго», но тут у всех есть консенсус о том, что «святое трогать не надо». Не буду трогать и я пока. Сделаю это для читателей отдельно, когда компания начнет сжигать уголь…

Собственно, «Энергоатом» и «Центрэнерго» — лучшая иллюстрация того, что происходит с компаниями, где менеджмент выполняет любые пожелания политиков или чиновников. У них уже давно нет денег для выполнения социальных обязательств — обеспечения ресурса для того, чтобы у населения были доступные тарифы.

Впрочем, задача поставить компании «к ноге» не в том, чтобы помочь населению. Игру, которую мы должныоценить, ведет фактический куратор сектора энергетики, заместитель главы офиса президента Ростислав Шурма. Кроме подготовки к отопительному сезону, у Ростислава есть еще одна важная задача — попасть в кресло премьер-министра, ведь забег с определением нового руководителя Кабмина начался довольно давно. Шурма, несмотря на молодость, хорошо понимает, как устроена власть в Украине, — сказались годы работы в команде Рината Ахметова. Наблюдая за действующим премьером, он прекрасно понимает, что для игры в большую политику нужен контролируемый ресурс, а не просто должность.

Именно этот ресурс Шурма методически собирает, используя все предоставленные для решения «проблемы отопительного сезона» инструменты.

Политически момент для «сбора ресурса» замечательный. Ответственным за «плохую подготовку к отопительному сезону» можно сделать министра. Доламывание независимости государственных компаний иностранные партнеры могут и пережить — у нас же война. «Оцените красоту игры…».

Вот только иностранные партнеры игру не оценили уже. В офисе президента до сих пор в это не верят, но союзники четко понимают, чем является энергетика для украинской власти. Запасным вариантом распила денег на восстановление страны. Можно создать фонд по управлению, фонд по контролю над фондом по управлению — что угодно. Восстанавливать сети, генерацию, добывающие мощности будут все равно государственные компании. Они — «последняя миля» использования инвестиций в восстановление. И именно поэтому идет борьба за контроль над ними. Либо «ручной» из офиса или премьерского кресла, либо прозрачный по правилам.

Печальная новость для Ростислава Шурмы — не только он помнит о том, как вели себя Павел Лазаренко или Партия регионов. Иностранцы знают продолжение фразы Чечетова: «Оцените красоту игры, развели, как котят». И не готовы на развод.

Просто не дадут денег.

Больше статей Николая Тесли читайте по ссылке.