Бюджет Киева на 2012 год, принятый «под елочку», 29 декабря, - это просто какая-то сказка о царе Салтане! Или о белом бычке - это уж как кому нравится, но содержание этого документа получилось уж точно сказочным… Ведь если в него поверить, то бюджет столицы в нынешнем году окажется не просто бездефицитным - его доходы превысят расходы более чем на полмиллиарда гривен. И поступления от подоходного налога на 16% вырастут; и на культуру, детские школы эстетического воспитания, театры и концерты намного больше, чем раньше, отвалят; а на социальную защиту аж 2,5 млрд. грн. дадут. И даже на фонтаны выделят целых 24 млн., что впечатляет на фоне жалких 5 млн. грн., выделяемых на многострадальные лифты в многоэтажках. И вы в такое счастье поверите?! Впрочем, в то, что на ремонт и замену лифтов выделят гроши, верится охотно: в соседнем доме как остановили лифт на ремонт где-то в начале ноября, так уже январь кончается, а народ все пешком ходит, тренируя опорно-двигательный аппарат и сердечную мышцу. Для здоровья многим, может, и полезно, но в подъезде живут граждане весьма преклонного возраста, которым такая физкультура с медицинской точки зрения явно не показана… И кстати, любопытно, если на ремонт и замену всех лифтов всего Киева выделяется 5 млн. грн., то на те же цели, но в здании одной только КГГА планируют отстегнуть 3,5 млн.! Но вернемся к общим показателям. Итак, доходы сводного бюджета столицы с учетом общего и специального фондов и трансфертов из центрального бюджета утверждены в размере 16 млрд. 439 млн. грн., расходы - 15 млрд. 929 млн. грн., то есть планируется профицит бюджета в размере 510 млн. грн. Но если взглянуть на структуру и динамику реальных доходов бюджета за последние два года и сравнить с «планов громадьем» на 2012-й, то обращают на себя внимание, мягко говоря, неувязочки. Доходы бюджета столицы без учета трансфертов из центра в 2010 году составили 9,746 млрд. грн., а в 2011-м ожидалось 10,586 млрд., то есть планировался рост на 8,6% (точные данные по прошлому году на момент написания статьи еще не были известны). На 2012 год планируются поступления в объеме 13,862 млрд., что почти на треть (31%) больше, чем в 2011-м, и на 42,23% больше, чем в относительно успешном 2010 году. Откуда такие цифры гигантского, просто-таки «космического» роста? Или в столицу опять возвращается «Эра Глубокого Космоса»?.. Что касается трансфертов из госбюджета, то на 2012 год их планируется даже уменьшить. Если в 2010-м они составили 1,450 млрд. грн., в 2011-м ожидалось (точных данных пока нет) 3,811 млрд., то в нынешнем планируется только 2,577 млрд. грн. - это если правительство даст. Итак, суммарные поступления (с учетом трансфертов) в столичную казну в 2010 году составили 11,196 млрд. В 2011-м ожидалось 14,397 млрд., или на 28,6% больше, чем в 2010-м, а в 2012 году планируется получить 16,439 млрд. грн. Это на 14,2% больше, чем ожидалось в 2011-м, и аж на 48,8% (!) больше, чем в 2010-м. Фантастика - почти полуторакратный рост всего за два года в условиях кризиса! Но все эти старательно выстроенные цифровые «пасочки» разваливаются, если обратиться к фактическим данным городского статуправления: по состоянию на 1 декабря прошлого года бюджет-2011 столицы по доходам был выполнен на 70,6%, по расходам - на 72%. То есть налицо никакое не перевыполнение плановых показателей, а наоборот. Больше ожидавшегося оказался разве что дефицит городской казны. Даже если предположить, что декабрь был невиданно ударным месяцем в плане сбора налогов и других поступлений, выполнение годового плана в лучшем случае могло достичь 77-80%. А потому нарисованные в планах на нынешний год «проценты невиданного роста» - это или туфта, или диагноз… Кстати, на то и похоже. Ибо глава КГГА после принятия документа заявил, что, дескать, 2011-й заканчиваем на позитиве, а бюджет-2012 - амбициозный. (Хотя если исходить из вышеприведенных фактических цифр, впору назвать его не амбициозным, а неадекватным.) Что касается 2011 года, то, видимо, из-за переизбытка «позитива» многие бюджетники столицы пошли на новогодние вакации, получив голую ставку в размере около одной минимальной зарплаты без малейших, хотя бы минимальных надбавок (даже тех, которые по закону и срезать-то запрещается). Райфинотделы сказали, что денег нет (очевидно, тоже от переизбытка «позитива» в вопросе выполнения и перевыполнения плана по поступлениям в бюджет). Ну а районные власти заявили: кто не доволен - может увольняться по собственному желанию, а кто будет позволять себе много недовольных разговоров - того найдем за что уволить. За счет чего же столичная власть планирует столь гигантский рост доходов бюджета? Ведь, как справедливо обратила внимание замглавы фракции Партии УДАР в Киевсовете Наталья Новак, Всемирный банк прогнозирует рост ВВП в Украине в 2012 году в размере 2,5%, Кабмин и госбюджет-2012 - 3,9%, но столичные чиновники нарисовали рост в размере целых 5%, а рост производства - и вовсе 6,5%. Конечно, Киев - это столица, но не до такой же степени! По словам замглавы КГГА Руслана Крамаренко, основным источником наполнения бюджета Киева является налог с доходов физических лиц, доля которого в общем фонде превышает 62%. По сравнению с 2011 годом поступления от него должны увеличиться на 1 млрд. грн. (до 7,2 млрд.), или на 16%. Однако за счет чего должен произойти столь впечатляющий рост, столичные чиновники не указывают. А ведь в госбюджете-2012 рост минимальной зарплаты запланирован всего на 10%. И опять-таки, все это хорошо, если план по поступлениям в бюджет 2011 года будет выполнен. Но если этого не произойдет, то все указанные расчеты есть «суета сует, - все суета», как говаривал Экклезиаст… При этом не следует забывать, что согласно действующему законодательству 50% поступлений от налога на доходы физических лиц забирает госбюджет, а это 7 млрд., если планы реальны. Только экс-мэр Омельченко позволял себе бороться с этим «глубоко чуждым» для столичной общины явлением, но Попов на это никогда не пойдет. Вторым по значению источником наполнения столичного бюджета являются поступления от платы за землю. Р.Крамаренко утверждает, что в 2011 году плата за землю дала 1,9 млрд. грн. В бюджете-2012 планируется удвоить поступления - до 3,8 млрд. грн. Сделать это предполагается простым, но действенным методом - путем перезаключения договоров с арендаторами столичной земли. Если сейчас еще действуют договора, которые в ряде случаев определяют арендную ставку в размере 1%, то по действующему законодательству она должна составлять от 3 до 12%. Очевидно, что при переводе на более высокие ставки существенно вырастут и поступления. Как будет чувствовать себя бизнес, особенно малый, при аренде по ставке 12%, как это отразится на ценах на товары и услуги первой необходимости, на возможности содержать культурные объекты - никто не задумывается. В частности, владельцы киосков по продаже прессы стонут от неимоверных «паевых взносов», а сеть киосков «Пресса» сократилась по сравнению с советскими временами в разы. Кроме того, от продажи земли планируется получить 660 млн. грн. Вопрос о том, за счет чего будем жить, когда все продадим, пока мало кого волнует… Сборы за пользование природными ресурсами должны принести в городскую казну 3,882 млрд. грн., поступления от деятельности бюджетных учреждений - более 450 млн., от неких «операций с капиталом» - 1 млрд., от целевого фонда - 187 млн., от паевых взносов субъектов хозяйствования на развитие транспортной и социальной инфраструктуры - более 196 млн., от рекламы на объектах коммунальной собственности - 81 млн. грн. Рост производства в столице, как уже отмечалось выше, запланирован на уровне 6,5% (до 48,5 млрд. грн.), на 6,5% планируется увеличение и экспорта (до 68 млрд. грн.). Среднемесячная зарплата в столице, по мнению чиновников, должна вырасти на 15%, достигнув 4600 грн. Если доходы местами весьма сомнительны, то расходы запланированы реальные и обеспечивающие предвыборный пиар и подкуп избирателей. Но так, чтобы не нести ответственность за невыполнение незащищенных статей расходов, если денег не хватит. Глава фракции БЮТ в Киевсовете Татьяна Мелихова обращает внимание на следующий нюанс. Широко разрекламированные Азаровым при принятии госбюджета-2012 надбавки учителям и медикам в столичном бюджете-2012, откуда они, собственно, и выплачиваются, вроде бы заложены. Но, в отличие от голых ставок, они не защищены, и если денег на них в городской казне не будет (что вполне вероятно, исходя из сказанного выше), а Кабмин субвенций не даст, то в невыполнении обещанного формально никто не будет виновен. Кроме упомянутых изъятий в госбюджет поступлений от налога на доходы физических лиц, основные статьи расходов суть следующие. На госуправление выделят 616 млн. грн., на ЖКХ - всего 484 млн., на строительство - 773 млн., на транспорт, городское хозяйство, связь, коммуникации и информатизацию - 673 млн., на физкультуру и спорт - 127 млн., на взносы в уставные фонды субъектов хозяйствования с долей коммунального капитала - 209 млн. грн. На социальную защиту и соцобеспечение предусмотрено 2,46 млрд. грн., в том числе на адресную помощь - 1,49 млрд., на энергоносители и коммунальные услуги - 144,5 млн., на оздоровление детей и молодежи - 21 млн. грн. На образование планируется выделить 4,528 млрд. грн., в том числе 284 млн. - на питание школьников (по этой статье образовался большой долг перед поставщиками), 1 млрд. - на среднее образование, 4,4 млн. грн. - на подготовку волонтеров к футбольному чемпионату. Расходы на здравоохранение должны вырасти на 28,3% и достичь 3,708 млрд. грн., в том числе 60 млн. запланировано на медпрепараты для льготников, 221 млн. - на медицинские и перевязочные материалы, около 45 млн. - на ремонт и закупку медоборудования в стационарах. А вот бесплатное питание детей на молочных кухнях не предусмотрено… Весомые расходы предстоят на замаливание грехов, сиречь возврат долгов. Вообще-то в связи с принятием столичного бюджета-2012 на поверхность вдруг всплыли любопытные, но крайне тревожные вещи. Сначала секретарь Киевсовета Галина Герега уведомила граждан, что на данный момент столица имеет долг в размере 800 млн., и не гривен, а долларов!.. Затем чиновники «порадовали» общественность, что максимальный размер долга Киева на конец 2012 года установлен в сумме 8,07 млрд. грн., и ни копейкой больше… Выходит, к концу года город будет должен миллиард долларов?! А кто давал право, кто у граждан спрашивал, кто ответственность понесет? Между прочим, это 50% запланированной доходной части бюджета, если эти планы осуществятся… Р.Крамаренко поведал, что в конце года город должен погасить евробонды 2007 года выпуска на сумму 250 млн. долл., и в зависимости от финансовой ситуации чиновники собираются либо снова выпустить евробонды, либо облигации внутреннего займа, чтобы перекредитоваться. Кроме евробондов, по словам Гереги, город должен вернуть более 555 млн. грн. внешнего и почти 235 млн. грн. внутреннего долга (всего более 790 млн.). Если верить нардепу Кириллу Куликову, то по итогам работы временной следственной комиссии, расследовавшей обстоятельства противоправных действий должностными лицами Киевсовета и КГГА, ситуация с долгами имеет и криминальный характер: в 2009 году Черновецкий и «молодая команда» брали кредиты под 40% годовых. Пошумев для пиара о «борьбе с коррупцией», новая столичная власть за счет «любимых бабушек» выплачивает баснословные суммы, но Черновецкого, Довгого и других к ответственности никто не привлекает, ибо, по мнению Куликова, они откупились. Существенно вырастут расходы на культуру и искусство, но, похоже, не «из любви к искусству», а в целях предвыборного пиара. На «культурку» планируется отстегнуть 605 млн. грн., из которых больше всего достанется театрам, концертным залам и культурным мероприятиям - 191 млн. грн. Детским школам эстетического воспитания будет выделено 174 млн. грн., на библиотеки - 80 млн., на музеи, дворцы и клубы - 64 млн. грн., на реконструкцию павильонов Киевского зоопарка - 14 млн., на финансирование архивов - 21,8 млн., почти 18 млн. - на капитальный ремонт учреждений культуры, всего 3 млн. - на кинотеатры, парки культуры и отдыха. Словом, где - густо, а где - пусто. Например, обещанные на реконструкцию театра оперетты 14 млн. грн. из бюджетного расписания куда-то пропали. И вообще, обещанные 20-процентные надбавки бюджетникам, как уже отмечалось, бюджетом не предусмотрены, и никаких внятных объяснений по этому поводу чиновники пока не дали. Но более всего впечатляет «забота», то есть «турбота». Программу «Турбота» предыдущая «молодая команда» Черновецкого развернула во славу «любимых бабушек», то есть для помощи престарелым гражданам. Правда, есть версия, что это была масштабная афера, затеянная с целью экспроприации у стариков принадлежащей им жилплощади, но наши доблестные правоохранители такими «мелочами» не интересуются. По этой программе с 2008 года накопился существенный долг, в том числе по содержанию стариков в домах призрения. И все эти годы всем и «черновецким», и «донецким» было на это наплевать. И вот, наконец, в столичном бюджете-2012 на эти цели выделили целых 6 млн. грн., проявив невиданную заботу, сиречь «турботу». Вот что значит «выборы»… Таким образом, при ближайшем рассмотрении «социально-амбициозный» бюджет хромает на обе ноги: амбициозность, повторимся, граничит с неадекватностью, а социальность, как водится, свелась к столь любимому нынешней властью шулерству, когда обещают одно, в бюджете пишут другое, а реально дают голую ставку на уровне минималки!