UA / RU
Поддержать ZN.ua

Концессионная труба, или Как нам согреть киевлян

Если не принять меры, то коммунальные сети запросто могут превратиться в катастрофу национального масштаба.

Если не обновить коммунальные сети, жители столицы могут остаться без тепла, воды и канализации. Предприниматели предлагают властям пути решения проблемы. Экономисты поддерживают предпринимателей. Осталось лишь принять властное решение.

Недавно журналисты одного из киевских изданий взялись готовить статью об опасностях, нависших над жителями больших городов Украины. Беседовали с разными специалистами, но поразили их выводы экспертов Института стратегических исследований. А именно: киевлянам (впрочем, как и жителям других украинских городов) вовсе не следует опасаться того, что на них рухнет летящий в аэропорт «Жуляны» самолет или, например, что в ближайшем магазине можно купить продукты, в которых притаилась радиоактивная частица.

Исследователи однозначно заявили: наибольшую опасность представляют коммунальные сети. Если уж совсем упростить, то у всех нас есть шанс свалиться в котлован, заполненный кипятком, который коммунальные службы исправно поставляют в дома честных налогоплательщиков. Причем опасность свариться заживо растет с каждым годом, и если не принять меры, то коммунальные сети запросто могут превратиться в катастрофу национального масштаба.

Происходящее серьезно пугает. Потому, в частности, что на модернизацию сетей в программе социально-экономического развития столицы заложено 18 млн. грн., а по самым скромным подсчетам, необходимо 900 млн. Впрочем, последняя цифра смешит: прокладка километра магистральной трубы вместе с работами съедает 2 млн. грн., а заменить нужно примерно 25 тыс. км теплосетей. Таким образом, приведение столичной теплосети в полный порядок потребует никак не меньше 5 млрд. грн. Таких денег в городском бюджете нет.

Нужно сказать, что столичные власти вполне это понимают. Так, 20 сентября в мэрии состоялась конференция на тему «Потенциал реализации проектов публично-частного партнерства в сфере модернизации коммунальной инфраструктуры».

Говоря простым языком, власти наконец признали, что спасти ситуацию может только сотрудничество государства и частных предпринимателей. Появилось, можно сказать, понимание немаловажного обстоятельства: в государственных или коммунальных органах, во-первых, попросту не хватает специалистов необходимой квалификации, а также гибкости для проведения необходимых реформ. Во-вторых, что тоже важно, ни один из государственных или самоуправленческих органов не найдет достаточного объема финансов для проведения реформ.

Сотрудничество публичных (государственных) органов и частного предпринимателя возможно по нескольким направлениям. Например, собственность государства или городской общины может быть передана в управление частной структуре. В этой ситуации частник управляет объектом или предоставляет услуги, получая плату от органов публичной власти.

Еще один из вариантов - аренда, или афермаж. Здесь частник привлекается к модернизации или эксплуатации инфраструктуры, а строительство финансируется из коммунальных фондов. Частник получает плату от потребителей, но обязан при этом часть получаемого дохода возвращать властям.

Возможна и такая распространенная в развивающихся странах форма сотрудничества, как форфейтинг. Ее суть в том, что частная компания берется за строительство объекта, самостоятельно привлекая капитал. Зато потом отдает государственным или коммунальным службам готовый объект в аренду.

Наконец, возможен вариант создания частно-государственной концессии. В этом случае частному партнеру передаются обязательства по проведению работ, но при этом он получает право взимать платежи с потребителей услуг или товаров. Концессия заключается на обусловленный период, по истечении которого власти могут вернуть объект или продолжить договор концессии.

Жители постсоветских стран (наверное, не стоит напоминать, что в СССР крупное частное предпринимательство было просто невозможно) к идее концессии, возможно, отнеслись бы с большой долей иронии. Но нелишне напомнить, насколько важны были концессионеры в истории Киева. Так, в середине XIX века была создана концессия, проложившая водопровод на Крещатик. А в 80-х того же века концессионеры начали строительство трамвайных путей в городе. В результате киевляне получили первый в Российской империи и второй в Европе электрический трамвай.

Разумеется, для каждого инфраструктурного объекта нужен свой подход при решении проблем модернизации. Но вернемся к самому, пожалуй, опасному из-за своей изношенности объекту - теплосетям. Очевидно, что единственный способ спасти столицу от гибели в котлованах с кипятком - концессионирование того же «Киевэнерго».

Здесь нужно отдельно отметить: все имущество естественного монополиста «Киевэнерго» остается в государственной собственности. По истечении срока договора имущество будет возвращено киевской городской общине, но частник, разумеется, желая получить прибыль, модернизирует теплосеть. Уж он, не сомневаемся, найдет необходимые и напрочь отсутствующие в бюджете города (да и страны) средства.

Кроме того, городские власти оставят за собой право регулировать тарифы на предоставляемые «Киевэнерго» услуги. Что, приходится согласиться, немаловажно. Разумеется, частник-концессионер заинтересован в высоких тарифах на предоставляемые услуги. Но при этом он также заинтересован и в регулярности поступления оплаты. Проще говоря, частник прекрасно понимает, что если он установит заоблачные цены, ему попросту перестанут платить. Работает простая логика: требуй меньше, на обороте заработаешь. К этому необходимо добавить, что к концессионеру переходят все обязательства и социальные гарантии как для работников, так и для потребителей. Другими словами, за «высокие цены, но низкие услуги» можно и криминальное дело схлопотать.

На упомянутой выше конференции в Киевсовете экономисты озвучили занятный тезис. Киевлянам, по большому счету, все равно - кто владеет имуществом, кто предоставляет услуги, кто за все отвечает. Главное, чтобы тепло приходило в дом, асфальт над протекшими трубами не проваливался, а сами трубы не текли, при этом денег за все эти радости брали умеренно.

Остается надеяться, что городские власти, наконец, поймут: они сами не в состоянии справиться с возникшими проблемами. Что помочь может только гибкий и оборотистый частный капитал. Примечательно, что город Артемовск Донецкой области в 2007 году на 40 лет передал целостный имущественный комплекс литовской компании «Энерджи». В Крыму действуют договоры концессии объектов права коммунальной собственности, которые заключены сельскими и поселковыми советами в четырех районах автономии: Симферопольском, Ленинском, Бахчисарайском и Кировском. Только представьте себе, как частный капитал будет воевать за миллионный Киев…