UA / RU
Поддержать ZN.ua

Если у вас процветающий бизнес, тогда мы идем к вам

Шум, который наделал изданный недавно приказ Министерства инфраструктуры о разделе корабельного сбора, стих. Однако от камня, брошенного в акваторию одной частной компании, разошлись большие круги. Немногие стали вникать в суть происходящего. На это и рассчитывали.

Автор: Нина Перстнёва

Шум, который наделал изданный недавно приказ Министерства инфраструктуры о разделе корабельного сбора, стих. Однако от камня, брошенного в акваторию одной частной компании, разошлись большие круги. Немногие стали вникать в суть происходящего. На это и рассчитывали.

Напомним, о миллионных потерях бюджетных средств в порту "Южный" заявил народный депутат от фракции "Народный фронт" и объединения "Депутатский контроль" Максим Поляков. По его словам, четверть миллиарда гривен ежегодно будут уходить в карман частной компании, благодаря покровительству высоких министерских чиновников. Но, как оказалось, речь шла не о казенных деньгах, а о сборах с судов, идущих к причалам этой самой компании, благодаря дноуглублению, сделанному за ее средства. Более того, право получать эту плату частнику дает закон.

Вместе с тем заявление депутата, прозвучавшее с трибуны парламентского пресс-центра, тут же разлетелось по сайтам. ZN.UA тоже опубликовало эту информацию, но уже уточненную. Речь в ней шла о корабельном сборе, который будет получать частная компания "ТИС" благодаря приказу Мининфраструктуры. Как уверял нардеп, "чиновники в сговоре с бизнесменами запланировали себе "откат". В добавок к этому он пояснил, что таким образом якобы банкротится Администрация морских портов Украины (АМПУ). И что в угоду бизнес-интересам она "ежегодно будет терять свыше
250 млн грн портовых сборов, а это непроведенные реконструкции, ремонты, невыплаченные зарплаты в портах и т.д.". Чтобы разобраться в сути происходящего, редакция обратилась за разъяснениями ко всем трем основным сторонам.

Кто прав?

Крупнейший в Украине частный портовый оператор - компания "ТИС" возмущена словами депутата. "Нас обвинили в том, чего нет. Это же неправда. Так нельзя, - пояснил по телефону автору этих строк глава набсовета группы компаний "ТИС" Олег Кутателадзе. - Мы ничего у государства не забираем. Напротив, наш бизнес за семь лет принес казне почти 1 млрд грн. А порту - свыше 275 млн долл. портовых сборов. Мы вложили более 480 млн долл. инвестиций в строительство новых современных терминалов, акватории, железнодорожной станции. И намерены вложить еще больше. Мы даем людям
4000 рабочих мест, приличную зарплату, строим школы в близлежащих селах. И нам все время приходится оправдываться"…

"Почему такое отношение к бизнесу? - продолжил Кутателадзе. - Правительство приглашает иностранцев: приезжайте, вкладывайте деньги в Украину. Но кто при таком отношении к отечественному инвестору захочет вливать свои капиталы в нашу страну? Кто захочет иметь дело с государством, в котором под предлогом борьбы с коррупцией пытаются грабить бизнес?!".

В общем, ТИС заявляет о готовности с цифрами в руках доказать, что он ничего ни у кого не забирает. Компания всего лишь стремится получить часть целевого корабельного сбора, положенного ей по закону, с тем, чтобы снова вложить в новое дноуглубление. Ведь бюджет от этого только выиграет.

Увы, отправленное еще на прошлой неделе обращение ZN.UA к народному депутату
М. Полякову, с просьбой конкретизировать и более широко аргументировать его заявления в отношении приказа Мининфраструктуры и связанных с его появлением перипетий, так и осталось пока без ответа.

Министерство инфраструктуры в своем ответе на запрос ZN.UA ссылается на Закон
"О морских портах Украины" (п. 4 ст. 22), который дает право собственникам операционных акваторий получать часть корабельного сбора. Еще в мае 2013 г. министерством был издан приказ №316, который определил порядок взимания и размер ставок портовых сборов. Но право получать корабельный сбор компании ООО "ТИС-Руда" и ООО "ТИС-Контейнерный терминал" получили лишь после внесения изменений в данный документ. Новый приказ под №281 был подписан министром Пивоварским 24 июля 2015 г. Он также прошел согласования в министерствах и ведомствах, завизирован Кабмином и 28 августа был зарегистрирован в Минюсте.

Также Мининфраструктуры сообщило, что с вводом ставок корабельного сбора для собственников операционных акваторий государство запустило механизм компенсации средств, вложенных частными компаниями в развитие акваторий.

Действие этого приказа распространяется на всех частных стивидоров, имеющих в собственности операционные акватории. Но получать корабельный сбор будет только компания "ТИС". Почему?

Как пояснили в Министерстве инфраструктуры, частными акваториями владеют компании "Ника-Тера" и "Нибулон". Но на данный момент операционные акватории причалов этих предприятий не входят в какие-либо акватории украинских морских портов. Что касается операционных акваторий, построенных "ТИС" за счет частных инвестиций до вступления в силу закона о портах, то они включены в реестр гидротехнических сооружений морских портов и соответствуют тому самому перечню требований, который необходим для получения корабельного сбора.

Но сколько ушло нервов, чтобы доказать

Однако "ТИСу", по словам его руководства, несмотря на вышеперечисленные аргументы, неоднократно приходилось доказывать, что он легально, с полным пакетом разрешительных документов, с письменного согласия порта создал свои акватории.

Компания "ТИС" сообщает, что вложила в дноуглубление 40 млн долл. Часть этих средств пришлось занимать в банках и все прошедшие годы платить по ним проценты, которые "ТИС" не требует вернуть. Со дна лимана площадью 50 га было вычерпано 6,5 млн кубометров грунта для достижения 15-метровых глубин. Результат налицо. В течение семи лет "ТИС" увеличил грузооборот порта на 20 млн т и принес порту дополнительно более 275 млн долл. портовых сборов. Из них 103 млн долл. корабельного сбора. При этом ТИС за свой счет продолжал все эти годы содержать акватории. И ни копейки не получать с корабельного сбора, который предназначен для их содержания, для поддержания определенных глубин, необходимых для безопасного подхода судов к причалам.

По словам руководства "ТИСа", фактически все прошедшие годы порт, а затем АМПУ забирали себе 100% корабельного сбора с судов, идущих к их причалам, за проход по их акваториям. "Проще говоря, наше предприятие построило дорогу, только не асфальтную, а водную, а госпредприятие забирает все деньги за проезд по ней, - поясняет Олег Кутателадзе. - Это неправильно, с правовой точки зрения, и несправедливо, с экономической".

Арифметика "ТИСа" простая. Их предприятие вложило деньги, а другое - получило доход. Словом, порт заработал ровно в шесть раз больше, чем вложил инвестор. Но, как говорится, берешь чужие деньги, а отдавать приходится уже свои. Хотя стороны изначально договаривались о том, что вложенные средства должны быть возвращены компании. Просто порядок компенсации тогда, в 2006-м, когда начиналось строительство, было сложно определить. Таких прецедентов не было. И все ждали появления нового закона о портах, который и должен был решить эту проблему. В 2013 г., когда закон вышел и стало понятно, что возврат инвестиций в построенные гидротехнические сооружения может проводиться за счет портовых сборов, министерство и приняло соответствующий приказ. Вот, собственно, и все. При этом государству, считают в "ТИСе", не нужно лезть за компенсацией в свой пустой карман. Эти деньги будут браться из корабельного сбора с судов, которые будут на протяжении нескольких лет приходить к их причалам.

Согласно новому приказу, "ТИС" будет получать половину корабельного сбора. Вторая половина будет оставаться у АМПУ. Экономические расчеты готовил профильный институт - УкрНИИМФ. Он посчитал, что для операционных акваторий "ТИСа" ставка корабельного сбора должна составлять от 53–60%. Но "ТИС" согласился на соотношение 50 на 50. Ориентировочно каждая из сторон будет получать 10,4 млн долл. в год. Сумма приблизительная и зависит от судозаходов. Чем больше "ТИС" привлечет грузов, тем выше будет доход. И наоборот.

Что же касается шума в прессе, то он, по словам Кутателадзе, поднялся потому, что в госорганах есть много охотников "осваивать" государственные средства. "И это уже не первый раз, - подчеркивает он, - когда против "ТИСа" в прессе разворачивается целая пиар-кампания при полном отсутствии аргументов и доказательств".

К примеру, "ТИС" обвинили в том, что выкопанный им котлован для создания акватории не оформлен в БТИ. Но ни одна акватория в Украине не имеет такого свидетельства. БТИ их выдает только на строения, на недвижимое имущество, а углубленное дно таковым не является.

Компания "ТИС", как заверил автора этих строк г-н Кутателадзе, имеет на руках "Свидетельство о пригодности гидротехнического сооружения к эксплуатации" и "Справку о включении ГТС в базу данных гидротехнических сооружений". Они были получены в 2014 г., а сама акватория была принята в эксплуатацию вместе с причалами давным-давно. Причал №18 государственная комиссия приняла 5 марта 2007 г., причалы №19 и 20 - 14 марта 2008 г. К слову, сама акватория Аджалыкского лимана официально, на основании постановления Кабинета министров была передана порту в пользование только 30 августа 2007 г. То есть когда "ТИС" уже построил свою первую гавань.

Выиграют все?

Компания "ТИС" считает, что от принятия решения о разделении корабельного сбора выиграют и порт, и государство. Вот ее аргументы.

Первый. Корабельный сбор можно использовать только на развитие и содержание акватории. За нецелевые траты закон карает штрафом в 200% от потраченной суммы. Поэтому сбор с судов пойдет на развитие гаваней. В планах "ТИСа" увеличение глубин до
19 м. Сейчас такие параметры имеют лишь причалы ГП "Морской торговый порт "Южный". А увеличение глубин - это увеличение грузопотока, стало быть, и отчислений в бюджет.

Второй. Деньги будут поступать напрямую владельцу акватории, а не в общий котел АМПУ. При этом не надо будет ждать годами, пока тебя включат в план на дноуглубление, потом этот план утвердят, затем объявят тендер и т.д. К примеру, финансовый план АМПУ на 2015 г. Кабмин утвердил только в сентябре. То есть планы по капвложениям провалены. В общем, передача корабельного сбора непосредственно пользователю акватории исключает и такого рода перекосы.

Третий. Частник по сравнению с чиновником не заинтересован в "откатах". Зачем красть деньги у себя самого? Насколько разнились сметы на работы по дноуглублению у "ТИСа" и ГП "Морской торговый порт "Южный", в свое время было написано немало. У порта они оказались намного выше. Отчасти именно по этой причине государственные структуры неохотно расстаются с целевыми деньгами.

Четвертый. Передача части корабельного сбора "ТИСу" никак не может привести к банкротству АМПУ. Администрация морских портов планирует получить в этом году почти 3 млрд грн чистой прибыли. В первом полугодии 2015-го в целом по всем портам ведомство собрало 2,2 млрд грн портовых сборов. План на год - 4,7 млрд. А "ТИСу" планируется возвращать всего около
250 млн грн ежегодно.

В самом порту "Южный" за восемь месяцев этого года АМПУ собрала с судов 48,2 млн долл., в том числе 34,9 млн долл. корабельного сбора. Из них более половины собрано с судов, которые заходили к причалам "ТИС".

И последний аргумент. После того, как "ТИСу" будут возмещены вложенные им в развитие и содержание инвестиции, он сможет передать акватории на баланс АМПУ.

Сколько весят аргументы?

Об этом, считают в "ТИСе", свидетельствуют показатели работы.

Компания "Трансинвестсервис" (теперь группа компаний "ТИС") начинала свои первые шаги в порту "Южный" в середине 90-х прошлого столетия. За двадцать лет на берегу Малого Аджалыкского лимана, где раньше рос камыш, квакали лягушки, а воробью было по колено, она построила пять современных терминалов и шесть причалов. Фактически рядом с государственным портом, в хвосте лимана вырос не просто второй по мощности порт (но уже частный), а огромный транспортный узел. Кроме терминалов по перевалке грузов, построена железнодорожная станция с магистралями, чего никогда не делал частник, а ждал, пока это сделает государство. Точно так же нужно было ждать, пока государство углубит дно возле твоих причалов. Поэтому "ТИС" брал кредиты и строил, строил, строил.

Группа компаний "ТИС" переваливает минеральные удобрения, уголь, руду, зерно и грузы в контейнерах. За 2014 г. ее грузооборот достиг без малого 26 млн т. "ТИС" обогнал ГП "Морской торговый порт "Южный", Одесский порт. Он - лидер портовой отрасли в Украине. Но если посмотреть историю становления этой частной стивидорной компании, то можно увидеть, что она, зажатая рамками устаревшего законодательства, развивалась не благодаря помощи государства, а скорее, вопреки.

Этапы роста компании, сокрушаются в "ТИСе", - это борьба за право работать в равных с государственным портом условиях, это противостояние с портовым начальством и министерскими чиновниками. Они часто менялись, и приходилось вновь и вновь отстаивать свои права на свои же объекты. Ведь были министры, которые расхаживали с инвесторами по территории "ТИСа" и предлагали им вкладывать свои капиталы. И, конечно, приходилось все время уклоняться от "наездов" типа "вы нам доллар с тонны, и у вас никаких проблем". Правда, это было давно, когда объемы были в три-четыре раза меньше. Но сейчас приходится отбиваться от цифр, которые чиновники рисуют на бумаге.

***

Это все к вопросу о все той же коррупции в портах. Ее, конечно, там не меньше и не больше, чем в любой другой отрасли экономики. Но ситуация вокруг "ТИСа" и затягивание решения с компенсацией инвестиций как раз и способствуют вымогательству и другим вещам. Ведь если говорить о депутатском "наезде" на "ТИС", то в конечном итоге во что он вылился? В инструмент давления на оппонентов. Неслучайно сразу появились требования об отставке министра А.Пивоварского.

Важно и другое. Президент, премьер, министры, разъезжая по заграницам, призывают инвесторов вкладывать деньги в украинские порты. А созданы ли условия для инвестиций? Где открытые и понятные механизмы их возврата? Почему Кабмин до сих пор их не принял? Вместо них - министерский циркуляр "для создания условий для развития бизнеса". Только почему-то бизнес этого не понял. Одни увидели коррупцию, другие - откаты. Ну а третьи - спусковой крючок. И тут неважно, против кого конкретно направлено оружие. Оно направлено против имиджа Украины и против инвестиций.